Публикации

Правоведение: понятие и содержание дисциплины

 Правоведение: понятие и содержание дисциплины - контрольная работа, реферат по правоведению 

План

Введение

  1. Предмет и основы курса «Правоведение»
  2. Метод курса правоведение

Заключение
Список литературы

Введение

Цель курса — овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.

Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятия решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.

Изучив курс «Правоведение», студент должен:

  • иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;
  • понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;
  • знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;
  • уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущее профессиональной деятельности

1. Предмет курса «Правоведение»

Предмет курса — наиболее важные положения основных отраслей системы российского права. В предмет курса входят основы:

— Теории государства и права;

Право — это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство — это особая организация политической власти, располагающая специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Законы и правила, обязательные для населения данного государства, издаются государственным законодательным органом.

Возникновению государства предшествовал первобытно общинный строй, основой производственных отношений которого была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в разных исторических регионах распад первобытно общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

По форме правления различают монархию и республику. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия). Абсолютные монархии существуют в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии — в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и некоторых других странах.

Признаками монархической формы правления являются: власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности), теория знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограниченна (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

В современных условиях различаются парламентская, президентская, смешанная республики.

В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, а также избирает главу государства. Парламентскими республиками являются: ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например Франция, Мексика, либо населением (США).

Смешанные республики сочетают в себе элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

По формам государственного устройства различают государства, состоящие из административно-территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Последние называются унитарными государствами. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеется один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства — это союзные государства, состоящие из государственных образований — штатов, кантонов, земель, республик и др.

В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.

Конфедерация — союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз для координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.

Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации их политики, экономики. Координация осуществляется такими органами, как Совет глав государств, представленный их президентами, Совет глав правительств.

Политический режим может быть демократическим и антидемократическим. При демократическом режиме основу составляют демократия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся либеральный, буржуазно-демократический или конституционный режимы, режим правового государства. К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

К основным функциям государства относятся: управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и осуществляет деятельность при широком их участии. Орган государства является составной частью государственного аппарата, наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

В систему механизма государства входят:

а) законодательные органы — парламенты (Федеральное Собрание в Российской Федерации, Конгресс США, Парламент в Англии, Индии, Японии и др., Сейм в Польше и т.д.);

б) исполнительные органы — президент, правительство, муниципалитеты, министерства, ведомства, комитеты;

в) судебные органы — в соответствии с судебной системой государства в России — Конституционный Суд РФ, Верховные суды (общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд РФ, военные суды и др.;

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы, нотариат.

Каждый орган наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, организационными и материальными средствами.

Ряд министерств и ведомств осуществляют координирующую деятельность в сферах культуры, науки, здравоохранения, образования.

— Конституционное право является базовой отраслью права и в системе иных отраслей (гражданское, уголовное и т.д.) занимает главное место. Значимость конституционного права определяется особо важным для общества и государства предметом регулирования: «Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения».

Конституционное право РФ как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Конституция — основной нормативный правовой акт конституционного права, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет учредительный характер, т.е. учреждает основы общественного и государственного строя, основные общественные и государственные институты, определяет отношения собственности, устанавливает основы правового положения личности, регулирует наиболее важные сферы жизни.

По видам различают писаные (составленные в виде единого документа) и неписаные (состоящие из законов, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев) конституции.

Изменения и дополнения в текст конституции вносят федеральные конституционные законы, от обыкновенных законов (текущего законодательства) их отличает, помимо особого содержания, сложный порядок принятия.

Конституция служит правовой базой для текущего законодательства.

— Права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;

— Гражданское право — отрасль права, регулирующая определенный круг общественных отношений, представляющих совокупность правовых норм гражданского законодательства.

Отношения, регулируемые гражданским законодательством, составляют его предмет. К ним относятся имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам, и личные, связанные с имущественными, отношения участников гражданского оборота.

Гражданское законодательство основано на Конституции РФ. Его составляют Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные законы, а также иные правовые акты, указы Президента и постановления Правительства РФ. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота: граждан, граждан-предпринимателей, юридических лиц. Нормами гражданского права регулируются отношения, участниками которых являются государство — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК).

Все субъекты обладают имущественными правами, а также связанными с ними личными неимущественными правами, например в области патентного и авторского права. К числу объектов личных прав относится жизнь и здоровье, честь и доброе имя, деловая репутация и др. 56

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Гражданское право имеет свой метод гражданско-правового регулирования: равенство сторон, участвующих в правоотношениях. В условиях рыночных отношений независимость и самостоятельность участников правоотношений создают отношения юридического равенства и отсутствия между ними отношений власти и подчинения. Отношения между ними возникают, как правило, на основе согласования их воли.

Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Если норма устанавливает правило, которое стороны не могут по своему усмотрению изменить или дополнить, она является императивной. Если норма предполагает самостоятельность сторон, которые вправе ее изменить или дополнить, это норма диспозитивная (например, ст. 616 ГК).

Гражданским кодексом РФ введено новое понятие обычаев делового оборота (ст.5 ГК). Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо отрасли предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям или договору, не применяются.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий субъектов гражданского оборота, которые хотя и не предусмотрены правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей (обычно их называют юридическими фактами) приведены в ст. 8 ГК. Это договоры и иные сделки, акты государственных органов, судебные решения, создание произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности, причинение вреда, неосновательное обогащение, события, вызывающие юридические последствия.

Под осуществлением гражданского права понимается не только обладание этим правом, но и использование его в своих интересах, в том числе распоряжение правом, для чего обладатель права совершает соответствующие действия либо воздерживается от них (например, собственник товара может продать его или сдать на хранение).

Гражданское законодательство устанавливает пределы осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (Ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.)

— Семейного права. В России семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Новый Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) введен в действие с 1 марта 1996 г. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и регулирует остальные семейные отношения. К имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи может применяться и гражданское законодательство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Законом устанавливается осуществление и защита семейных прав . Защищают семейные права суд общей юрисдикции по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных законом, государственные органы или органы опеки и попечительства.

На требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, когда СК РФ установлен срок для защиты нарушенного права (ст. 9 СК РФ).

Забота государства о семье проявляется в разработке и принятии нормативных актов. Так, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. (Российская газета. 1995. 21 сентября) утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). 4 сентября 1995 г. принято Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Российская газета. 1995. 13 сентября).

Семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Брак — это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности.

Закон широко трактует понятие «член семьи». К членам семьи помимо супругов относятся дед, бабка, братья, сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица. Понятие «член семьи» в семейном праве не всегда совпадает с этим понятием в жилищном, наследственном праве, поскольку в семейном праве понятие «член семьи» обычно связано с обязанностью алиментирования.

Семейные правоотношения прекращаются со смертью участников или наступлением оговоренных в законе условий (расторжение брака, отмена усыновления и др.). Несоблюдение семейно-правовых норм’ нарушение обязанностей членами семьи могут вызвать применение санкций, предусмотренных законом, например лишение родительских прав, признание брака недействительным, взыскание алиментов за прошлое время (при злостном уклонении от их уплаты).

— Трудовое право. Место и назначение трудового права как одной из отраслей права определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Трудовые отношения всех работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде, являются предметом трудового права. Содержание и характер этих отношений зависят от типа и формы собственности на средства и предметы труда.

Кроме трудовых отношений работников с работодателями всех форм собственности трудовое право регулирует и некоторые другие общественные отношения, неразрывно связанные с трудовыми. Это отношения между трудовыми и профессиональными коллективами по вопросам: производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения коллективных договоров, трудоустройства граждан по специальности и личным способностям; профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на предприятии; надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства; социального страхования; рассмотрения трудовых споров и др.

Методом трудового права является равенство сторон трудового договора (контракта) с властными полномочиями администраций указанными в правилах внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, с учетом предмета и метода трудовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношении работников и некоторые другие, тесно с ним связанные, при равенства сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

При уяснении понятия трудового правоотношения необходимо иметь в виду три его компонента: характер прав и обязанностей его участников, их правовое положение и основание возникновения — договор- Следовательно, трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права и складывающееся между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а другая (работодатель) — выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

По общему правилу в качестве субъектов трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работники, а с другой — предприятия, организации, предприниматели — работодатели. Трудовые правоотношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с 16 лет (как исключение — с 14 лет). С этого момента они могут самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. В качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности либо квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Так, каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, и оплачиваемые ежегодные отпуска; на социальное обеспечение по возрасту, при Утрате трудоспособности и в иных, установленных законом случаях; на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

К обязанностям работника относятся: добросовестное выполнение годовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда и пр.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются Юридические факты, предусмотренные нормами трудового права. Наиболее распространенными юридическими фактами являются трудовые сговоры.

Общественные отношения, регулируемые трудовым правом, в некоторых случаях сходны с общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями права, в частности с гражданским, административным и др. Несмотря на это, они существенно отличаются от отношений, регулируемы указанным отраслями права. Так , предмет гражданского права составляют имущественные отношения их стоимостной форме, например договор аренды; в трудовом праве предметом являются общественные отношения, составляющие сам
процесс труда.

Методом гражданского права является юридическое равенств сторон договора; методом трудового договора — равенство сторон при наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

Ответственность в гражданско-правовых договорах носит имущественный характер; в трудовых, как правило, наступает дисциплинарная ответственность.

Защита гражданских прав осуществляется в исковом порядке судом арбитражным или третейским судами, в исключительных случаях — в административном порядке; защиту трудовых прав работников осуществляют комиссии по трудовым спорам, а в отдельных случаях — суды.

В основе принципов правового регулирования трудовых отношений лежат общие начала общественной организации труда. Под принципами трудового права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие руководящие начала, связанные с применением и организацией труда работников.

Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора. В соответствии с Конституцией граждане РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с возможностью выбора профессии, места и рода деятельности, образования, в соответствии со способностями и пр.

Неотделимым от права на труд является принцип на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Он является важным стимулом повышения трудовой активности граждан в общественном производстве, личной материальной заинтересованности, квалификации и пр.

Принцип права на отдых также является конституционным. Право на отдых обеспечивается установлением для работников рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условии рационального использования свободного времени.

С принципом права на отдых тесно связан принцип охраны здоровья граждан, который наряду с другими мерами обеспечивается не только оказанием медицинской помощи, осуществляемой государственным учреждениями здравоохранения, но и с развитием и совершенствовавшем техники безопасности и производственной санитарии, проведения профилактических мероприятий, мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Определенное внимание уделяется государством охране труда жен-шин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (ограничение подъема и перемещение тяжестей, запрещение работы в н0чное время, сокращенный или неполный рабочий день и ряд других).

Важнейшими принципами трудового права являются право работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в законодательстве о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Администрация предприятий и организаций со своей стороны обязана создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении. Должностные лица организаций и предприятий должны в установленный срок рассмотреть критические замечания и предложения работников и сообщить им о принятых мерах.

Конституционной обязанностью каждого способного к труду гражданина является принцип соблюдения дисциплины труда. Это значит, что все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Сущность этого принципа раскрывается в ст. 2 ТК РФ, согласно которой добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации, выполнение установленных норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и Спускаемой продукции составляют обязанность всех работников. ; Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормилица относится к числу основных принципов трудового права креплено в Конституции. Оно гарантируется социальным страхованием работников, пособиями по временной нетрудоспособности, выплатой пенсий и другими формами социального обеспечения. Размеры и условия обеспечения предусматриваются и устанавливаются Законом государственных пенсиях, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и иными
нормативными актами.

Ряд принципов трудового права, например принцип социальной справедливости в области права, равенство граждан перед законом гарантированность трудовых прав и обязанностей и некоторые другие являются межотраслевыми принципами права и рассматриваются в соответствующих разделах учебника.

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений, т.е. правилами, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

К источникам трудового права относятся: законы РФ; подзаконные нормативные акты государственных органов; санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций. Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, это, прежде всего Конституция, в которой содержится ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ.

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда. Например, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», устанавливающий правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей. Его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Другие нормативные акты органов государства, выступающие как источники трудового права, являются подзаконными и издаются в пределах, установленных законом и во исполнение закона. Это, например, постановления правительства республики.

К источникам трудового права относятся акты Министерства труда РФ. Ими, в частности, регулируются отношения в области оплаты труда, коллективного договора, укрепления трудовой дисциплины и ряд других вопросов.

Источниками трудового права являются также отраслевые нормативные акты, которые издаются министрами, руководителями ведомств пределах своей компетенции по конкретным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. Министр вправе издавать приказы и инструкции.

В качестве источника трудового права выступают и разрабатываемые в трудовых коллективах нормативные акты, получившие название локальных (местных) правовых актов. Они являются подзаконными актами. Круг вопросов, по которым они издаются, ограничен, а издающие их органы не должны выходить за пределы своей компетенции. Локальные нормы права принимаются, как правило, администрацией предприятий, учреждений и организаций совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, а отдельные нормативные положения принимаются собранием трудового коллектива.

Локальными нормативными актами устанавливаются: положение о премировании, выплата вознаграждения по итогам работы за год, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков и др. В современных условиях ряд локальных нормативных актов будет приобретать еще более важное значение. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения Трудового кодекса РФ, порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Определенная часть вопросов, связанная, в частности с применением труда работников, разрешается актами органов местной власти. Это время начала и окончания работы предприятий, установление второго выходного дня отдыха, учет и распределение трудовых ресурсов и пр.

— Административное право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и функционированием всей системы исполнительной власти в Российской Федерации. Специфической особенностью административных отношений является наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти осуществляют повседневное руководство хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Тем самым административное право, устанавливая правила поведения в сфере государственного управления, придает управленческим отношениям статус правоотношений.

Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Это свидетельствует об одностороннем юридически властном волеизъявлении в административных правоотношениях, участники которых находятся в юридически неравном положении. Односторонними действиями, вызывающими правовые последствия, являются приказ, распоряжение субъекта административной власти, постановление о наложении штрафа.

Источники административного права — это способы и формы выражения административно-правовых норм. К ним относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • законодательные акты — законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ, и постановления его палат — Совета Федерации и Государственной Думы (например, законы «Об основах муниципальной службы в РФ» от 8 января 1998 г.; «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на селения» от 12 марта 1999 г. и др.). Представительные органы субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) также могут принимать законодательные акты, содержащие административные нормы;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер (например, Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» от 2 августа 1999 г. № 949; «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 августа1999 г.);
  • постановления Правительства РФ, носящие нормативный характер (например, постановление Правительства РФ «О порядке установления и предельных размерах цен на работы (услуги), выполняемые
  • федеральными государственными унитарными предприятиями» от 14 марта 1998 г. № 316). Правительство Российской Федерации своими постановлениями утверждает уставы, положения, стандарты (например, постановлением Правительства РФ утвержден «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования» от 18 августа 1995 г.; постановлением № 265 — «Положение о Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка» от 10 марта 1999 г. и др.);
  • приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб Российской Федерации;
  • законодательные акты республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик;
  • постановления и распоряжения глав администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

— Муниципальное право — это такая отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере управления и организации жизнедеятельности населения на местах. Каждая отрасль права имеет собственный предмет регулирования, группы общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы этой отрасли.

Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, во многом определяет метод правового регулирования.

Предметом муниципального права являются совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления и непосредственно связанные с ними общественные отношения. К этой группе относятся отношения по регулированию границ муниципальных образований, установлению статуса и полномочий органов, осуществляющих муниципальную власть, осуществлению прав населения в области местного самоуправления, формированию и использованию местных бюджетов, муниципального сотрудничества, обеспечению гарантий местного самоуправления, государственной поддержке местного самоуправления и др.

Основными категориями муниципального права являются такие категории, как муниципальное образование, муниципальная власть, местное самоуправление, население муниципального образования, муниципальная собственность, муниципальные органы, территория муниципального образования.
Муниципальное право — комплексная отрасль права. Это означает, что правовое поле муниципального права находится на стыке нескольких отраслей права.

Смежными отраслями по отношению к муниципальному праву являются такие отрасли, как конституционное право, налоговое право, бюджетное право, административное право и другие отрасли российского права постольку, поскольку они затрагивают вопросы местного самоуправления.
Например, Водный кодекс РФ содержит нормы водного права, составляющего природно-ресурсное право РФ. Статья 68 этого документа гласит: «Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов...». Данная норма является одновременно нормой природно-ресурсного и муниципального права.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права.

Комплексный характер муниципального права не противоречит самостоятельности данной отрасли, Муниципальное право развивается самостоятельно и занимает собственное место в системе российского права.

Самостоятельность любой отрасли права предлагает специфичность предмета и метода правового регулирования в рамках данной отрасли.

Муниципальное право РФ, без сомнения, обладает собственным предметом и совокупностью методов регулирования.

Муниципальное право обладает собственными источниками. К источникам муниципального права относятся такие акты, как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, иные акты Федерального уровня, законы субъектов РФ и прочие нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного уровня

— Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, определяющих преступность и наказуемость противоправных деяний.

Задачи уголовного права — охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 2) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1997 г., иных нормативных правовых актов, принятых до введения ныне действующего УК РФ, но не противоречащих ему.

Среди принципов уголовного права (законодательства) следует выделить принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип ответственности за виновное правонарушение, принцип справедливости, принцип гуманности, принцип неотвратимости ответственности и др.
— экологического право — в РФ — комплексная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

• земельного права. Система земельного права

Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как «кирпичики», образуют — целое здание правовой системы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — особенными.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Содержание принципов земельного права. Государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация и как собственник земли. Такое различение необходимо — не только ради «чистоты» юридического анализа, но и ради практических соображений.

Так если компетентный орган Российской Федерации в интересах охраны природы отменит хозяйственное распоряжение местных органов власти в отношении земли, то возникает типичный конфликт типа «власть против собственности». В теории права власть государства, не связанная с его титулом собственника, получила название «империум» (по латинскому слову, означающему высшую юрисдикцию), а правомочия государства, вытекающие из его титула собственника, — «доминиум» (по латинскому слову, означающему правомочие собственника). Один из основных принципов земельного права заключается, в том, что юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Этот принцип может выражаться на всех уровнях власти. Так, можно представить случай, когда санитарно-эпидемиологический орган местного подчинения заблокирует хозяйственное распоряжение или хозяйственную норму высшего органа, касающуюся земли, если это распоряжение, норма угрожает санитарному благополучию местности. В России до 1917 г. превосходство империум над доминиум выражалось, в частности, в том, что губернские и уездные земства имели право облагать налогами, податями казенную собственность (лесные земли, другую недвижимость), находящуюся на их территории. В современных США федеральные ведомства — владельцы земли официально не платят налогов тем штатам, где располагаются их земли, но отчисляют им часть своих поземельных доходов. Тем самым признается, что «власть» выше, чем «собственность». Это превосходство нередко выражается в рамках деятельности одного и того же органа власти — когда принимаемые им нормы права отдают предпочтение общегосударственным («нехозяйственным») интересам перед хозяйственными.

2. Метод курса «Правоведение»

Методология науки — учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Методы — это совокупность приемов, способов, правил, применяемых для познания предмета изучения.

Методы подразделяются на общие и частные. К общим методам правоведения относят исторический, системный, статистический; к частным методам — сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический и др.

Метод формально-юридического анализа позволяет уяснить содержание исследуемого нормативного материала. Сравнительно-правовой метод является важным инструментом, позволяющим выявлять наиболее эффективные модели правового регулирования. Исторический метод позволяет изучить правовые институты в их историческом развитии. Системный метод рассматривает структуру всех отраслей права как систему взаимосвязанных составных частей. Статистическим метод позволяет выявить эффективность действия правовых норм и институтов. С помощью конкретно-социологических методов изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Правовые процессы исследуются не в статическом состоянии, а в историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о соответствии современных процессов основополагающим концепциям общественного развития, приоритетным социальным ценностям.

К изучению курса необходим системный подход. Наука рассматривает предмет правоведения как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, связи и соотношения между? ними. Подвергается анализу система каждой отрасли, подотрасли и правового института.

Важно также определить место каждой отрасли в общей системе права Российской Федерации, ее связи с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению отраслей друг от друга, облегчает правоприменение.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину, а также реализует представление сложного объекта иерархической системы в виде взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Системный подход как метод правоведения заключается в рассмотрении всех отраслей права как единой целостной системы, функционирующей согласно определенным принципам.

Изучение курса «Правоведение» базируется на законах логического мышления. Предмет, явление, процесс, обладающий бесконечным множеством свойств — внешних проявлений своей сущности, отражается неупорядоченным множеством фактов. Каждый факт отражает предмет односторонне. Полное отражение предмета могло бы быть получено только с помощью бесконечного множества фактов. Но научное познание не стремится изучать бесконечные ряды фактов; оно выявляет наиболее существенные связи между ними и выводит через них внутренние закономерности развития предметов, явлений, процессов. Углубление в сущность достигается средствами теоретического мышления по мере раскрытия связей между фактами и выявления в этих связях существенных, необходимых взаимодействий отражаемых предметов, явлений, процессов.

Логика предлагает разнообразные способы объяснения фактов: выделение в объекте составных частей и их взаимосвязей; выяснение необходимых условий и обстоятельств существования факта; установление причины существования факта; установление действий, которые явление производит на другие явления.

Логической формой новых знаний о предмете служит умозаключение. В процессе изучения курса «Правоведение» используются дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Теоретической основой логических методов выступают основные свойства причинной связи как важнейшей формы объективной зависимости между явлениями. Для причинной связи характерны свойства всеобщности, последовательности во времени, необходимого характера связи, однозначной зависимости между причиной и следствием.

В процессе решения задач в курсе «Правоведение» используются логические методы доказывания. Доказательством называется интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения (гипотезы) посредством его выведения из положений, истинность которых не подвергается сомнению (например, действующих правовых норм).

Заключение

В результате изучения курса правоведения ознакомились программой дисциплины и содержанием важнейших юридических терминов, получили представление о предмете курса, узнали, что такое государство, право, государственно-правовые явления, ознакомились с системой юридических наук.

Список литературы

1. Богатская С.Г. Правоведение: Учебн пособие для вузов.- М.: Юнити 2003
2. Крымова З.Г. , Гаврилова Э.Г.Гуреев В.И. Под редакцией Крылова Правоведение. 2003
3. Под редакцией Малько А.В. Правоведение 2008
4. правоведение: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. Тихомирова Ю.А., Косякова 2001

Похожие работы