Публикации

Политико-правовые проблемы лоббизма в США

 Контрольная работа по политологии на тему: Политико-правовые проблемы лоббизма в США. В работе рассматриваются вопросы политико-правового института США, лоббизма в политической культуре США, законодательное регулирование. 

Введение. 3

1. Лоббизм как политико-правовой институт. 4

2. Лоббизм в политической культуре США.. 9

3. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в США.. 15

3.1. Неюридическая регламентация лоббизма в США.. 16

Заключение. 18

1. Лоббизм как политико-правовой институт

По мере реформирования постсоветского общества в нашу политическую жизнь все больше входят явления, объективно присущие демократическим процессам. Одним из них можно считать лоббизм.

Это понятие имеет свою историю. B 1553 году словом «лобби» обозначалась прогулочная площадка в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок данное слово приобрело еще через два столетия, но уже а Америке. По некоторым легендам, «защитники» интересов тех или иных политических сил или финансо­вых групп вышли на авансцену жизни Нового Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVIII столетия. Так это или нет — не доказано. Но достоверно известно, что традиция лоббизма уходит корнями в эпоху президент­ства У.С. Гранта (1869—1877), генерала, снискавшего славу во время граждан­ской войны в Соединенных Штатах 1861-1865 годов. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных «трудов праведных» имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц, точнее, в ее вестибюле, который назывался «лобби». Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и обещали — зачастую небескорыстно, а за звонкую монету — выполнить их.

Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии такая политика долгое время считалась предосудительной, и слово прижилось лишь в XX веке, а затем его начали употреблять и в других странах. Теперь оно вошло в словарь политической жизни и у нас.

Лоббизм — деятельность отдельных физических лиц или группиро­вок в отношении органов госу­дарственной власти с целью ока­зать влияние от имени и в ин­тересах конкретного клиента на разработку, принятие и осущест­вление указанными органами законодательных актов и административных решений

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Лоббизм в политической культуре США

В той или иной форме лоббизм фактически существует в любом развитом обществе, но степень развитости его самого, цивилизованности, интенсивности использования и продуктивности зависят от характера политического режима, структуры политической системы, политической культуры, исторических традиций и других особенностей каждой конкретной страны. Общим же нормативным показателем интенсивности и результативности лоббистской деятельности являются разрешающие способности политической системы, под каковыми понимаются прежде всего количество и качество имеющихся в ней точек доступа, воспользовавшись которыми группы по интересам могут включиться в процесс принятия решений органами государственной власти.

Применительно к лоббизму точкой доступа считается любой элемент политической системы (государственный орган или его подразделение, фракция в парламенте, партийный механизм, выборы, депутат или другое должностное лицо, процедура, юрисдикция, полномочие и т.д.), который обладает качествами, делающими его способным в совокупности с другими элементами или даже самостоятельно сыграть существенную или определяющую, а то и решающую роль в судьбе рассматриваемого законопроекта или административного акта. В выделенных словах заключена главная характеристика, без наличия которой тот или иной элемент не может претендовать на роль эффективной точки доступа. Пример для иллюстрации: большинство законопроектов, одобренных ведущими комитетами конгресса США, как правило, успешно проходят все последующие процедуры и становятся законами. Следовательно, если заинтересованная группа сумела добиться того, чтобы такой комитет положительно рассмотрел желаемый для нее законопроект или поправку к нему, Она реально может рассчитывать на окончательный успех. В данном случае комитет явился для этой заинтересованной группы одной, но практически достаточно эффективной точкой доступа.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в США

Практика лоббизма в США законодательно уже давно превращена в "игру по правилам". Так, еще в 30-е гг. XX в., в качестве меры по предотвращению нацистской пропаганда в США, бал принят закон, регулирующий лоббистскую деятельность иностранных компаний. Согласно закону, только зарегистрированные в министерстве юстиции лоббисты иностранных правительств или иностранных компаний могут заниматься лоббированием или подготовкой общественного мнения. Каждые шесть месяцев они должны сообщать в министерство о доходах, полученных по контракту и в результате своей деятельности. В 1966 г. в него были внесены поправки, сместившие акцент с пропагандистской на политическую и экономическую деятельность.

В1946 году был принят специальный закон о регулировании лоббизма, в котором установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. В § 266 сказано, что действие данного закона распространяется на любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные сред­ства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: а) принятия или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта; б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».

В законе подробным образом описана процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты (§ 267). В частности, зафиксировано, что лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица, имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает, сроки найма, сумма вознаграждения, сумма и цели выделенных на расходы средств. Кроме того лоббисты обязаны представлять под присягой подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале, и лица, которым были выплачены какие-либо суммы а также цели произведенных выплат; наименование документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно (согласно договору о найме) должно препятствовать либо оказывать поддержку.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы