Публикации

Современные технологии обучения

 Современные технологии обучения - контрольная работа по педагогике 

ПЛАН

  1. Современные технологии в обучении. Цели и преимущества
  2. Структура технологии обучения
  3. Современные формы организации учебной работы в школе
  4. Компьютеризация обучения в школе

Заключение

Список использованной литературы

1. Современные технологии в обучении. Цели и преимущества

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Методика и технология. Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Эта наука как бы живет и дышит. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические технологии.

Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что же они могут дать на практике? Вот вопросы, которые в наибольшей степени интересуют сегодня педагогов-практиков.

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами [1; с.245-246].

В Энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология — это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [2; с.1338].

Однако технология это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель — получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента», где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы — для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно корректно в отношении педагогики, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический процесс, но и средства производства, например инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия «технология» во втором определении выражена более точно.

Итак, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Собственно просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает название «технология», когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым учителем по-разному, следовательно, по-разному организуется и урок, деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся, как показал опыт программированного обучения, ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Цель педагогической технологии. Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.

Крупным недостатком современной школы является «размытость» целей. В качестве глобальной цели чаще всего выдвигают идеал (всесторонне и гармонично развитую личность), который в силу своей сути прекрасен и притягателен, но нечеток и до конца необъясним. Подобная цель способна сформировать мотивацию к деятельности по ее достижению, однако она не ясна. При ее постановке встают вопросы: «После скольких лет обучения учащийся становится всесторонне и гармонично развитой личностью? Сколько классов ему надо для этого закончить? Девять, одиннадцать, а может, только восемь? Или человек достигает этой цели только на втором (четвертом) курсе университета?» Цель-идеал не может дать ответа на этот вопрос. Скорее мы получим ответ, что всесторонне и гармонично развитая личность -это только образ, к которому надо стремиться всю жизнь.

Из-за неясности основной цели образования ее регулирующая функция в отборе содержания обучения в школе и в построении педагогического процесса практически не ощущалась.

Вот как эта цель формулируется в большинстве прежних программно-методических документах о школе: «Вооружать учащихся знаниями, необходимыми для их развития, подготовить к работе в народном хозяйстве и продолжению образования», «обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждом члену современного общества, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования».

При отборе содержания обучения по конкретным дисциплинам правомерно встает вопрос: «А почему гармонично развитая личность эту тему должна знать и проходить в школе, а многие другие нет?» Разве для формирования личности не нужны читаемые в университетах высшая математика, теоретическая физика и т.п.?

Сопоставление цели обучения с содержанием многих программ по определенным предметам показывает, что цель остается лишь декларацией и авторы не обращаются к ней при отборе учебного материала.

Разработчики школьных образовательных программ (да и вузовских тоже) строят их исходя из временного ресурса, отталкиваясь от общего количества часов, которое может использовать образовательное учреждение для обучения ребенка. В программу вносится все, что может освоить ребенок средних способностей за годы обучения в школе. Все, что ребенок неспособен освоить в течение 10-летнего обучения, переносится в средние и высшие учебные заведения. Ну а то, что не входит в вузовские программы, остается на проработку аспирантам и соискателям ученых степеней. Выдвижение подобной цели-идеала мало помогает дидактам и педагогам в их работе.

Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное представление о том конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос: «Достигнута ли цель?» Такая цель в педагогике получила название «диагностичной цели», т. е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.

Таким образом, технологизация процесса обучения требует:

  1. Переформулировать идеал (глобальную цель) в диагностичную цель.
  2. Разбить новую диагностичную глобальную цель на этапы и определить диагностичные цели для каждого из этапов (отрезков) обучения.

Как надо поставить цель, чтобы она стала диагностичной? Наука утверждает, что цель обучения считается диагностичной, если соблюдаются следующие условия:

  1. Дано настолько точное и определенное описание формируемого качества, свойства, умения, опыта, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других.
  2. Имеется диагностический инструмент, позволяющий объективно и однозначно:

а) выявить данное качество, свойство, умение, опыт;

б) замерить уровень его развития или сформированности;

в) оценить этот уровень и сравнить его.

На нынешнем этапе развития средней школы существующая глобальная цель не удовлетворяет названным требованиям. Ориентировка на всесторонне и гармонично развитую личность не позволяет дать ни точного определения, ни создать диагностический инструмент контроля. Отсутствие четкой цели выступает основным препятствием на пути совершенствования учебного процесса.

Выбирая цель образования, необходимо ориентироваться на реальности нашего дня. Школа готовит человека к предстоящей взрослой жизни, к труду. Поэтому в качестве диагностичной цели общего образования должна выступать подготовка к профессиональному обучению.

Область применения понятия «технология» в педагогике. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике по крайней мере в трех смыслах:

  1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).
  2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).
  3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина», то теперь, для того чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина) не изменилась.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической систему методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Кроме того, нет четкого разграничения, что ведет к неразберихе. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные — определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.

Подобный взгляд ставит ряд принципиальных ограничений на использование понятия «технология» в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо установить, возможна ли установка диагностичной цели в образовании.

Образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. С обучением ситуация предельно ясна — здесь можно определить диагностичную цель. Ею может выступать усвоение объема учебного материала, способов действий, которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю. Таким образом, в обучении возможно построение и использование технологий.

Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием. В этой области невозможно определить диагностичную цель. Человек — структура многофакторная, обладающая психологическими и личностными качествами. Ни детально описать, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать эти качества на необходимом уровне, ни предусмотреть (предотвратить) все возможные случаи наложения процессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

Кроме того, на сегодняшний день мы не имеем достаточно точных средств диагностики, которые позволили бы однозначно определить уровень сформированности того или иного психологического и особенно личностного качества. Таким образом, на сегодняшний день мы не можем создать технологию воспитания, здесь мы по-прежнему можем опираться только на существующие методики и субъективные методы контроля. Мы не можем применить сочетание «технология воспитания ни к одной «совокупности и последовательности воспитательных методов и процессов», которые в литературе иногда получают название «технологии».

Невозможность применения понятия «воспитательная технология» (или «технология воспитания») позволяет усомниться и в возможности применения термина «образовательные технологии». Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а термин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день не применим, следовательно, сочетание «образовательные технологии» (или «технологии образования») использоваться не может [1; с.246-247, 249-252].

Тот же вывод можно сделать и по поводу широко применяемого сочетания «педагогические технологии». Понятие «педагогический» подразумевает уже не два процесса (обучение и воспитание), а три — обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень психологии, когда почти полностью отсутствуют системные данные в области «развития» личности, не позволяет поставить диагностическую цель развития ребенка. И воспитание и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, а следовательно, использование понятия «педагогическая технология» также неправомерно.

Итак, применение понятий «воспитательная технология», «образовательная технология» и «педагогическая технология» сегодня в школе неправомерно, так как в воспитании и педагогическом процессе нет четкого определения целей. Правда, в психологии разработаны методики развития отдельных психических качеств, дающих весьма хорошие результаты, но в них отсутствует система диагностических средств, поэтому технологиями на сегодняшний день они названы быть не могут. По-видимому, их дальнейшая разработка позволит получить технологии формирования отдельных психических качеств. Правомерным на сегодняшний день может считаться лишь использование понятия «технологии обучения» [3; с.237].

Похожие работы