Публикации

Механизм социальной защиты в Республике Беларусь

 Контрольная работа по экономике на тему: Механизм социальной защиты в РБ. В работе рассматриваются вопросы индексации заработной платы, пенсионного и медицинского обеспечения, прожиточного минимума. 

План

Введение

  1. Индексация заработной платы
  2. Пенсионное обеспечение
  3. Медицинское обслуживание, профилактическая работа
  4. Социальное обслуживание
  5. Бюджет прожиточного минимума

Заключение

Литература

Введение

В Республике Беларусь в переходный к рынку период социальная сфера была и остается наиболее важным и весьма сложным объектом государственного регулирования. Это объясняется тем, что вхождение республики в рыночные отношения сопровождается обострением старых и появлением новых проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести:

  • инфляция;
  • дифференциацию населения по уровню доходов;
  • зависимость малоимущих слоев населения от социальной помощи государства;
  • расширение масштабов безработицы, в том числе и скрытой.

Все это потребовало от государства коренного обновления, а в ряде случаев создания принципиально новой законодательной и нормативной базы механизма социальной защиты, который включает законодательно закрепленные государством формы и уровни обеспечения различных групп населения.

В механизме социальной защиты можно выделить следующие подсистемы:

Защита всех социально-демографических групп населения;

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

1 Индексация заработной платы

Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью «съедает» прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с высокой скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.

И для недопущения снижения жизненного уровня механизм социальной защиты населения предусматривает индексацию доходов населения по определенной шкале, установленной законодательством.

В коллективных договорах и тарифных соглашениях предусматриваются мероприятия по защите заработной платы от обесценивания в результате инфляции. Одной из форм поддержания уровня поддержания реальной заработной платы является ее индексация в случае срывов сроков выплаты.

Несмотря на принимаемые Правительством меры по обеспечению обязательного бронирования средств на заработную плату, эта проблема остается актуальной. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «…заработная плата, пенсии, стипендии и пособия в случае задержки их выплаты индексируются в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Министерством статистики и анализа».

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2 Пенсионное обеспечение

В Республике Беларусь одобрена Правительством Концепция реформы системы пенсионного обеспечения с целью увеличения размеров получаемых пенсий.

В настоящее время проблемы в пенсионном обеспечении обусловлены не только нормами законодательства, но и низким уровнем заработной платы экономически активного населения, снижением доли заработной платы в структуре денежных доходов населения, сокращением численности занятых в экономике.

По состоянию на 1.10.2000 г. в отделах социальной защиты области состоит на учете 311 863 получателей пенсий1, из них получают пенсии по возрасту 78,5%2; По инвалидности — 12,7%3 Начиная с 1996 года, в области наблюдается тенденция снижения численности пенсионеров. Так, за 9 месяцев 2000 года уменьшение составило на 4298 чел4

Действующее пенсионное законодательство в течение 9 месяцев 2000 года позволило произвести 7 перерасчетов пенсий. В соответствии со ст. 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» перерасчет пенсии производится, если средняя заработная плата рабочих и служащих в республике по сравнению с ее величиной, применяемой при предыдущей корректировке, возросла более чем на 10%. Размер минимальной пенсии по возрасту зависит от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и составляет 25% от его величины5

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3 Медицинское обслуживание, профилактическая работа

Для улучшения качества медицинского обслуживания пожилых людей в области функционирует гериатрическая служба. В основу ее организации положена потребность пожилого человека в стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и включает следующее:

  • дальнейшее расширение сети медико-социальных коек. На 1 октября 2000 года перепрофилировано 377 коек (более 30 — в этом году). В районах решением райисполкома утверждается схема определения одиноких, тяжелобольных людей для такой формы обслуживания, отчисления пенсии на их содержание (в среднем 70 — 80%), вопросы организации ухода7;
  • 268 гериатрических коек (240 — в областном госпитале инвалидов Великой Отечественной войны и 28 — в Бобруйском районе), где получают лечение участники, инвалиды Великой Отечественной войны и лица к ним приравненные8;
  • 39 кабинетов по медицинскому обслуживанию ветеранов войны. В каждой районной больнице и городской поликлинике назначен врач-гериатр, ответственный за службу9;
  • дневные стационары и стационары на дому (г. г. Могилев и Бобруйск), которые используются для медицинского обслуживания пожилых. В поликлиниках № 1, 3, 6г. Бобруйска организованы школы пожилых людей. В двух медучилищах действуют студенческие отряды милосердия;

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

4 Социальное обслуживание

Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами строится в соответствии с нормативными актами, законами и в свете реализации программ по проблемам пожилых людей, по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

На территории области функционирует:

— 9 домов-интернатов, в которых на 1.10.2000 года проживает 1687 чел., из них 5 — психоневрологического профиля с количеством проживающих 922 чел., 3 — интерната общего типа (620 чел.), детский дом-интернат (145 чел.)12.

В доме-интернате созданы благоприятные условия проживания, приближенные к домашним. Организовано медицинское обеспечение. Питание проживающих организовано во взрослых домах-интернатах четырехразовое, в детском — пятиразовое. Здесь все проживающие обеспечены одеждой и обувью. К отопительному периоду 2000-2001 гг. проведены профилактические ремонты основного и вспомогательного оборудования котельных. В Чаусском доме-интернате завершены работы по переводу котельной на газ. Продолжается работа по газификации Каменского дома-интерната. Проведены ремонты во всех жилых корпусах.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

5 Бюджет прожиточного минимума

В условиях кризисной экономики установление критериев и норм социальной защиты в тесной привязке к МПБ в определенной степени ограничено. Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что даже при наличии достаточных экономических возможностей (производительности общественного труда) государство не гарантирует своим гражданам потребление на уровне стандартов, отвечающих нормативам стоимостной величины МПБ. Для этого требуется соответствующий показатель уровня жизни, который бы, с одной стороны, определял его минимально допустимую границу, с другой — учитывал экономическое состояние страны.

Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (декабрь 1998 года) устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования, в качестве социального норматива для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. В соответствии с указанным Законом прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы