Публикации

Культура как предмет философского анализа

 Реферат (контрольная работа) по философии - Культура как предмет философского анализа. 

План

  1. Понятие культура. Материальная и духовная
  2. Составляющие элементы культуры
  3. Культуры и цивилизация: общность и различие

Логическое задание
Список использованной литературы

1. Понятие культура. Материальная и духовная

Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека[1].

Слово культура — одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки — история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру[2].

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Происхождение термина «культура» связано с человеческим трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии он получил и другое, переносное значение — просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже у Цицерона («Тускуланские беседы», 45 г. до н. э.) говорится о философии как «культуре ума». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе русский и белорусский.

Как философская категория «культура» относится к таким научным абстракциям, которые, по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет проникнуть в сущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей социально-философской категорией, заключающей в себе весьма важную характеристику целостной исторической реальности.

Культура — не структурная часть целого, а определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития, его производительное существование. Культура — это труд, и приобщение к ней — труд не меньший. В ней воплощаются не только физические, но и духовные качества человека.

Если материально-техническую базу общества характеризуют мощности энергетических установок, точность работы станков и оборудования, скорость движения предметов труда в технологическом процессе, квалификация рабочей силы, то о культуре судят по духовным качествам людей и силе их духа.

Понятие культуры многогранно. Оно охватывает по существу все стороны человеческой деятельности: труд и производство, быт, искусство, науку, воспитание и образование, развитие семьи и т. д. Культура — это все то, что создано человеком, а также сам процесс созидания. Она возникает тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе силы природы. Даже такое удаленное от материального производства явление, как искусство, берет свое начало в труде. Ключ к пониманию развития всей культуры человечества мы находим в общественно полезной деятельности.

Культура неразрывно связана с историей. Она есть то, что сделано (развито, улучшено, изменено) самим человеком, обществом. В культуре выражена способность людей, человечества к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. В понятии «культура» мыслители всех времен стремились выразить качественное своеобразие человеческого прогресса, его истории в отличие от «естественной истории» всего окружающего нас мира.

Содержание культуры — это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и социальных групп, а также обусловленный способом материального производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует сам человек.

Различая материальные и духовные ценности, можно выделить материальную культуру и культуру духовную как относительно самостоятельные области. Под первой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими. Под второй — совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (философия, нравственность, право, сознание, религия, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В сферу материальной культуры обычно включаются все имеющиеся орудия и средства труда, относящиеся к материальному производству, навыки обращения с ними, способы производственной деятельности, а также результаты труда. Сюда же можно отнести и совокупность знаний, непосредственно связанных со сферой материального производства.

В разграничении культуры на материальную и духовную есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культуры. В самом деле, станок материален, он состоит из стальных, латунных, медных и прочих деталей, но если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, талант, навыки, способности рабочих, изготовивших его, он не стал бы предметом культуры.

Культура — это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры вне общества. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую ему культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способа их производства. Степень же развитости культуры может быть различной — сильной или слабой, высокой или низкой. Она зависит от конкретных этапов исторического развития общества, условий развития человечества, возможностей, которыми оно располагает, конкретного индивида с его склонностями, способностями, устремлениями и мечтаниями.

Научное понимание культуры требует ее рассмотрения в функциональном контексте всех общественных явлений — экономических, социальных, политических, бытовых, этнических и т. д. Культура немыслима вне тесной связи с остальными сферами жизни. Ее нельзя считать простой совокупностью созданных в результате творческой деятельности людей материальных и духовных ценностей, ибо тогда в тени останутся закономерная взаимосвязь компонентов культуры и их развитие.

Предметом теории культуры выступает как духовное, так и материальное производство, их взаимосвязь. Труд и знание, духовное и материальное находятся в диалектическом единстве. Поэтому для понимания культуры каждого исторического периода важную роль играют как закономерности формирования и развития материальных составляющих, так и духовные достижения конкретного исторического этапа развития страны, народа, нации. Не случайно в трудах культурологов большое место занимают вопросы, связанные с отношением к культурному наследию прошлого. Преемственность является одной из важнейших закономерностей развития всей материальной, духовной и художественной культуры человечества.

Каждый новый этап в развитии культуры есть зеркало человеческого прогресса. Его становление идет не в стороне от мировой цивилизации, а представляет собой закономерное продолжение всего лучшего, прогрессивного, демократического, что могло выработать человечество в конкретных жизненных условиях прошедших времен,

Возникновение новых этапов развития мировой культуры, расцвет конкретных форм национальных культур происходят на основе переработки достижений прошлого, постижения большими массами людей, трудящимися ценностей науки, техники, искусства во всех его формах и проявлениях.

Все ценное, взятое из наследия прошлого, становится строительным материалом для нового, величественного здания культуры. Новая культура является продолжением закономерного развития тех запасов знаний, духовных и материальных ценностей, которые человечество выработало в предшествующие эпохи, какими бы сложными и трудными они ни были. Пренебрежение историческим подходом к социальной действительности равносильно отказу от понимания сущности культуры. Для тех, кто стремится построить абстрактно-теоретическую модель общества, вопрос, что понимать под культурой, оказывается неразрешимым.

Культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также обусловленный способом материального производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира, в котором живет человек. Культура есть отношение человека к природе, опосредованное обществом.

По культуре, следовательно, мы можем судить не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрывается в результате своей деятельности. Вся общественная история обнаруживает себя в культуре со стороны развития самого человека, т. е. с человеческой личностной стороны. Ответить на вопрос, в чем состоит развитие человека, чем оно измеряется, значит ответить на вопрос о том, что такое культура.

Вместе с тем о культуре не следует судить по любому эмпирически существующему результату труда. Такое представление слишком упрощает дело, ибо не схватывает главное в труде — его общественно-производительную силу, способность создавать не только полезные для человека вещи, но их общественную форму, благодаря которым они обретают человеческий смысл и значение. В культуре представлены общественная (всеобщая) сила труда и его социально формирующие свойства. Именно в способности человека создавать богатство подлинного человеческого бытия, своих отношений и связей с другими людьми и природой труд становится источником и причиной существования культуры. В этом суть специфики человеческой деятельности применительно к культуре.

Полезность вещи хотя и необходимое, но еще недостаточное условие для ее существования в качестве предмета культуры, ибо и явления природы (вода, воздух, земля, солнце и т. д.) обладают полезными для человека свойствами. Культурная ценность продукта труда заключена не в его полезности, а в той форме, которую он получил в процессе изготовления. Ее «человеческая форма» и есть то, что отличает предмет культуры от предмета природы, придает продукту труда культурную значимость.

Культурная значимость предмета определяется его функцией быть средством связи между людьми, взаимным посредником людей, объединяющим их в процессе совместного существования и исторического развития. По этой причине действительным содержанием культуры становится развитие самого человека во всем многообразии и целостности его общественного существования.

Традиция связывать культуру с развитием человека, его совершенствованием, «возделыванием» его души и тела, нравственным и умственным «образованием» индивида восходит к античности и постоянно воспроизводится в общественном сознании на протяжении всей истории человечества. При этом на передний план выдвигается не то, что человек — продукт природы, а то, что он продукт воспитания, направленного на культивирование, улучшение в нем его свойств и качеств, ибо если в процессе обработки материала природы создается культура вещей, то посредством воспитания, образования формируется культура людей, сам человек. Часто под культурой и понимают сферу воспитательной и просветительной деятельности в самом широком смысле этого слова, осуществляемой специально подготовленными людьми и институтами. В отличие от материального и духовного производства эту сферу с полным основанием можно назвать сферой производства и воспроизводства самого человека как общественного индивида. В современном обществе к ней относят образование, воспитание и культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации и т. д. Культура в данном случае есть самосозидание, самовоспроизводство человека в конкретных формах его материальной и духовной деятельности. Следовательно, она существует в силу способности человека не просто производить полезные для себя вещи, но и производить самого себя, быть субъектом (источником, причиной) собственного изменения и развития.

Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение, свойственное только человеку, — отношение к самому себе.

Культуры различаются между собой по масштабу выраженной в них общественно-производящей деятельности людей, степени той универсальности, с какой они осваивают природу, создают свои собственные отношения и формируют свою личность.

Социальная функция культуры в каждый конкретный исторический отрезок времени и состоит в том, чтобы привести индивидуальное бытие человека в соответствие с его общественным бытием, согласовать, сочетать между собой личное и общественное, индивидуальное и всеобщее. Другими словами, главная социальная функция культуры заключается в таком развитии человеческой индивидуальности, которое бы соответствовало масштабам и результатам достигнутого в данный момент общественного развития. Это значит, что культурное бытие человека неотделимо от конкретного природного и общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его общественных связей[3].

Похожие работы