Публикации

Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей в дошкольном учреждении

 Контрольная работа (реферат) по дошкольной педагогике на тему: Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей в дошкольном учреждении 

Методические упражнения

  1. С помощью литературы обоснуйте необходимость участия музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей. Изучите формы совместных действий музыкального руководителя и воспитателя в физкультурной работе.
  2. Рассмотрите специфику музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и досугов, подвижных игр, праздников. Изучите план работы детского сада и выпишите мероприятия по физическому воспитанию, в которых принимает участие музыкальный руководитель. На физкультурном занятии дайте оценку участия музыкального руководителя в решении задач физического воспитания. Сформулируйте выводы и предложения по вопросам участия музыкального руководителя в осуществлении задач физического воспитания.

Литература.

1. С помощью литературы обоснуйте необходимость участия музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей. 

Прежде чем приступить к обоснованию необходимости участия музыкального руководителя в физкультурной работе, следует упомянуть о роли музыки как таковой в процессе физического воспитания детей.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. [3; с.67]

Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального развития детей в разных формах детской деятельности. К ним относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенные на активном взаимодействии взрослых с детьми. За правильную постановку и организацию всей работы по музыкальному воспитанию отвечает заведующая детским садом и музыкальный руководитель.

Педагог — музыкант отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду:

  • проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации;
  • занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации;
  • пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания дошкольников среди родителей.

Работа с детьми включает проведение занятий, праздников, развлечений, а также организацию и развитие самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия проводятся регулярно в соответствии с расписанием.

В первой группе раннего возраста музыкальные занятия проводятся два-три раза в неделю индивидуально. Во второй группе раннего возраста занятия проводятся два раза в неделю: в начале года с подгруппами по 5–6 детей, затем со всей группой. Это требует продуманной и четко организованной работы музыканта в ясельных группах. При этом необходимо учитывать следующие особенности: деление детей на подгруппы, своеобразие репертуара и содержания занятий.

В группах детского сада музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, желательно в первую половину дня. Занятия во второй половине дня должны носить игровой характер.

Кроме общих занятий, музыкальный руководитель проводит индивидуальные занятия с небольшими группами или отдельными детьми. Целью этих занятий является работа по совершенствованию отдельных видов движений, певческих умений и навыков, а также разучивание сюрпризных выступлений для праздников.

Обеспечивая усвоение программного репертуара на занятиях, музыкальный руководитель участвует в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей; оказывает практическую помощь в планировании и организации зон в помещении группы, а также наблюдает и интересуется ходом развития этого вида детской деятельности. Важным звеном всего педагогического процесса является подготовка, организация и проведение праздников и развлечений. Основное условие, способствующее их успешному проведению, — продуманность всего содержания сценария, отражающего основную идею праздника, в котором должна правильно сочетаться разнообразная художественная деятельность детей и взрослых. С целью закрепления хороших впечатлений о празднике музыкальный руководитель может повторить на музыкальном занятии наиболее удачные фрагменты утренника (песни, стихи, игры, пляски, драматизации).

Процесс развития музыкальных способностей детей во многом зависит от контакта в работе музыкального руководителя и воспитателей. Основной ее формой являются беседы-консультации, на которых раскрывается содержание предстоящих музыкальных занятий и разучивается музыкальный материал. Другая форма этой работы — занятия (кружки), объединяющие педагогов разных возрастных групп. На них конкретизируются задачи, содержание и методика проведения занятий с детьми с учетом специфики групп, совершенствуются вокально-хоровые и двигательные навыки воспитателей. Ценной формой совместной работы музыкального руководителя и воспитателей являются открытые музыкальные занятия в разных возрастных группах. Они помогают воспитателям ясно осознать цели; и задачи музыкального воспитания, найти правильные приемы подачи материала.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателями составляет план и ведет учет педагогической работы.

Если музыкальный руководитель отсутствует по каким-либо причинам, воспитатель продолжает работу по музыкальному воспитанию с детьми, используя проигрыватель, магнитофон.

Принимая активное участие во всей жизни детского сада, музыкальный руководитель должен активно пропагандировать музыкально-эстетические знания среди родителей. В. А. Сухомлинский своей деятельностью показал, что наука о воспитании детей одинаково важна как для учителей, так и для родителей. Он писал о возможности осуществления успешной воспитательной работы только при наличии системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

Работа музыкального руководителя по пропаганде музыкально-эстетических знаний должна проводиться в двух основных направлениях.

Первое направление связано с конкретной работой взрослых с детьми по закреплению у них навыков и умений, приобретенных на музыкальных занятиях в детском саду. С этой целью для родителей устраиваются открытые музыкальные занятия в разных возрастных группах детского сада. При этом родители знакомятся не только с методикой проведения музыкальных занятий, но и в какой-то степени познают уровень развития музыкальных способностей их детей во всех видах музыкальной деятельности.

Второе направление охватывает вопросы, связанные с обогащением детей новыми музыкальными впечатлениями. В каждой возрастной группе в «Уголке для родителей» помещаются списки музыкальных произведений, рекомендуемых для прослушивания, а также необходимая научно-популярная литература по музыкальному воспитанию детей в семье. В работе с родителями активную помощь музыкальному руководителю оказывает родительский комитет. Вместе с ним заведующая составляет план работы на год, а также на ближайшие два месяца. В этих планах предусматриваются лекции, открытые занятия, выставки, которые будут организованы в детском саду.

Большое значение в этой работе имеют общие и групповые родительские собрания, тематика которых может быть самой разнообразной: «Музыка в жизни детей», «Как развивать музыкальный слух по «Музыкальному букварю» и др.

Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи способствуют совершенствованию педагогического процесса, влияя на гармоническое развитие ребенка. [2; с.220-221]

2. Рассмотрите специфику музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и досугов, подвижных игр, праздников.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Рассмотрим эти положения.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазаний, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), не следует использовать музыку.

Каждое движение имеет своеобразный характер поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; покачивание цветами или лентами — нежной, напевной и т.п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т.д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. [2; с.221]

Музыка на утренней гимнастике. В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения. [1; с.181]

Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных). Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. [2; с.222]

Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Исполнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой. [1; с.181]

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое — снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки. [2; с.222]

При отсутствии музыкального руководителя воспитатель может пользоваться одним из ударных инструментов—бубном, барабаном или музыкой в грамзаписи. [1; с.181]

Музыка на физкультурном занятии. На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключение составляют некоторые подвижные игры), так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.

Выполнение физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному воспитанию, т. е. большинство детей данной возрастной группы успешно справляются с программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов.

Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.

Различные музыкальные произведения в грамзаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.

Использование музыки на физкультурных занятиях, утренней гимнастике способствует укреплению организма и развитию музыкальности. [2; с.226-227]

Физкультурные досуги и праздники. Физкультурные досуги и праздники обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач; совершенствование двигательных умений, формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Основные отличия физкультурного досуга и праздника:

  • физкультурный досуг проводится 2-3 раза в месяц, праздник — 2-3 раза в год;
  • физкультурный досуг предназначается 1-2 групп детского сада, в физкультурном празднике принимают участие дети всего дошкольного учреждения.

Можно проводить физкультурный праздник для 2-х или нескольких садов. Длительность досуга равняется длительности физкультурного занятия, праздника — 1 час — 1 час 20 мин. Физкультурный досуг проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами. К празднику готовится весь коллектив детского сада: составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей и т. д. Физкультурный досуг можно проводить как в помещении, так и на воздухе, а физкультурный праздник — на воздухе: на участке детского сада, на стадионе, на лесной поляне и т. д.

Содержание того и другою составляют знакомые, в основном, подвижные игры и физические упражнения знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации.

Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Программа физкультурного досугов составляется по-разному.

В программу физкультурного праздника включаются общеразвивающие упражнения, игры со спортивными элементами и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Интересно проводятся летние и зимние физкультурные праздники под девизом: «Будем спортом заниматься!», «Здравствуй, лето!», «Зимушка хрустальная» и др.

В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста. Анализ наблюдений показал, что проведение таких массовых мероприятий нецелесообразно с дошкольниками, т.к. отрицательно сказывается на здоровье детей.

Подготовка к празднику начинается и ведется планомерно.

Ее осуществляет педагогический коллектив детского сада, родители. Активными участниками подготовки к празднику должны быть дети старших групп.

Сценарий праздника строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий, в которых он проходит. Так, на празднике в зимнее время, возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий — катание на санках с ледяных горок, игры и соревнования на лыжах, коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на снегу и т.д. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.

Открытие праздника начинается с выхода участников на физкультурную площадку, после чего следует построение, поднятие флага, а затем парад участников. После торжественной части проводятся показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях, с различными предметами. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости.

Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента. В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников.

В день праздника красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание. Праздник надо начать точно в назначенное время. Не следует допускать нарушения режима жизни детей!

На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого его участника, уместно использовать для этого юмор, шутку. В процессе руководства ходом праздника обязательным является поддержание контактов с судейской коллегией, согласованные совместные действия с ней. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потере у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике менялись непрерывно; не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Не допускаются так называемые «пьедесталы почета» для отдельных детей, т.к. ни психологически, ни физически дети еще не готовы к серьезным соревнованиям. [5; с.139-141]

Разнообразные виды развлечений и праздников предполагают их планирование. Это поможет воспитателю лучше организовать работу с детьми при подготовке и проведении развлечений.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет план и разрабатывает сценарий с учетом всей педагогической работы и возрастными особенностями детей данной группы. План утверждается заведующей или старшим педагогом детского сада. [4; с.176]

В плане необходимо указать; кто из воспитателей ответственен за подготовку оформления, костюмов, атрибутов, за общую организацию и проведение развлечения или праздника.

В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, попевки, выученные на занятиях.

В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящие для этого грампластинки с записью народных плясовых мелодий и других танцевальных произведений.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают в коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация досуга в детском саду является важной педагогической задачей.

Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. [2; с.219, 236-237, 244]

В результате моей исследовательской работы в детском саду № 77, был изучен план работы данного дошкольного учреждения. Мною были посещены следующие мероприятия по физическому воспитанию в которых принимает участие музыкальный руководитель:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;
  • физкультурный праздник «Весёлые чемпионы».

Оценивая участие музыкального руководителя на физкультурном занятии, следует охарактеризовать в целом его работу в решении задач физического воспитания.

В исследуемом мною дошкольном учреждении организация работы по музыкальному воспитанию, на мой взгляд, проводится на довольно высоком уровне. Музыкальный руководитель проводил работу с детьми (проводил утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, организовывал досуг дошкольников), занимался с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организовывал консультации с воспитателями, проводил беседы с родителями по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей и др.

Список использованной литературы

  1. Кенеман А.В., Хулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. — 1985.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной. — М.: Просвещение. — 1982.
  3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение. — 1986.
  4. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б.А. — М.: Просвещение. — 1990.
  5. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Изд. Центр «Академия» — 1998.

Похожие работы