Публикации

Обобщение понятий. Задача

 Задача по логике. Следует обобщить данные понятия. Описывается суть логической операции «обобщение». 

Задача. Обобщить понятия.

СТУДЕНТ МГУ: ОСЕНЬ. ПОВЕСТЬ. РЕКТОР. ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК. ХРИСТИАНСТВО. КОНСТИТУЦИЯ. СТОЛ. ЦВЕТОК.

Решение

Как известно, обобщением называется логическая операция перехода от видовых понятий к родовым путём изъятия из содержания видового понятия видообразующего признака[1]. Другими словами, обобщить понятия – значит перейти от понятия с меньшим объёмом, но с большим содержанием к понятию с большим объёмом, но с меньшим содержанием[2].

Таким образом, для решения нашей задачи, в первую очередь необходимо установить: является ли понятие «СТУДЕНТ МГУ» родовым по отношению к остальным понятиям в отдельности.

  • «СТУДЕНТ МГУ» - «ОСЕНЬ»; «СТУДЕНТ МГУ» - «ПОВЕСТЬ»; «СТУДЕНТ МГУ» – «ПРЕСТУПЛЕНИЕ»; «СТУДЕНТ МГУ» - «ХРИСТИАНСТВО»; «СТУДЕНТ МГУ» - «КОНСТИТУЦИЯ»; «СТУДЕНТ МГУ» - «СТОЛ»; «СТУДЕНТ МГУ» - «ЦВЕТОК» не могут быть обобщены, так как у понятия «СТУДЕНТ МГУ» нет видообразующего признака по отношению к остальным, т.е. они не являются родовыми.
  • «СТУДЕНТ МГУ» - «ЧЕЛОВЕК» могут быть обобщены, а именно понятие «СТУДЕНТ МГУ» является видом по отношению к понятию «ЧЕЛОВЕК», т.к. обладает всеми признаками рода и имеет видообразующий признак – вид деятельности.
  • «СТУДЕНТ МГУ» - «РЕКТОР» не могут быть обобщены между собой, т.к. каждое из них не обладает всеми признаками другого (т.е. не является видом по отношению к другому понятию). Однако для этих понятий общим является понятие «ЧЕЛОВЕК».

Данное решение можно изобразить в круговых схемах, что позволит наглядно представить переход от одного понятия к другому. Обозначим: СТУДЕНТ МГУ – С; РЕКТОР – Р; ЧЕЛОВЕК – Ч.

 схема обобщения понятий

[1] Сборник упражнений по логике: Уч. пособие. / Под ред. Клевчени А.С. – Мн.: Изд-во БГУ – 1981. – с.25.
[2] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для юридич. вузов и фак. ун-тов. – М.: Высш. шк. 1987. - с. 38.

Похожие работы