Публикации

Культура древнего Египта

 Контрольная работа по культурологии на тему: Культура древнего Египта. В работе рассматриваются вопросы древнеегипетской культуры, религиозного представления, верования египтян, научные достижения. 

Содержание:

Введение.

1. Особенности древнеегипетской культуры.

2. Религиозные представления древних египтян.

3. Научные достижения древнего Египта.

Заключение.

Литература.

1. Особенности древнеегипетской культуры

Страна египтян как будто рукой самой природы предназначалась для развития обширной и своеобразной культуры. Замкнутая горами и пустынями, орошаемая Нилом, она лежит возле самого средоточия культурного движения древнего мира. Плодородием своим нильская долина всецело обязана наводнениям и разливам цар­ственной реки, и Египет, говоря словами древних, есть «дар Нила». Материальное состояние страны вполне зависит от Нила, да и вся культура ее является по большей части результатом естественных условий.

Древние египтяне, создавая свою цивилизацию, начинали с халколита — медно-каменного века, т.е. с того уровня, на котором тогда уже находилось не одно человеческое сообщество. Они не могли испытывать решающе­го влияния более развитых народов, потому что таковых просто не было. Напротив, древнеегипетская культура оказывала огромное и плодотворное воздействие на многие области Африки, Азии, Европы, хотя и сами египтяне в процессе общения с другими народами также обогащались. Есть предположение, что они уже в IV тыс. до н.э. на своих ладьях совершали торговые экспедиции по Средиземному мо­рю.

Древний Египет относится к т.н. Ранним цивилизациям, которые рассматриваются и как эпоха, и как исторический тип культуры. Ее специфика состоит в том, что территориально в это время преобладает перво­бытная часть человечества, а сами ранние циви­лизации возникают впервые и, как правило, самостоятельно в виде отдельных очагов, обычно не связанных между собой. Это можно считать первой и второй особенностями рассматриваемого типа культуры.

Его третья особенность связана с экономико-технической осно­вой, которую составляет ирригационное (поливное) земледелие и медно-бронзовая металлургия. И первое, и второе являются обяза­тельным условием зарождения цивилизации даже в самых простых ее формах.

Культура рассматриваемого типа, как правило, связана с дворцом и храмом — возникшими тогда новыми социокультурными фено­менами. И это можно считать четвертой особенностью ранних циви­лизаций. Пятой особенностью было то, что духовные ценности, ими созданные, не получали широкого распространения, носили элитар­ный характер, оставаясь достоянием узкого слоя общества.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Религиозные представления древних египтян

Так как египетская культура была в основе своей культурой культа, то феномен египетской культуры — это, во многом, феномен египетской религии.

Религиозные воззрения древних египтян, восходящие к IV тыс. до н.э., прошли длительный путь развития и ко времени Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) оформились в слож­ную теологическую систему, ряд идей которой в дальнейшем нашел отраже­ние в верованиях других народов и в мировых религиях.

Египет изначально представлял из себя объединение доста­точно независимых областей (номов), каждая из которых имела своего бога-покровителя, защищающего ном от безудержной стихии и нападения соседей. Роль бога-покровителя в пантеоне определялась степенью могущества его нома и изменялась с течением времени.

С ростом централизации Египта отношения между богами отдельных но­мов как-то упорядочились, при этом появились и общеегипетские божества, почитаемые по всей стране. Таким божеством был бог солнца Ра плывущий в своей барке днем по не­бесному Нилу и освещающий Землю, ночью по подземному Нилу, где он непрерывно боролся с силами мрака, побеждал их и на рассвете снова появлялся на горизонте; таким божес­твом был бог Амон, слившийся в религии Нового царства с Ра, и ставший царем богов, богом-творцом, породившим все сущее; таким божеством был бог Луны и одновременно бог мудрости Тот, научивший людей письменности и счету, бог Мемфиса Птах, покровитель ремесел и искусств, бог истины и справедливости; Осирис, царь заг­робного мира, бог производительных сил природы, его жена Исида, богиня плодородия, заботливая жена и мать, почитаемая в Греции и Риме и их сын Гор, бог света. С Осири­сом, Гором и Сетхом, богом пустыни, связан один миф, проходящий практически через все культуры как миф об умирающей и воскресающей природе. Осирис был царем Египта, он научил людей сеять хлеб, сажать виноградники, добывать руду, он научил людей вра­чебному искусству и строительству городов. Мудрый царь, он был коварно убит своим братом Сетом, завидовавшим его славе (по одной версии, заколочен в гроб и брошен в воду, по другой — разрублен на 14 частей). Жена Осириса Исида нашла его останки, погребла их и чудесным образом зачла от мертвого мужа, родив ему сына по имени Гор. Младенец вырос, победил Сета и воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, таящее магическую силу.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Научные достижения древнего Египта

Многие исследователи древнеегипетской культуры обращают внимание на тот факт, что весьма значительные успехи гения древних египтян в области му­мификации, были бы невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения пред­ставления о продолжении жизни после смерти. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операций требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счи­тать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная меди­цина в современном значении этого слова.

К V в. до н.э. в египетской медицине уже при­сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан­ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про­никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар­ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме­дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име­нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в. до н.э., имеет 20.5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага­ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во­лосы, усилить их рост и т.д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю­щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до 37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение: 1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен­ный жир, выделения из свиных ушей и т.д.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы