Публикации

Специфика социального познания. Истина – ценность – оценка

 Контрольная работа по философии на тему: Специфика социального познания. В работе рассматриваются вопросы специфики социального познания, истины, ценности, оценки. 

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно строй­ную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе анализировали проблемы теории познания.

Теория — познания, или гносеология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях [4. С.256 - 257.].

Теория познания — составная часть любой философии. Высшая ступень гносеологии — диалектико-материалистическая теория познания [2. С.156.].

Именно эта теория, по мнению многих исследователей, достигла наибольших успехов в изучении гносеологии, а следовательно и в решении важнейших гносеологических проблем. Поэтому в дальнейшем освещении специфики социального познания мы будем опираться именно на достижения диалектико-материалистической теории.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»-знание и «logos»-понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный тер­мин употребляется в двух основных значениях:1) как уче­ние о всеобщих механизмах и закономерностях познава­тельной деятельности человека, о «знании вообще», незави­симо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является науч­ное познание в его специфических характеристиках [5. С.436.].

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводя­щее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Истина, по определению, — в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна — это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

Некоторые "идеологи" полагают, что содержание- истины зависит от классов и от времени. В 30—40-х годах в нашей стране внедрялось представление, будто существует "буржуазная физика" и "буржуазная генетика". На этом были основаны гонения на тех, кто поддерживал теорию относительности, хромосомную теорию наследственности.

Однако в соответствии с здравым смыслом и по исходному опре­делению объективная истина внеклассова и надысторична.

В. И. Ленин отмечал, что объективная истина это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества; из этого утверждения, если быть последовательным, вытекало положение о независимости истины и от классов.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы