Публикации

Особенности развития политической мысли России

 Контрольная работа по политологии на тему: Особенности развития политической мысли России. В работе рассматриваются вопросы возникновения политических идей, политической мысли в России, направления политической мысли. 

План:

1. Возникновение политических идей
2. Специфика российской политической мысли
3. Основные направления развития российской политической мысли

Логическое задание

Литература

Возникновение политических идей 

Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно иг­рали ведущую роль в развитии российского общества. Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном созна­нии высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т. д.

Зарождение политических идей в России относится к пе­риоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их бо­жественного характера. [5, с.45]

Политические идеи развиваются уже в первых литературных памятниках эпохи Киевской Руси. Таковы «Слово о законе и благодати» Иллариона (Х1 в.), «Повесть временных лет» Нестора (нач. Х11 в.). [6, с. 189]

Основателем общественно-политической мысли на Руси счита­ют киевского митрополитаИллариона. В своем "Слове о Законе и Благодати" (1049 г.) он построил богословско-историческую концеп­цию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой про­цесс торжества божественного света (т.е. Христа) над тьмой язычества. В основе Ветхого Завета - принцип закона, Нового Завета -принцип благодати. Благодать для автора - синоним истины, а закон -лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Ветхозаветные запре­ты, по Иллариону, недостаточны, мораль - это проблема свободного человека. Человек должен свободно творить доброе - такова централь­ная идея Илариона.

Дошла до нас и "Повесть временных лет" - летописный свод, созданный в 1113 году. Главная ее идея - идея единства русской земли. [4, с. 58]

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Специфика российской политической мысли

Русская общественно-политическая мысль развивалась во взаимосвязи с русской культурой.

Основные исторические  формы русской  общественно-политической мысли могут быть соотнесены с пятью крупными и от­носительно самостоятельными эпохами русской культуры с XI по XX век. Первой эпохой является период XI-XVII веков. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Вторая эпоха включает в себя период конца XVII - первой чет­верти XIX века. Она начинается реформаторской деятельностью Петра I и заканчивается восстанием декабристов.

Третья эпоха - со второй четверти XIX века до 1917 года. Рож­дается русская классическая культура, вершиной которой был А.С.Пушкин, а вместе с ней национальное самосознание, ставящее основную тему - тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории.

Четвертая эпоха - с 1917 по 1990 год. Это эпоха социалистиче­ского строительства, практической проверки воззрений марксизма-ленинизма, эпоха проверки на прочность советской государствен­ности.

Пятая эпоха - с 1991 года по наши дни. Это эпоха возврата России к либеральным воззрениям и решительного их неприятия сто­ронниками социалистического развития, составившими оппозицию политическому режиму (так называемым демократам), устано­вившемуся в результате контрреволюции 1991 года. [4, с. 57-58]

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Основные направления развития российской политической мысли 

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на разви­тие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. [5, с. 48]

Становление абсолютной монархии в России существенно изменяет смысл всех политико-право­вых сочинений. Главной темой становится обоснование незыбле­мости, справедливости и обязательности монархической формы правления. Видными политическими мыслителями этого периода были Феофан Прокопович, В.Н.Татищев, Посошков И.Т. которые отстаивали идею необходимости «просвещенной монархии». Идеал православ­ной святой Руси заменяется идеалом сильного светского государ­ства.[3, с. 35]

Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1750) выступал против крепосничества, обосновывал необходимость развития науки и просвещения. Вместе с тем он он был ярым сторонником самодержавия, при этом он ратовал за ограничение власти царя представительными дворянскими учреждениями. Демократия, по его мнению, осуществима лишь в государствах – городах или маленьких областях, а представительная система бех монарха – только в странах с просвещенным народом, привыкшим к соблюдению государственных законов без принуждения и страха. [8, с. 32]

И. Т. Посошков (1652 - 1726) и другие сторонники идеи просвещенного абсолютизма трак­товали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода челове­ческого. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались.

Церковный деятельФеофан Прокопович (1681 - 1737) считал, что государство - резуль­тат сознательного объединения людей: по внушению Бога на­род передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил мо­нарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. [5, с. 49]

В этот период разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций гуманизма и просветительства. [8, с. 33]

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы