Публикации

Рыночный спрос и выигрыш потребителя

 Контрольная работа по экономике на тему: Рыночный спрос и выигрыш потребителя. В работе рассматриваются вопросы индивидуального и рыночного спроса, факторов влияющих на спрос, методов расчета спроса по цене, кривые спроса. 

Содержание:

Индивидуальный и рыночный спрос

Основные факторы, оказывающие влияние на спрос.

Эластичность спроса по ценам

Методы расчета эластичности спроса по цене

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене

Индивидуальный и рыночный спрос

Участниками рынка являются покупатели(потребители) и продавцы(производители). Они заключают между собой сделки, то есть покупают и продают товары по определенным ценам.

Спрос на какой-либо товар или услугу — это жела­ние и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Важно заметить, что спрос характеризует не просто жела­ние покупателя иметь этот товар но и его способность заплатить за этот товар (т.е. возможность купить товар). Важнейшими ха­рактеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу — это то количество товара или услуги, которое потребите­ли согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени (день, месяц, год).

Цена спроса на какой-либо товар или услугу — это максимальная цена, которую покупатель готов запла­тить за определенное количество товара или услуги.

Между объемом спроса и ценой спроса существует опреде­ленная зависимость, которая выражается в законе спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокра­щается, если цена на товар повышается.

Таким образом, закон спроса показывает, что существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Основные факторы, оказывающие влияние на спрос

Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние мно­жество других факторов. Учесть их все очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные.

Цены на товары-заменители

Товары-заменители— это товары, имеющие одинаковое назначение. Например, аудиокассеты и компакт-диски, крос­совки и кеды, масло и маргарин. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т.е. спрос на маргарин увеличится. Таким образом, снижение цен на товары-заменители приве­дет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и на­оборот).

Цены на дополняющие товары

Дополняющие товары — это товары, которые используют­ся совместно. Например, автомобиль и бензин, плейер — бата­рейки. Если подорожает бензин, произойдет сокращение спро­са на автомобили; или снижение цен на фотоаппараты вызовет увеличение спроса на фотопленку. То есть снижение цен на до­полняющие товары приведет к увеличению спроса на рассмат­риваемый товар (и наоборот).

Доходы покупателей

Чем больше у нас денег, тем больше мы совершаем поку­пок. То есть увеличение доходов покупателей приведет к уве­личению спроса на товары и услуги, и, наоборот, снижение до­ходов вызовет сокращение спроса.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Эластичность спроса по ценам

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены одним удивительным свойством, получившим название «ценовая эластичность спроса». Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены.(5, с. 87)

На рис. 5 приведено пять кривых спроса, показывающих различные степени эластичности спроса по цене.

В части (а) рис.5 величина спроса «живо» реагирует на изменение цены. В этом случае уменьшение цены от 5 до 3 долларов вызывает возрастание величины спроса от 3 до 6 единиц. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем аналогичное изменение цены, падение цены вызывает рост доходов от продажи этого товара. Доход — это цена, умноженная на проданное количество единиц товара. На диаграмме спроса и предложения доход может быть показан как площадь прямоугольника под кривой спроса, причем высота прямоугольника суть цена товара, а ширина — величина спроса. В этом случае сравнение площадей заштрихованных прямоугольников (пред­ставляющих доход до понижения цены: 5 долларов за единицу, умноженные на 3 единицы-= 15 долларов и последующий доход: 3 доллара за единицу, умноженные на 6 единиц =18 долларов) показывает, что доход увеличился после уменьшения цены. Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена (так что уменьшение цены вызывает увеличение общих доходов), говорят, что спрос эластичный.

Часть (б) рис. 5 иллюстрирует случай, когда величина спроса не реагирует на изменения цены. Здесь уменьшение в цене на 2 доллара (с 5 до 3 долларов за единицу) вызывает увеличение спроса только на одну единицу — с 3 до 4 единиц. На этот раз процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменение цены.

В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода. В таком случае говорят, что спрос неэластичен.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене

Наличие заменителей данного товара.

Когда у товара имеются близкие заменители, то спрос на этот товар эластичен, так как при повышении цены на основной товар покупатели могут легко перейти на использование товаров заменителей.

Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара.

Когда цена данного товара составляет большую долю до­хода потребителя (например, стоимость автомобиля или мебе­ли), спрос на такой товар будет эластичен по цене. Когда цена составляет незначительную долю дохода (например, стоимость мыла, зубной пасты), спрос будет неэластичен по цене.

Длительность периода времени, в течение которого продавец изменит цены.

Если продавец повысит цены в течение короткого периода времени, то покупатели не успеют быстро найти для себя аль­тернативные варианты необходимого товара или услуги, и спрос будет неэластичен по цене. И, наоборот, в течение долго­го временного периода потребители сумеют приспособиться, т.е. найти хорошие заменители, что сделает спрос на товар эла­стичным по цене.

Значимость, привычность товара для потребителя.

Спрос на товары или услуги первой необходимости неэла­стичен по цене, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен по цене.

Степень срочности приобретения товара.

Если потребление данного товара (услуги) не может быть отложено с точки зрения данного покупателя, то спрос на такой товар неэластичен. Например, повышение цен на шампанское накануне Нового года не приводит к снижению спроса на него.(4, с. 67-68)

Доступность товара или услуги.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы