Публикации

Налоги и госпошлина

 Налоги и госпошлина (государственная пошлина) - контрольная работа по праву 

План

  1. Функции налогов. Роль налогов в формировании финансов государства.
  2. Госпошлина. Плательщики государственной пошлины. Объекты ставки. Льготы. Порядок исчисления и перечисления госпошлины в бюджет. Контроль и ответственность.

Задача

Список использованной литературы

1. Функции налогов. Роль налогов в формировании финансов государства.

Налоги — одно из проявлений суверенитета государства. Право устанавливать налоги всегда было частью суверенных прав государства наряду с чеканкой монеты и отправлением правосудия.

Прежде чем определить функции и показать роль налогов в формировании государства, дадим определение налогов.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, установленные законодательством для организаций и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на нраве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов.

Данное определение основано на трех составляющих: 

  • характер изъятия — принудительный;
  • основная цель изъятия — обеспечение (покрытие) общественных расходов;
  • размер изъятия — в соответствии с возможностями каждого плательщика.

Налоги устанавливаются в одностороннем порядке государством, которое вменяет в обязанность своим гражданам их уплату. Это не исключает предоставление налоговых преференций отдельным категориям плательщиков с учетом их финансового состояния и значимости хозяйственной деятельности для всего общества.

Налоги как категория не только юридическая, но и экономическая выполняют определенные функции. Именно в этом проявляется их общественное назначение [1; с.46, 48-49].

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, стимулирующую, социальную, распределительную и контрольную.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [2; с.81].

Конкретный механизм действия функций налогов вытекает из определения сущности и понятия налогов. Из определения налогов, выражающего их сущностный характер, вытекает, что налогам присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет, которые устанавливаются законодательно. Налоги обязательны к уплате. Именно эта специфическая особенность налогов, их устойчивость делает налоги основой государственных доходов. Как раз эти особенности и специфические черты налогов раскрывают их фискальный (фиск — государственная казна) характер, вытекающий из определения финансов.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекли за собой рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений.

С другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим причинам с середины 80-х годов заметно снижение налоговых поступлений. Однако, несмотря на это, их доля в национальном доходе остается высокой.

Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в виде капитала или заработка, рассматривается как своеобразная эксплуатация со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета. Что касается доходов государства, то это свойство фискальной функции позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета. В наибольшей мере фискальная функция проявляется в налоге на добавленную стоимость и акцизном налоге. Но с другой стороны, расширение налогов фискальной направленности может оказывать отрицательное влияние на экономику и благосостояние населения.

Однако фискальная функция не учитывает другого важного свойства — стимулирования лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов: труда, капитала, природных ресурсов.

В налоговых отношениях возникла стимулирующая функция налогов, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование: 

  • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  • малых форм предпринимательства;
  • занятости инвалидов и пенсионеров;
  • благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

Вместе с этим стимулирующая функция налогов реализуется черед стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. Посредством этих налогов одновременно происходит стимулирование воспроизводства природных ресурсов и земли, направление средств в дорожные фонды и др. В этом качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию. Они имеют четко выраженную отраслевую принадлежность.

Для стимулирующей функции характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции (в этом отличие стимулирующей функции от других функций налогов: никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает); во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.

Из сущности налогов вытекает то, что для них характерна распределительная, а точнее, перераспределительная функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой — в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов. К этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Именно через налоги реализуется главное их общественное назначение — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требовались средства для выполнения своих функций, изымаемые в форме налогов.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер. Но с развитием государства она стала активно участвовать в организации хозяйственной жизни и развитии экономики в стране. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать отдельно эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Это обусловлено тем, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с ними в процессе производства. Внутреннее единство функций, связанное с мобилизацией финансовых ресурсов, предполагает противоречие каждого из них и между ними, что заложено в сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая функция отражает отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики. В фискальной функции, снабжающей финансовыми ресурсами государство, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения. Противоречие регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность в государственном вмешательстве в процесс производства с использованием налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, игнорирование которых может привести к замедлению экономического роста. Учет этих противоречий должен обеспечить сбалансированность роста доходов бюджета и хозяйствующих субъектов [3; с.21-24].

Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. Так, акцизы на табак и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог на землю в большей мере играет стимулирующую роль.

На различных этапах развития общества роль регулирующей функции налогов менялась. В ранних периодах развития общества она оказывала незначительное влияние на производство. В период перехода к развитому капитализму, вызванного ростом производительных сил, были созданы объективные предпосылки и потребность в более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это обусловило повышение роли налогового регулирования [1; с.50].

Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, он влияет на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействует развитию производства или тормозит его. Это связано с тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

Роль налогов в формировании финансов государства. Государство оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.

В любом обществе именно государство использует налоговую политику для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения валового внутреннего продукта в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Главным субъектом проводимой налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, нормы и т.д. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других актах нормативного характера. Оно определяет методы изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способов обложения и т.д. Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Функционирование налогового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: правовое регулирование и регламентирование, планирование (прогнозирование), рыночное регулирование, управление.

Правовое регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которые осуществляют органы государственной власти. Такими регламентирующими документами являются Законы о налогах, Закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие аналогичные нормативные документы. Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают инструкции и другие документы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации налоговых отношений, обеспечивающих соблюдение налоговой дисциплины, способствующих проведению экономической политики, отвечающей, современному состоянию экономического развития государства.

Планирование — волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.

Рыночное регулирование ~ свободное взаимодействие производителей и потребителей на основе прямых и обратных связей. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой — к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения массы произведенных товаров с их потребностями и сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций в развитии рынка. Таким регулятором динамического развития экономики в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех развитых странах мира.

Управление налогами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции. В современных условиях хозяйствования важное значение имеют научное обоснование управленческих решений по налогам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

В процессе создания рыночной экономической модели изменяются методы финансового воздействия на развитие экономики. Вместо централизованного управления хозяйствующими субъектами, строго регламентировавшего финансовые отношения, начали использоваться разнообразные косвенные финансовые инструменты в форме налогов. С их помощью регулируется общий объем финансовых ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и государства. Они направлены на соблюдение налоговой дисциплины, стимулирование развития производства.

Каждый налог в системе финансово-налоговых отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности налоги взаимосвязаны и представляют собой целостную систему налоговых отношений.

Участвуя в формировании централизованного фонда денежных ресурсов государства, налоги воздействуют на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, стимулируют экономический рост, улучшение качества продукции. Исторический опыт показывает, что налоги при обоснованном применении способствуют росту эффективности производства.

Важную роль в экономике и налоговой политике государства играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство путем поощрения за хорошие показатели работы и применения санкций за нарушения.

Различного рода стимулы могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Различные льготы предусмотрены по налогам, взимаемым в бюджет, — частичное или полное освобождение хозяйствующих субъектов от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с производством, социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ и услуг. При сокрытии доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции экономического и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Основополагающими принципами деятельности органов власти, связанной с применением налоговых стимулов, разработкой норм и нормативов, ставок налогов, являются оперативный учет изменений экономических процессов и своевременное воздействие на них. Это обосновано тем, что с помощью налогов регулируется уровень рентабельности, обеспечивается платежеспособность, размер денежных доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, т.е. должны создаваться по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства.

Следует отметить, что действующий в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов ограничивает их финансовые возможности по обеспечению роста производства. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику, ибо это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций и т.д.

В современных условиях задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношении неравенства в уровнях доходов населения.

Выделяются три типа налоговой политики.

Первый тип — это политика максимальных налогов. При этом существует вероятность того, что повышение налогов ведет к снижению мотивации деятельности и не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная ставка налогов в валовом внутреннем продукте зависит от множества факторов, но, по данным зарубежных ученых, она не должна превышать 50% ВВП.

Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Предпринимательство максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.

Третий тип — это налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Беларуси характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации налоговой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: учет действия экономических законов: необходимость налоговой поддержки принятых решений об ускорении рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации; определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста. Необходимо также определить объемы финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов; долю участия физических лиц в формировании доходов государственного бюджета; меры стимулирования процесса приватизации, структурной перестройки экономики, развития приоритетных направлений оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для эффективного развития экономики; выработать налоговый механизм реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к налоговой политике: научный подход к выработке налоговой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов экономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для выработки эффективной налоговой политики; учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и между народной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта; учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики; предвидение последствий проведения налоговых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в налоговой политике, создать благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов; наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Многогранность использования налоговой политики для достижения конкретных задач ставит налоги в ряд важных общеэкономических категорий, создает неразрывную связь налоговой политики с другими элементами управления экономикой: ценами, процентными ставками за кредит, уровнем оплаты по труду и др.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных и региональных направлений движения капитала.

В основе налоговой политики и налогового механизма лежит стратегическая концепция, разрабатываемая видными экономистами. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, ее заменяют новой [3; с.24-30].

Похожие работы