Публикации

Миграционная политика индустриальных государств и черный рынок труда. Утечка мозгов

 Контрольная работа по экономике на тему: Миграционная политика индустриальных государств и черный рынок труда. Утечка мозгов. В работе рассматриваются вопросы миграционных вопросов, политики стран-импортеров, особенности миграционных процессов в РБ. 

План:

Введение

  1. Общая  характеристика миграционных  процессов  в  мировой  экономике
  2. Миграционная политика стран-импортеров и стран-экспортеров трудовых ресурсов
  3. Особенности миграционных процессов в Республике Беларусь

Заключение

Литература

1.Общая  характеристика миграционных  процессов  в  мировой  экономике

Одним из проявлений интернационализации и демокра­тизации хозяйственной и социально-культурной жизни чело­вечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и стра­нами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являют­ся крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов.[5, с. 149]

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К при­чинам неэкономического типа относятся: политические, нацио­нальные, религиозные причины.[1, с. 102] А также потребность в обновлении образа жизни, определенной культуре и познании; социальные и этнические конфликты в семье; состояние здоровья и необходимость изменения климатических условий жизни и работы; семейно-брачные обстоятельства, воссоединение с семьей, родными; случайные обстоятельства.[2, с. 186]

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях зара­ботной платы.[1, с. 103]

Современная миграция как социальное явление характеризуется усилившимся единообразием мотивации. Для основной массы мигрантов остается главной движущей силой стремление к более высокому уровню жизни. Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и другие факторы. В этой связи уместно кратко привести классификацию видов  современной международной миграции.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Миграционная политика стран-импортеров и стран-экспортеров трудовых ресурсов

Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоян­но испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на ме­рах регулирования численности и качественного состава при­бывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который еже­годно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иност­ранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекае­мого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммиг­рантов осуществляется в принимающих странах путем исполь­зования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Особенности миграционных процессов в Республике Беларусь

Реализация принципов государствен­ной политики, направленной на интегра­цию в мировую экономику, предполагает включение Республики Беларусь в между­народный рынок труда. Становление ры­ночных отношений в условиях спада про­изводства, экономической нестабильности, падения уровня жизни выявило проблемы избыточной занятости, неэффективного ис­пользования рабочей силы. Появилась без­работица, возникла проблема несоответ­ствия структур спроса и предложения раз­личных категорий работников. Все это сти­мулирует граждан к активизации усилий по поиску работы за границей.

Миграционный поток граждан Белару­си для временного трудоустройства за гра­ницей появился в 90-х годах, и в настоя­щее время наблюдается его активизация. В целях регулирования этого процесса в рес­публике приняты закон «О внешней тру­довой миграции», другие нормативные акты. Более 70 субъектов хозяйствования получили лицензии на трудоустройство граждан Беларуси за рубежом. В 1998 г. 3692 белорусских граждан (в 1996 г. - 1894) выезжали на работу на основе подписан­ных договоров и контрактов в 14 стран мира (в 1996 г. - 10), в том числе в Рос­сийскую Федерацию - 2004, Молдову -456, Чехию - 396, Украину - 373, Венгрию ~ 145, Польшу - 90, Узбекистан - 67, Гер­манию - 47, США - 40, Грецию - 29 чел. [9, с. 41]

По данным опроса, проведенного Институтом соци­ологии Академии наук Беларуси совместно с Госу­дарственной миграционной службой Министерства тру­да, из числа уволившихся в 1991 —1995 гг. научных работников и преподавателей высших учебных заве­дений за рубеж на постоянное местожительство уеха­ло 293 человека, из них 26 докторов и 114 кандидатов наук.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы