Публикации

Культура эпохи Просвещения в Европе

 Контрольная работа по культурологии на тему: Культура эпохи Просвещения в Европе. В работе рассматриваются вопросы искусства 18 века, исторической обусловленности и основные черты культуры Эпохи Просвещения, искусство барокко. 

Содержание:

1. Историческая обусловленность и основные черты культуры Эпохи Просвещения.

2. Наука, основные политические и философские течения эпохи.

3. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.

Заключение.

Литература.

1. Историческая обусловленность и основные черты культуры Эпохи Просвещения.

Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

В ряде стран Западной Европы движение было настолько широким и влиятельным, что у его современников возникло представление о пришедшей на смену «мрачному средневековью» эпохе Просвещения. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и других; он окончательно утвердился после статьи Канта «Что такое Просвещение?».

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идео­логия и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Вторая форма Просвещения, как называл ее К. Каутский, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации.

Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. В связи с этим необходимо выяснить смысл понятия «капитализм», чтобы понять значимость этого явления во всемирной истории. Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге «Ма­териальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» приводит великолепное определение: «Экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом».

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Наука, основные политические и философские течения эпохи.

Процесс исторической эволюции в европейском регионе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социаль­ной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ спо­собностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в XVII— XVIII вв., в эпоху подготовки и развертывания первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений. К числу истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации относятся: ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущностные связи вещей, их природы и законов, в соответствии с которыми могут изменяться вещи; второй ее фундаментальной ценностью выступает установка на постоянное приращение объективного знания о мире, требование постоянной новизны как результата исследования.

Возникшие в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, эти две ценностные установки переплавились в присущие науке нормативы ее внутреннего этоса: запрет на умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (политическим, идеологическим, религиозным и др.), табу на плагиат, установка на формирование целостной картины человека и природы как результата объективного исследования мира, рациональность и универсализм в подходе к миру. Известно, что окон­чательное утверждение статуса науки со всеми ее нормами и идеалами произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизнедеятельности.

3. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлели себя в искусстве. Величайшие художники века:Бах, Гёте, Моцарт,Свифт говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и искусственными правилами «стиля».

Но это не значит, что XVIII в. не знал своих собственных, характерных художественных стилей. Основным из них был барокко — стиль, соединивший в себе старые традиции (готику) с новымитенденциями — идеями демократического свобо­домыслия. Сочетая в себе аристократизм формы с апелляцией к «народному», т.е. буржуазному, вкусу, живопись, скульпту­ра, а особенно архитектура барокко, — это нетленный памят­ник дуализма эпохи, символ непрерывности европейской культуры, но и неповторимости исторического времени (примером чему может служить скульптура Бернини, архитектура Растрелли, живопись Джордано, поэзия Кальдерона, музыка Люлли и др.).

Однако многие исследователи культуры эпохи Просвещения считают, что искусство XVIII в. находилось в состоянии кризиса, так как величест­венная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художест­венная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлек­ло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы