Публикации

Культура средневековой Европы

 Контрольная работа по культурологии на тему: Культура средневековой Европы. В работе рассматриваются вопросы сословий 18 века, дворянства, духовенства, крестьянства и городского населения. 

План

  1. Христианство как форма существования раннесредневековой духовной культуры
  2. Художественная культура средневековья
  3. Развитие первоначальных форм науки

Литература

Особенностью общественного строя данного периода было стремление государева к четкой правовой регламен­тации положения каждого из четырех сословий, на кото­рые делилось все население с граны:  дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населе­ния.

1. Христианство как форма существования раннесредневековой духовной культуры.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Одно несомненно — вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме[1].

Христианской религии принадлежит главная роль и в духовной культуре средневековья. Ее мировоззренческой ос­новой является связь единоверцев, их духовно-нравствен­ных исканий. В этих условиях природу нравственного иде­ала христианской идеологии можно представить единством Веры, Надежды и Любви. В этой «триаде» Вера выступает как особое состояние духа (которое не требует ни каких доказательств, аргументов или фактов), как ведущая к Богу святая про­стота. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с по­мощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому — смирение, следование образцам освященного церковью по­ведения. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, устремление человека к Богу[2]. В то же время христианская любовь распространяется на всех "ближних", включая тех, которые не только не отвечают вза­имностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: "любите врагов ваших, благословляй­те проклинающих вас и гонящих вас"[3].

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Художественная культура средневековья.

Как известно, художественная культура это - совокупность ценностей, созданных в разных видах искусства, понимаемая как органическое целое и соотнесенная со всем процессом общественно-исторического развития человечества[1].

Рассматривая художественную культуру средневековья, необходимо отметить что, положение и роль искусства в культуре Европы данного периода было достаточно сложным и противоречивым. Это вызвано его взаимоотношениями с христиан­ской идеологией. Христианство отвергло идеалы, воодушев­лявшие античных художников (радость бытия, чувствен­ность, телесность, правдивость, воспевание человека, осоз­нающего себя как прекрасный элемент мира), разрушило античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему. Божественному, их искусство рассматри­валось как Библия для неграмотных, как средство приоб­щения человека к Богу.

Переход от внешнего мира к внутреннему, духовному миру человека — вот главная цель искусства.Она выраже­на знаменитой фразой Августина: «Не блуждай вне, но вой­ди вовнутрь себя». Этот переход нагляден в храмовом зод­честве. Если античный храм был местом для бога, а грек молился рядом, то средневековый собор принимал в себя верующего, воздействовал на него не столько внешним об­ликом, сколько внутренним убранством.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Развитие первоначальных форм науки.

Наряду с религией в средние века существовали и развива­лись другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие.

Средневековая наука выступала как осмысление авторитетных данных Биб­лии. По мнению церковных идеологов, греховным являет­ся всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. В идеале средневековый разум нацелен на понимание. Божественного замысла относительно мира, его пред­метов. В понимаемой таким образом науке открытия как бы и не предполагались, потому что истина в принципе была дана Богом в Библии, разъяснялась в трудах отцов церкви. Поэтому средневековая наука разделяется на низ­шую, основанную на познавательных способностях чело­века, и высшую — хранительницу Божественного открове­ния. Главным методом познания в этих условиях является постижение смысла Божественных символов. Мир в сред­невековье рассматривался как книга, написанная Богом, которую надо воспринять.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы