Публикации

Понятие философии, её смысл и предназначение

 Контрольная работа по философии: Понятие философии, её смысл и предназначение. Генезис философского знания. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии. Функции философии и их роль в духовной жизни 

План

  1. Генезис философского знания. Основные философские проблемы, их особенность и значение.
  2. Предмет и структура философии.
  3. Функции философии и их роль в духовной жизни общества.

Список использованной литературы

1. Генезис философского знания. Основные философские проблемы, их особенность и значение.

В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Первые философские учения возникли в Индии, Китае и Греции в глубокой древности — 2500 лет назад. Пифагору приписывают честь введения в научный обиход термина «философия», который по-гречески означает «любовь к мудрости». Древнегреческий философ Платон впервые использовал его для обозначения науки о бытии, познании, человеке.

Философия пришла на смену мифологии, и ее возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил собственные свойства, то есть очеловечивал ее. Рождаясь, индивид включался в сложившуюся систему мифов, ориентировавших его отношение к миру. Он постигал природу в воображении; но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе усложняющейся практической деятельности, — потребностью в научном познании мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу, фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным. Конечно, такой коренной переворот в мышлении мог произойти лишь при условии отделения умственного, интеллектуального труда от физического, осуществившегося в классово-антагонистическом обществе. Именно в нем образовалась особая социальная группа людей, свободных от изнурительного физического труда и занятых трудом умственным.

Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология — мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

  • Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов.
  • Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.
  • Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.
  • Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.
  • Авторитарность, т. е. обоснование происходящего через авторитет.

Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.[3; с. 113–114].

Основные философские проблемы: мир, человек и отношение человека к миру.

Для того, чтобы выражать действия, свойства, состояния, человек должен «отработать» способ обозначения своей принадлежности, равно как и других объектов, к окружающему миру. Наши представления о бытие исходят из нашей повседневной практической жизни. Бытие — это весь мир в целом. К понятию «бытие» нельзя применить никаких атрибутов, потому что она максимальная абстракция. Абстрагировать — значит лишать свойств. В данном случае выделяется только одно свойство — существование. Эта отправная точка философского осознания мира может быть выражена формулой: «Быть или не быть — вот в чем решение вопроса».

Парменид был одним из первых, кто стал разрабатывать концепцию бытия в древнегреческой философии. Мир он делит на две части: изменчивую и вечную. Именно вечная является истинным бытием, причем бытие и мысль о нем тождественны.

У Гераклита подход к осознанию бытия другой: оно является неразрывно становящимся, изменяющимся, чувственно воспринимаемым миром.

Демокрит отождествляет бытие с простым, понимая под ним атом как наименьшую неделимую частицу. Атомов бесчисленное множество, они разделены пустотой. Пустота, или небытие, непознаваема, познаваемо лишь бытие.

Платон видит в бытие то вечное и неизменное, что познается разумом.

Аристотель называет сущностью индивидуумы, виды же — вторичные сущности.

Средневековая философия утверждает одно абсолютное начало — бога. Он и является истинным бытием, что полностью согласуется с ветхозаветным: «Я есмь сущий».

XVII — XVIII вв. — время бурного развития науки и техники и нового понимания бытия. Оно рассматривается материализмом как физическая реальность, противопоставленная человеку. Этот недостаток преодолела немецкая классическая философия, которая увидела в бытие различные формы деятельности субъекта.[6; с.72].

Человек — биологический вид. Человеку свойственны некоторые признаки. Говоря о человеческой жизни, мы непременно связываем себя с одной из самых сложных философских проблем — проблема ее смысла. Понятие ценности жизни и ее смысла очень близки, но не взаимозаменяемы. Рано или поздно создается впечатление, что жизнь является средством для достижения какой-то цели. Смысл, таким образом, означает включение чего-то осмысливаемого в нечто более обширное, связанное с ним. Проблема смысла жизни имеет напряженное и даже драматическое звучание, потому, что ее решение для каждого человека определяет его жизненный вектор. В решении этой проблемы жизнь с особой очевидностью обнаруживает свою противоположность — смерть. Смерть рано или поздно обозначает конец существования личности. Однако, понимание блага смерти едва ли поможет кому-либо спокойно ожидать конца своей единственной жизни. Именно поэтому человек искал и ищет путь к бессмертию.

Традиционным средством приобщения к вечности и спасения своего уникального «Я» является принятие идеи бога. Тем не менее, множество людей ищут более зримый, реальный способ продления своего существования. На этом пути человеку удается оставить материальный след своей жизни, передать свои идеи будущим поколениям. При таком взгляде на судьбу отдельного человека она выглядит как составляющая судьбы человечества в целом, и биологический конец жизни в этом случае не означает конца социального существования личности.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук. [3; с. 114].

Итак, философия — это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества.

2. Предмет и структура философии.

Общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» — любовь, «софия» — мудрость. Таким образом, философия буквально — любовь к мудрости. [7; с. 6.]. В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово «философия», философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, онне стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с софией, он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия» и отсюда более адекватным было бы перевести иго как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно.

Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия — это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире. Если допустить немного метафорической цельности, то философия в этом плане олицетворяет собою как бы коллективное выражение веры человека в смысл своего бытия, в существование истины мира и одновременно в свое высокое предназначение, выражающееся в стремлении к этой истине, к осмысленной и целенаправленной деятельности.

Именно с появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. reflexio — размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.

Прошедшие два с половиной тысячелетия, принеся с собой все то смысловое разнообразие и духовное богатство, которое мы называем историей культуры, во многом существенно изменили и внутреннее содержание философии и внешние формы ее выражения. Вместе с тем она оставалась особым типом мышления, который не стремится к утилитарно-прагматическому или сугубо рациональному познанию, не отождествляет себя с пользой, истиной или мудростью, но обеспечивает тот особый настрой души и ума человека, который лежит в основе так называемого «философского отношения к жизни». В современных культурах философия также мыслится одной из форм общественного сознания, выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре в целом и имеющей свои особенности и в отношении типа мышления, и в отношении своих целей, и, конечно, прежде всего в отношении своего предмета.[4; с. 4-5].

Что же является предметом философии? Однако термин «предмет» более применим к объектам изучения частных наук. Предмет — это то, что предстоит, подлежит, что очерчено. Философское же содержание часто не отвечает этим требованиям; его можно усмотреть повсюду. «В отличие от ученого-естествоиспытателя, стремящегося к познанию материального мира, — отмечал испанский мыслитель X. Ортега-и-Гассет (1883–1955), — философ не знает каков предмет философии». Применительно к философии более правильно говорить о содержании, а не о предмете. Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему существует человек? В чем смысл истории общества? В чем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жизни человека? И др. [7; с. 8].

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, биология, география и т. д. Однако предмет у философии есть и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. [4; с. 6].

Другими словами, предметом философии является всеобщее в системе «мир—человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Таким образом, философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. [1; с. 50, 60].

3. Функции философии и их роль в духовной жизни общества.

Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже сказано, около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми. «Потребляет» философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал Вольтер: "Философия — это не для сапожников«.[5; с.36].

Значение философии в жизни общества вытекает из тех функций, которые она выполняет.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ И. А Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоски, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н. А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является, философия, причем не всякая, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием.

Таково существо гуманистической функции философии.

Следующей функцией философии является социильно-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая полфункции Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота, сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу.

Следующей функцией философии является культурно-воспитательная функция.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденною типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания.

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная. [1; с. 4-5, 9, 11-12].

Философия выполняет также и гносеологическую функцию которая касается научного познания, выявления закономерностей его возникновения и развития. Мир познаваем, и процесс познания представляет собой отражение действительности в сознании людей в виде идеальных образов, их взаимосвязи и движения.

Исследуя законы функционирования и развития познавательной деятельности людей, философия анализирует формы движения мышления к истине, пути и средства ее достижения, разрабатывает критерии проверки полученных знаний.

Знание законов функционирования и развития познавательной деятельности имеет большое практическое значение. Оно позволяет сознательно участвовать в общественном развитии, формирует умение мыслить, анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее рациональные пути решения возникающих проблем.

В эпоху НТР гносеологическая функция философии неизмеримо возросла. Познание общества, человека, психики, применение ЭВМ в познавательных действиях — все это требует философского осмысления, т. е. рассмотрения процесса познания, его возможностей и результатов с самых общих и гуманных позиций.

Кроме мировоззренческой и гносеологической функций философия выполняет и методологическую. Вместе с разработкой целостной системы взглядов на мир и теорией познания философия вырабатывает и общий метод подхода к событиям окружающей нас действительности, совокупность требований к мыслящему субъекту, ориентирующих его в познавательной и практической деятельности. [2; с. 15].

Обобщая написанное можно сделать вывод, что философия способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его идейно-нравственных позиций в быстротечном развороте современных событий и борьбе идей.

Литература:

  1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. — М. — 1996.
  2. Волчек Е. З. Философия. — Мн. — 1998.
  3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М: Политиздат, 1991.
  4. Спиркин А. Г. Основы философии. — М. — 1988.
  5. Философия. / Под ред. Кохановского В. П. — Ростов-на-Дону — 1998.
  6. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч. — М: Политиздат, 1989.
  7. Шаповалов В. Ф. Основы философии. — М. — 1998

Похожие работы