Публикации

Становление дошкольной педагогики как науки

 Контрольная работа по дошкольной педагогике: Становление дошкольной педагогики, как науки 

План

  1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
  2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов — классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
  3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
  4. Охарактеризуйте основные направления современных научных исследований педагогики детства в Республике Беларусь и странах СНГ.

Список использованной литературы

1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.

Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Современная дошкольная педагогика изучает: во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления. Во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию — занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.[4; с.35].

Дошкольная педагогика правомерно использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем педагогических задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогические методы по форме воздействия воспитателя на ребенка бывают словесными и наглядными.

Словесные методы в виде указаний и объяснений воспитателя, его рассказов об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении и воспитании детей на всех ступенях дошкольного детства. Эффективность этих методов в значительной мере зависит от культуры речи воспитателя, ее образности и эмоциональной выразительности, доступности детскому пониманию. Однако только словесных воздействий для воспитания маленького ребенка недостаточно. Чтобы слово нужным образом повлияло на дошкольника, оно должно найти опору в его чувственном опыте. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами обучения и воспитания.

Наглядные методы так же разнообразны, как и методы словесные. Это и непосредственное ознакомление детей с окружающим, и показ им реальных предметов, картинок, диапозитивов, объемных моделей, а также схематических изображений тех или иных предметов, явлений или событий окружающей действительности и т. д. Наглядность в обучении заключается не только в зрительном и слуховом ознакомлении детей с окружающим, по и в осязательном (ощупывание, обследование предметов и т. д.), что особенно существенно для воспитания самых маленьких. Учитывая конкретный, образный характер мышления маленького ребенка, следует признать, что наглядные методы (в сочетании со словесными) особенно важны в дошкольном воспитании. Однако и этими методами не следует ограничиваться.

При усвоении нового материала детям необходимо для более глубокого познания действительности не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя некоторые связи и взаимоотношения между ними, в какой-то мере преобразуя их. Поэтому словесные и наглядные методы надо сочетать с практическими методами обучения и воспитания.

Говоря о руководстве детской практической деятельностью, рассмотрим проблему педагогических методов с иной стороны, имея в виду уже не форму воздействия воспитателя на ребенка (методы словесные, наглядные и т. д.), а особенности влияния методов на содержание и характер деятельности дошкольников в зависимости от того, насколько дети овладели предложенным материалом и в какой мере они могут самостоятельно справиться с решением поставленной задачи.

Как известно, воспитание не односторонний процесс воздействия педагога на ребенка. Воспитание и обучение неосуществимы без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при этом условии возможны эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, воспитание происходит в процессе совместного общения педагога и ребенка. Характер общения каждого из них не остается неизменным.

На первых порах, когда ребенок только начинает знакомиться с неизвестной ему областью действительности и овладевает совершенно новыми для него знаниями и умениями, воспитатель вынужден (с помощью слова, наглядного показа, привлечения дошкольника к практическому действию) шаг за шагом руководить активностью, систематически организовывать его ориентировку па существенные признаки изучаемого предмета, последовательно, поэтапно формировать у пего новые способы действия и новые представления.

В дальнейшем, когда ребенок в какой-то мере овладеет новым материалом и приобретет некоторые познания в изучаемой области, возникает возможность предоставить ему большую самостоятельность в осуществлении той или иной деятельности, что на определенной ступени воспитания позволяет создать наиболее благоприятные условия для его всестороннего развития. И при такой организации педагогического процесса воспитатель продолжает играть в нем руководящую роль, однако методы педагогического воздействия на ребенка, на содержание и строение детской деятельности изменяются. Рассмотрим методы воздействия на детей в процессе воспитания и обучения.

Методы прямого воздействия. Воспитатель не только ставит перед ребенком задачу (нарисовать такой-то предмет, построить из кубиков постройку, решить арифметическую задачу, выполнить правило поведения и т. д.), но и дает ему (с помощью слова и наглядного показа) образец способа действия (изображения, конструирования, счета, вежливого обращения), добиваясь, чтобы ребенок в процессе упражнений овладел этим способом, усвоил определенные навыки, выработал привычки. Методы прямого воздействия наиболее часто и систематично используются на занятиях. Они особенно важны для умственного воспитания, но играют существенную роль и в эстетическом (обучение рисованию, пению, художественному рассказыванию), и в нравственном воспитании (формирование представлений детей о явлениях общественной жизни, воспитание культурного поведения, умения держать себя в обществе, в коллективе и т. д.).

Методы опосредованного педагогического воздействия в процессе воспитания и обучения (как правило, при руководстве самостоятельной деятельностью детей). Воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способа ее решения. В воспитательных целях он использует главным образом методы и приемы опосредованного влияния — внимательно изучает интересы и склонности детей, дает советы, поощряет общение, основанное на взаимообучении и подражании, создает условия для самообучения, обеспечивает предметно-материальную среду, включается как организатор в детскую деятельность и стремится обогатить и развить ее содержание. Эти методы особенно применимы при организации игр, руководстве художественной самодеятельностью, а также при самостоятельном ознакомлении детей с окружающей действительностью. Употребляют их по отношению к детям, которые в результате предшествующего обучения и воспитания уже приобрели значительный опыт и достигли в играх, художественном творчестве, умственной деятельности довольно высокого уровня развития. Применение этих методов требует от воспитателя большого педагогического мастерства, способности проникнуться интересами и замыслами детей, умением включаться в их самодеятельность и придавать ей нужное направление.

Методы проблемного воспитания и обучения. Ставя перед детьми задачу, воспитатель дает им возможность самим изыскивать средства. решения, используя ранее приобретенные знания и умения. Разновидность этого метода — создание ситуации с конкретными условиями действия, когда ребенку предлагают осмыслить стоящую перед ним задачу и найти подходящие способы решения. Например, воспитатель организует игру, по ходу которой для кукол, изображающих воспитанников детского сада, из другой комнаты нужно привезти на игрушечном автомобиле кроватки. Исходя из этих условий, ребенок должен осмыслить стоящую перед ним арифметическую задачу: предварительно пересчитать кукол и в соответствии с их числом отобрать определенное количество кроватей (чтобы всем хватило!). Педагогические ситуации можно создавать и в процессе нравственного воспитания. Они подводят ребенка к решению, как ему следует поступить в отношении товарищей, какую помощь он должен оказать при осуществлении общего дела и т. д.

Методы проблемного воспитания и обучения используются в детском саду на занятиях и при организации игр и трудовой деятельности детей, при общении их в быту. Эти методы активизируют мысль ребенка, приучают его к самостоятельности, развивают творческую инициативу.[7; с.42-45].

Итак, предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от рождения до перехода их в школу. Она разрабатывает задачи, принципы, содержание, методы, формы и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях общественного дошкольного воспитания, обеспечивая единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы, подготовку детей к обучению в школе.

Дошкольная педагогика разрабатывает общетеоретические и методические проблемы воспитания детей, на которые опираются остальные педагогические науки о ребенке.[2; с.21].

Похожие работы