Публикации

Политические режимы. Формы государства

 Контрольная работа по политологии. Вопросы: 1.Политические режимы: сущность и характерные признаки. 2.Формы государства. Государственное устройство. Скачать рефераты и курсовые работы по политологии. 

План

  1. Политические режимы: сущность и характерные признаки.
  2. Формы государства. Государственное устройство.

Список использованной литературы.

1. Политические режимы: сущность и характерные признаки.

Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других — имеет свои отличительные признаки. Политический режим — это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим — это способ функционирования политической системы общества[1].

Политический режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.

По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:

1) роль и функции главы государства в системе политического руководства;

2) способ и порядок формирования представительных учреждений;

3) положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;

4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;

5) наличие объективных источников информации, гласности.

Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.

В научной литературе предлагаются различные классификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем: формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалистические и переходные. После того как в бывших странах социализма было признано, что существовавшие там режимы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое значение.

В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсутствие правительственной оппозиции характер конституционных взаимоотношений центральных органов государства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии подходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо классифицировать, во-первых, по степени развитости политической демократии и, во-вторых, с учетом реального политико-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим[2].

Выделяют четыре основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Тоталитарный режим — это режим диктатуры подавления правящей верхушкой во главе с диктатором подвластного ей населения. Авторитарный режим обычно связывается с временным ограничением прав и свобод граждан для декларируемого преодоления государственного кризиса. Для либерального режима более характерно провозглашение, чем соблюдение прав и свобод, попытки исключить произвол должностных лиц и государственных органов. Демократический режим — народовластие — предполагает провозглашение и гарантию всех социально-политических свобод и прав человека[3].

Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — феномен XX в. В политический лексикон термин «тоталитаризм» (от лат. «totalis» — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов, (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного политического режима?

В политической сфере для него свойственны:

1) культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;

2) монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

3) срастание партийного и государственного аппарата" когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. По существу, правящая партия превращается в «государство в государстве», становится над государством и над гражданским обществом;

4) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации», ее «историческую судьбу» (как в фашизме или нацизме) или «борьбу народа за социалистические и коммунистические идеалы» (как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на основе господствовавших отношений и ценностей;

5) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

6) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг «запрещено все, что не приказано».

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового «наилучшего» политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия (например, достижение конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, 1000-летний рейх и т.п.), рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя и использующаяся для оправдания огромных повседневных жертв народа.

Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. Тоталитарное общество создает систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда приобретает некоторые черты религиозного культа. Приверженность населения официальной идеологии достигается посредством централизации идеологических средств воздействия, монополии госаппарата на информацию, нетерпимости ко всякому инакомыслию.

Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим по своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тогда, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощающим. Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него следующими признаками.

Во-первых, авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, политическую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического развития и проводить достаточно активную социальную политику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.

Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные политологи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталитаризме.

В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тоталитарным более гибок, способен к трансформации и модернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.

В-четвертых, тоталитарные режимы опираются прежде всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.

Авторитаризму присущи следующие черты.

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти.

2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей.

3. Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого.

4. Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует.

5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики«[4].

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности[5].

Различают также и определенные разновидности таких режимов, например, конституционная монархия в условиях демократии, фашистская республика. Вообще же формы политических режимов чрезвычайно разнообразны. Та или инаяих разновидность складывается под влиянием множества всевозможных факторов: исторических традиций страны, состояния экономики, соотношения социально-политических сил, характера законодательства, международной обстановки и других. В отличие от формы правления политический режим является более гибким и в большей мере подвержен изменениям[6].

Похожие работы