Публикации

Парадоксы самопознания личности в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола»

 Контрольная работа по зарубежной литературе на тему: Парадоксы самопознания личности в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола». Скачать рефераты, курсовые, дипломные работы по литературе. 

План

I часть. Краткое изложение пьесы Бернарда Шоу «Ученик дьявола».
II часть. Ответ на вопрос. Парадоксы самопознания личности в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола».

І часть. Краткое изложение пьесы Бернарда Шоу «Ученик дьявола».

Действие происходит зимой 1977 года во время войны между англичанами и американцами.

После того, как повесили родного отца Эсси Питера Даджена она перешла на воспитание к своей тете Миссис Даджен. Миссис Даджен была строга с ней из-за ее происхождения и из-за ненависти к ее отцу и своему старшему сыну. Питера Даджена все окружающие называли «дьяволом», т.к. он вел иной образ жизни, чем это было принято в его социальной среде. Племянник Питера Ричард Даджен пошел по его стопам, за что и получил всеобщую ненависть и прозвище «ученик дьявола». Отец «ученика дьявола» Тимоти Даджен в последние дни перед смертью отрывается от семьи и идет смотреть на повешание своего брата Питера, где замечает своего давно ушедшего из дома сына Ричарда и переписывает на него свое завещание. Ранее завещание было составлено под наблюдением его жены и по его условиям всё имущество после смерти должно было перейти к Миссис Даджен. Придя на чтение завещания Ричард говорит всем, что он верит не в Бога, а в дьявола, чем приводит всех в ужас, а больше всего Джудит. Она является женой пастыря Андерсона. Вместе с наследством к Ричарду на воспитание переходит его двоюродная сестра Эсси. Это одно из условий последнего завещания, которое Ричард принял с радостью. Эсси — это единственный человек, который сразу же полюбил так называемого «ученика дьявола», ведь он единственный, кто отнесся к ней с любовью и уважением. Девочка с радостью остается у Ричарда. Он обещает ей, что в этом доме больше детских слёз не будет никогда.

В город входят солдаты, и по своей традиции, чтобы напугать населения, они должны повесить одного из мятежников. Священник Андерсон, переживающий за судьбу Ричарда, который по его предположению должен был быть повешанным в будущем, приглашает его к себе в гости для предостережения об предстоящий опасности. Джудит не в восторге от такого гостя, она страшно его боится и умоляет мужа не принимать его у себя. Но Андерсон успокаивает ее и с открытым сердцем принимает у себя «ученика дьявола». Во время беседы к священнику вбегает Кристи (брат Ричарда) и сообщает, что мать при смерти и просит к себе священника. Андерсон просит Джудит задержать Ричарда до его возвращения. И она обещает это выполнить, дабы доказать свою любовь и верность по отношению к Андерсону.

Джудит откровенно признается Дику о своей ненависти к нему, но все же просит, для поддержания ее репутации перед мужем, остаться и дождаться пастыря. Но вскоре, после их разговора в дом священника входят английские солдаты с целью арестовать Андерсона, как мятежника. Ричард прикинулся Андерсоном, надел сюртук священника и попрощавшись с Джудит, как со своей женой уходит под конвоем. Джудит без чувств падает в обморок.

Андерсон придя застает Джудит без чувств на полу. Узнав всю правду о том, что приходили за ним, а не за Ричердом, он хватает своё припрятанное оружие, одевает куртку Ричарда, и к изумлению Джудит бегит прочь из города. Женщина просто не ожидала такого трусливого поступка своего мужа. На следующий день Джудит приходит к Ричарду и рассказывает о подлости Андерсона. Она поражена поступком Ричарда и хочет во что бы то ни стало спасти его. На суде она раскрывает всем, что это не Андерсон, а самозванец Ричард Даджен. Бэргойн сразу же посылает сержанта привести с улицы первого адекватного встречного, для того, чтобы решить убедится в истинности признания. Сержант приводит с улицы Кристи, который подтверждает, что подсудимым является его родной брат Ричард Даджен. Но казнь не отменяют.

Во время казни Ричард отказывается слушать молитву и просит повесить его быстрей. Но за минуту до повешания появляется священник Андерсон с сохранной распиской и приказывает освободить подсудимого. Андерсон нашел свое место в числе солдат, а Ричарда назначил священником и наказал ему присматривать за Джудит.

Для успешной сдачи сессии рекомендуем проект «Служба Дипломов». Специалисты (а это преподаватели ведущих ВУЗов) помогут написать и оформить курсовые работы на заказ, по необходимому предмету. Высокое качество и весьма приемлемые цены — основные отличительные характеристики по отношению к конкурентам. Заказывая работу на данном ресурсе, вы гарантированно получаете качественные услуги у лучших специалистов своего дела.

ІІ часть. Ответ на вопрос. Парадоксы самопознания личности в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола»

Введение.

Бернард Шоу (1856–1950) родился в Дублине, столице Ирландии. Не менее других ирландцев он был влюблен в неповторимую красоту родного края — всюду, куда ни бросишь взгляд, море, то грозно, то ласково омывающее берега вечно «зеленого острова»; каменистые холмы, почти круглый год покрытые розовым вереском; белые весенние дороги; темные трясины; седые от тумана камыши. "Нигде нет таких красок в небе, таких манящих далей, такой печали по вечерам«,— писал Шоу в своей пьесе, посвященной Ирландии и ирландцам, «Другой остров Джона Булля» (1904). Как все ирландцы, он глубоко чтил национальные традиции в области художественной культуры, в особенности литературы — Свифта, Шеридана и других. Шоу ценил и любил творчество своего ровесника Оскара Уайльда, родившегося также в Дублине. Скорбь и боль за многострадальную судьбу ирландского народа, за унижения, испытанные им, переполняли сердце Шоу на протяжении всей его жизни. "...Побежденные народы подобны больным раком — они не могут думать ни о чем другом. Национализм становится между Ирландией и светом мира«,— заметил он в предисловии к драме «Другой остров Джона Булля». Все эти чувства, переполнявшие гениального драматурга выразились в его неповторимом творчестве.

Парадоксы самопознания личности в пьесе Б. Шоу «Ученик дьявола».

В данной контрольной работе я рассмотрела пьесу Бернарда Шоу «Ученик дьявола», драму из цикла, названного Шоу «Пьесами для пуритан». Парадоксально уже название цикла, а также понимание автором роли пуритан в Англии, в истории английского искусства в особенности. В XVII веке пуритане (пуританство — религиозно-политическое движение) потребовали запрещения театра, как развращающего нравы зрителей. Они затормозили развитие драмы и сцены в Англии. Спустя более чем двести лет Бернард Шоу, взялся за новое в театральном творчестве, апеллировал к пуританам, солидаризируясь с ними в том, что не к чувствам, а к сознанию зрителей должно в первую очередь обращаться искусство и, следовательно, мысли человеческие, а не страсти составляют основу содержания спектаклей и пьес. Он не разрешал себе поддаваться чувствам, не хотел, чтобы зрители стали излишне чувствительными, потому что чрезвычайно ответственна и актуальна была задача, поставленная им в цикле "Пьесы для пуритан«,— высмеивать колониализм. «Пуританин из пуритан» Ричард Даджен в «Ученике дьявола» как раз и занимался этим благородным делом — борьбой за национальную независимость.

Мелодрама «Ученик дьявола» написана Бернардом Шоу в 1897 году. В ней Шоу обновил и иронически преобразовал старинный драматургический жанр, остановил свое внимание на событиях конца 18 века — времени, когда от Англии только что откололись ее американские колонии и «страсти, разгоревшиеся в связи с этим событием, нашли себе выход в вооруженной борьбе, в которой англичане видят подавление мятежа и утверждение британского могущества. а американцы-защиту принципов свободы, отпор тирании и принесение себя в жертву на алтарь Прав Человека» [5; стр. 12]. Досталось от автора в этой драме обеим сторонам — и американским обывателям, мнящим себя хранителями высокой нравственности, и английским колонизаторам, без зазрения совести чинящим бесчинства на захваченной земле. В центре событий три мужских характера — «ученик дьявола» Ричард Даджен, пастор Андерсон и генерал британской армии Бэргойн, выписанный ярко, рельефно, темпераментно. Все парадоксально и напряженно в сопоставлении этих персонажей. Противник сентиментальности в изображении человеческих чувств, Шоу создает на редкость эмоциональный образ прирожденного бунтаря Ричарда Даджена, у которого «лоб и рисунок губ отличается непреклонность духа поистине удивительную, а глаза горят фанатическим огнем» [5; стр.12]. Без всяких натяжек можно говорить о буйной романтике, таящейся в этом образе. Презиравший ложную игру в романтизм, Шоу в то же время весьма бережно относился к традициям европейского, в первую очередь английского романтического искусства, особенно высоко ценил поэзию и драмы Шелли.

В острых столкновениях герои познают свою подлинную сущность: богохульник Ричард Даджен готов принести в жертву свою жизнь, выдав себя за пастора, а пастор подымает оружие ради освобождения Америки от британских колонизаторов.

Персонажи по воле автора тщательно анализируют свои поступки, ведут пространные диалоги, чаще всего похожие на дерзкие политические диспуты. «Они твердо решили вздернуть тут сегодня кого-нибудь на страх всем нам. А мы вот, на страх им, покажем, что умеем стоять друг за друга до самого конца. Это единственная сила, которая может прогнать Бэргойна обратно за океан и сделать Америку свободной страной», — объясняет свое поведение Ричард Даджен. Важное место занимает в политической мелодраме сцена суда над Диком, когда лицом к лицу становятся американский мятежник и английский генерал. Представитель британской военщины вовсе не глуп — «в его лице особенно примечательны глаза — большие, блестящие, умные и проницательные»; Бэргойн дальновиден, ясно представляет себе безнадежность попыток британского правительства удержать американские колонии. Задача драматурга — не разоблачить одного Бэргойна, ему надо показать бесчеловечность и нелепость политики, проводимой британским империализмом. И автор вполне достигает этой цели. В «Ученике дьявола» симпатии Шоу явно на стороне американского бунтаря, выступающего против англичан.

Дик Даджен, прозванный Учеником дьявола, — пуританин из пуритан. Он воспитан в семье, где пуританская религия умерла. Искаженная, она служит его матери для оправдания ее господствующей страсти — ненависти, сочетаемой с жестокостью и завистью... Он, как и его мать, всецело поглощен единой страстью. Но страсть эта не ненависть, а жалость — Дик жалеет дьявола, принимает его сторону и... сражается за него против всего мира... становится нечестивцем и отщепенцем. Достаточно понять это, и вся пьеса покажется очень простой.

Позиция Ученика дьявола нова для сегодняшнего лондонского зрителя, но не для любителей серьезной литературы. Начиная от Прометея до вагнеровского Зигфрида среди героев самой возвышенной поэзии выделяется богоборец — бесстрашный защитник людей, угнетаемых тиранией богов.

Появление «Ученика дьявола» в конце 19 века было неизбежностью. Век был чреват этой пьесой.

В третьем акте обнаруживается, что Дик истинный пуританен, человек, движимый только милосердием; ни жена и мать, ни церковь и государство, ни жажда жизни и голос плоти не в силах руководить им или изменить его намерения. В уютном доме священника, человека мужественного, гуманного, разумного, который женат на прелестной женщине моложе его двадцатью годами и который мгновенно преображается в солдата, чтобы избавить своего спасителя от смерти, — Дик оглядывается вокруг, проникаясь очарованием, покоем, святостью и в то же время понимая, что материальный комфорт не для него. Когда, женщина, взлелеянная в этой атмосфере влюбляется в него и решает, что он рисковал жизнью ради нее, Дик разъясняет ей очевидную истину, что он поступил бы точно так же ради первого встречного. Не выгода и не страсть — сама его натура не позволяет ему объявить, что петлю с его шеи следует снять, чтобы накинуть ее на шею другого.

Важное место занимает в политической мелодраме сцена суда над Диком, когда лицом к лицу становятся американский мятежник и английский генерал. Представитель британской военщины вовсе не глуп — «в его лице особенно примечательны глаза — большие, блестящие, умные и проницательные»; Бэргойн дальновиден, ясно представляет себе безнадежность попыток британского правительства удержать американские колонии. Задача драматурга — не разоблачить одного Бэргойна, ему надо показать бесчеловечность и нелепость политики, проводимой британским империализмом. И автор вполне достигает этой цели. В «Ученике дьявола» симпатии Шоу явно на стороне американского гражданина, выступающего против англичан. Впрочем, вовсе не бунтаря.

Заключение.

Многие пьесы драматурга заняли свое место в репертуаре русского, советского и российского театра. Среди лучших постановок можно назвать «Ученик дьявола» в Театре-студии под руководством Ю. А. Завадского (1933), «Пигмалион» на сцене Малого театра (1943), «Профессия миссис Уоррен» в ЦТСА (1956), «Миллионерша» в Театре им. Евг. Вахтангова (1964) и Театре Эстрады в (2000), «Цезарь и Клеопатра» в Театре им. Моссовета (1965), «Тележка с яблоками» в Ленинградском театре комедии (1972) и др.

Поэтому его по праву можно назвать единственным зарубежным драматургом, постигшим всю глубину русской литературы и русской стихии в искусстве. И хотя он в первую очередь восхищался Россией как социалистическим государством, ему не чужда была народная этническая стихия, лишенная четкой политической окраски, но наполненная духом свободолюбия и тяги к равенству, справедливости.

Литература:

1. Бернард Шоу о драме и театре. М., 1963, с. 323–325.
2. Завадский Ю. О философских драмах Шоу и современной театральной эстетике// Вопросы философии, 1966, № 11, с. 94.
3. Надеждин Н. Бернард Шоу. «Насмешливый господин Шоу». — М.: Майор, 2008. — 192 с.
4. Шоу Б. «Избранные пьесы»: Пер. с англ. / Сост. авт. предисл. А.Г. Образцова; Коммент. Ю.Г. Фридштейна. — М.: Просвещение, 1986г.

Похожие работы