Публикации

Культура и общечеловеческие ценности

 Контрольная работа (реферат) по философии на тему: Культура и общечеловеческие ценности 

План

  1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
  2. Исторические типы культуры (культура Запада и Востока).
  3. Судьбы западной культуры.

Список использованной литературы.

1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.

Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека [1; с.296]. Универсального определения культуры нет. Возможны разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного — сущностного — определения культуры, получившего бы общепризнанное распространение, не существует, хотя вместе с тем смысловой объем этого понятия считается интуитивно ясным [4; с.551]. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову cultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии оно получило и другое, переносное значение — просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже Цицерон утверждал, что ум необходимо возделывать так же, как крестьянин обрабатывает почву. С этими двумя основными значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.

Явления культуры изучает множество конкретных наук, так что «образ культуры» в них выглядит по-разному. Число ее определений в настоящее время достигает около 600, и их можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные, рассматривающие культуру как сумму результатов деятельности, 2) исторические подчеркивающие роль социального наследия и традиций, 3) нормативные, подчеркивающие значение принятых правил и норм, 4) ценностные, согласно которым культура есть результат реализации идеально смысловых установок под углом зрения их значения для человека, 5) психологические, исходящие из идеи приспособления людей к природе и социуму, 6) идеологические, рассматривающие культуру как поток идей.

Наконец, то обстоятельство, что формами ее опредмечивания являются язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода — семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке.

Существует также технологический, системный, структурно-функциональный и другие подходы к пониманию культуры. Они взаимодополняют друг друга и способствуют выработке более полного представления о ней как о сложном общественном феномене.

В нашей литературе имело место определение культуры как совокупности достижений общества в его материальном и духовном проявлении. В таком понимании она включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную. Ее разделение на две подсистемы обусловлено двухплановым характером человеческой деятельности, в структуре которой она функционирует.

И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: предметной, существующей вне человека (например, в виде технические сооружений, научных выводов, зафиксированных в формулах, книгах), и личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура.

Понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей в последнее время стало подвергаться критике за отсутствие исторического подхода, за недооценку ее как процесса, ибо в таком понимании культура предстает как сумма уже готовых результатов деятельности, а процесс ее создания и развития остается вне рассмотрения. Более того, при такой трактовке культуры она понимается как нечто внешнее человеку и не проясняющее соотношения между ней и обществом.

По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. Как считает А.К. Уледов, культура присуща всем без исключения явлениям общественной жизни как их качественная сторона, которая находит свое выражение в уровне и характере развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки и литературы. Не существует субстанциальных элементов культуры, а есть культура материального и духовного производства, быта, управления и т. д. как определенная качественная характеристика того, как люди производят, познают, общаются. Отсюда и множество различных видов культуры. экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, управленческая, отражающие многообразие форм деятельности человека.

Данные определения культуры в последние годы переосмысливаются за счет перенесения акцента непосредственно на процесс культурной деятельности. Эта позиция находит свое выражение в работах В.М. Межуева, Н.С. Злобина, Л.И. Когана, Э.В. Coколова, Э.Г. Маркаряна и др. В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом жизнедеятельности человека. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека и его деятельности как субстанции человеческой природы. Это позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов», благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе (Э. Маркарян). Культура в таком понимании предстает как сотворенная человеком «вторая природа», отличная от естественной. Иначе говоря, она выступает как технологический контекст человеческой деятельности, которая лежит у истоков возникновения общества и является основой его существования и развития. При этом надо иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность — это только способ и средство, результат и предпосылка его существования. Поэтому культуру следует рассматривать как процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности.

Наличие разнообразных подходов к определению культуры объясняется прежде всего ее многогранностью и полифункциональностью. Рассмотренные выше ее определения при их известной односторонности тем не менее отражают какие-то из важнейших ее свойств. В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим образом: 1) ее следует рассматривать как социальное явление, порожденное обществом; 2) культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой — активность, социальность, преобразовательный характер — свойственны и культуре; 3) человек выступает не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса; 4) культура, не может быть связана только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она присутствует во всех ее проявлениях.

Анализ всего комплекса явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определение: «Культура — это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности». Обращая внимание на творческий характер созидания культуры, мы тем самым неявно полагаем, что она несводима к тиражированию ценностей, ибо тиражирование уже известного — это только распространение, а не созидание культуры.

Понимание культуры как целостного общественного явления, включенного многосортными способами и формами в исторический процесс, служит логической базой для выделения ее функций. Самой важной из них является созидательная. Культура создаётся в процессе творческой деятельности людей и является мерой их власти как над стихией природы, так и над собственными отношениями. Второй её функцией является функция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции опыта и знаний невозможно объединение людей и группы, а значит и существование самого общества. Третья функция культуры — познавательная и в ряде случаев эвристическая. Она не только дает целостную картину познания мира, но и способствует поискам лучших и наиболее эффективных форм познания нового. Четвертая функция культуры — оценочная, или идеологическая. С ее помощью мир познается не только таким, каков он есть сам по себе, но и соотносится с некоторыми социальными образцами: эстетическими, политическими, нравственными. В реальной жизни все они взаимодействуют и преломляются, но при философском анализе культуры выделение каждой из них вполне правомерно.

Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством. Известно, что замечательные взлеты творческой фантазии, гениальные открытия, не имевшие основы в материальном производстве, не обусловленные потребностями общественного бытия, оставались незамеченными или быстро забывались, не оказав существенного влияния на общественную жизнь. Таковы судьбы первых «икаров», зерноуборочного комбайна, изобретенного в Риме. Созданный Филоном Александрийским «паровой котел» применялся лишь в механических игрушках. Только спустя много столетий механическая сила пара стала важнейшим фактором культуры.

Другой ее закономерностью является преемственность, что означает передачу и использование новыми поколениями ранее накопленного культурного опыта и ценностей. Значение преемственности состоит в том, что она обеспечивает исходную базу в развитии культуры и соединяет в одно целое прошлое, настоящее и будущее. Третья закономерность — классовый характер культуры. При этом надо иметь в виду, что социально-классовое начало присутствует в ней в форме идеологии, являющейся тем средством, с помощью которого каждый класс направляет развитие культуры в соответствии со своими социальными идеалами. В то же время ее классовый характер не исключает того, что имеется некоторая общность культуры, принадлежащей той или иной эпохе. Культурное творчество, будучи продуктом исторических конкретных социальных условий, выходит за их рамки, становясь общечеловеческим достоянием. Однако, несмотря на усиление значения общечеловеческих ценностей в культуре, следует отметить, что мир разнороден в религиозном, национальном и иных отношениях. В каждой национальной культуре заложена своя система ценностей, которая не только объединяет людей, но и разъединяет различные культуры. Они развиваются в своих национальных формах.

Язык, наука, искусство, а также жилище, одежда, нравы, обычаи имеют то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил, становление личности. Однако и эти национальные особенности тоже развиваются, но форма культуры оказывается более консервативной, нежели ее социальное содержание.

Следующей закономерностью развития культуры является ее противоречивый характер. Хотя она и развивается под определяющим влиянием способа производства, но различными своими частями связана с ним по-разному: одни ее элементы — непосредственно, другие — опосредованно. Поэтому историческое развитие культуры совершается неравномерно, сопровождаясь моментами упадка или расцвета. Не только способ производства, но и политический строй, особенности социальной структуры общества, духовная атмосфера эпохи играют важную роль в ее развитии [1; с.296-299].

Похожие работы