Публикации

Рыночное равновесие

 Рыночное равновесие - контрольная работа по экономической теории 

План

  1. Понятие рыночного равновесия. Равновесная цена и равновесный объем.
  2. Товарный дефицит и его следствия.
  3. Товарный избыток и его следствия.
  4. Виды рыночного равновесия.

Литература
Задача

1. Понятие рыночного равновесия. Равновесная цена и равновесный объем.

Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. На рис. 1 представлены те же самые кривые спроса и предложения, что и раньше, но на этот раз они обе изображены в одной системе координат. [1; с.5]

Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Каким образом устанавливается такая цена? Рассмотрим его на графическом примере (рис. 1).

Точка Ео — точка пересечения кривых спроса и предложения. Она показывает, что только при таком соотношении пены и объема реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Спрос и предложение в такой ситуации находятся в состоянии равновесия, поэтому цену Ро называют ценой равновесия, а объем производства Qro — равновесным объемом производства.

В точке Ео рыночный спрос равен рыночному предложению. Производителям невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, ибо товар не найдет спроса; покупатели не станут рассчитывать на снижение цены единицы товара, ибо такое снижение противоречит интересам продавцов (производителей).

Предположим теперь, что в силу каких-то причин цена на данный товар увеличилась с Р0 до Р1. Из рисунка видно, что в этом случае величина предложения 0Qr2 превысит величину спроса 0Qr1. Возникнет товарный избыток, равный Qr1Qr2. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. Снижение цены сократит предложение товара и будет побуждать потребителей покупать его в большем количестве. Установление цены на уровне Ро уравновесит спрос и предложение.

Если цена P2 окажется ниже равновесной Ро, то величина спроса превысит величину предложения и возникнет товарный дефицит, равный Qr1Qr2- В этом случае конкуренция покупателей будет способствовать повышению цены, что, в свою очередь, побуждает производителей расширять производство данного товара, в результате чего дефицит станет постепенно исчезать. В точке Е0 опять произойдет уравновешивание интересов покупателей и продавцов, и цена установится на уровне Р0.

Сказанное о равенстве спроса и предложения, т.е. покупок и продаж, предполагает определенные абстракции. Так, мы предполагаем, что на рынке реализуется какой-то конкретный товар; что цены на другие товары, и прежде веет на товары-субституты, остаются на прежнем, постоянном уровне; что доходы потребителей также неизменны. Поэтому равновесное состояние рынка некоего данного товара является неполным, частичным, а равенство Qd = Qs при цене, равной Р0, выражает условие частичного равновесия рынка. [5; с.159]

Рыночное равновесие

Рис.1 Рыночное равновесие

2. Товарный дефицит и его следствия.

Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или, проще, дефицитом.

На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т.к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдёт движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.

Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.

На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг — в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.

На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь — это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди. [1; с.6]

Особенностью административно-командной системы был хронический дефицит, причем он был нормой, а не отклонением от нее. Спрос, как правило, превышал возможности производства, отсюда нехватка оборудования, механизмов, стройматериалов. Спрос на квартиры обгонял предложение, что порождало дефицит жилья. Спрос на товары длительного пользования обгонял производственные мощности, что вызывало дефицит этих товаров.

Наряду с дефицитом существовал избыток ресурсов. Именно в силу постоянного дефицита и производители, и торговцы, и потребители приобретали продукцию про запас, полагая, что в случае необходимости удастся за счет этого преодолеть неизбежный дефицит.

Приспособление участников хозяйственного процесса к норме, к возобновлению равновесности происходило посредством использования заменителей, путем упрощения технологии, снижения качеств изделий, переключения производства на выпуск более дорогих и выгодных товаров. Хронический дефицит толкал к постоянному наращиванию капиталовложений, невзирая на реальные размеры инвестиционных ресурсов. Обстановка дефицита использовалась для укрепления монополии поставщика, навязывающего свои условия покупателям.

К условиям дефицита приспосабливались и покупатели. Они приобретали зачастую не то, что нужно, а замену, скажем, не двухкамерный, а однокамерный холодильник, не комплект мебели, а ее разрозненные компоненты. Покупатели интенсивно вели поиск товаров, включались в ожидание желаемой покупки (очереди), накапливали излишние запасы (бездействующий дефицит). [4; с.439-440]

3. Товарный избыток и его следствия.

В случае когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении.

Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства. Он измеряется площадью фигуры, заключенной между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей значению рыночной цены. [3; с.182]

Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, мы переходим к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам. Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене. [2; c.117-118]

Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.

Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.

Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, что он двигается вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.

На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. да резкого возрастания спроса). [1; с.6-7]

4. Виды рыночного равновесия.

Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают мгновенное, кратко- и долгосрочное равновесие.

Допустим, что в силу определенных обстоятельств спрос на какой-то товар резко возрос. Так как предложение этого товара сразу возрасти не может, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь значительным повышением цены. Кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса D в положение D1 увеличит равновесную цену с Р0 до P1 (рис. 2, а).

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост предложения есть нормальная реакция производителей на увеличение спроса. Объем производства возрастает вследствие более интенсивного использования применяемых производственных факторов. В данном случае объем предложения несколько возрастает (с Q1 до Q2); a равновесная цена Р1 устанавливается на более низком уровне чем в ситуации мгновенного равновесия (рис. 2, б).

Когда же объем предложения начинает увеличиваться счет увеличения числа производителей, введения в производство дополнительных мощностей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объема производства, вызывая углубление специализации и другие факторы, обусловливающие положительный эффект масштаба производства, сказывается на снижении издержек, равновесная цена снижается. Такое равновесие называют еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рынка порождает конкуренцию между производителями, в отрасль приходят новые фирмы, объем предложения возрастает до Q2, равновесная цена Р1 еще более снижается. Предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу, устанавливается долгосрочное равновесие между спросом и предложением (рис. 2, в).

Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматривать как этапы в становлении долгосрочного, нормального равновесия. Однако взаимоприспособление спроса и предложения не может быть статичным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.

Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие

Рис. 2. Мгновенное (а), краткосрочное (б) и долгосрочное (в) равновесия

Различают, также, стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночные равновесия. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; второе — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным.

Применительно ко второй ситуации выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Рынок потребителя характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом. На таком рынке конкурируют между собой производители за лучшее и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Ни рынке производителя спрос устойчиво превышает предложение. Потребители конкурируют между собой фактически за доступ к товару. [5; с.160-163]

Литература.

  1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под ред. Лисовика Б., Лукашевича В. — СПб. — 1994.
  2. Рябикина А.А, Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение (учебное пособие) — СПб.: Лань — 1997.
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалеизи Р. Экономика — М.: Дело — 1998.
  4. Экономика / Под ред. Булатова А.С. — М.: Издательство БЕК — 1995
  5. Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. — Мн.: БГУ — 1997.

Задача.

Определите, при каких объёме выпуска и цене монополист максимизирует прибыль. Зависимость между объёмом производства, ценой и совокупными издержками представлена в таблице.

Дайте графическую интерпретацию задачи.

Решение.

Исходя из формул: TR = PQ; П = TR — TC найдём соответствующие значения TR (совокупный доход) и П (совокупная прибыль).

Дадим графическую интерпретацию зависимости P, ТR, П от Q.

Ответ: монополист максимизирует свою прибыль при объёме выпуска товара 5 ед., установив, соответственно, цену 350 д. е. В этом случае его прибыль составит 290 д. е.

Похожие работы