Провозглашение государственной независимости белорусского народа, существенные изменения в органах власти потребовали принятия нового Основного Закона. После продолжительной работы над ним и международной экспертизы 14 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь.
С 9 по 24 ноября 1996 г. в Беларуси по инициативе Президента А.Г. Лукашенко проведен референдум на предмет новой редакции Конституции. Граждане Республики Беларусь проголосовали за внесение изменений в действующую конституцию.
В конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие принципы государственного устройства, внутренней и внешней политики.
I раздел (1 – 20 ст.) посвящен основам конституционного строя. Беларусь провозглашается унитарным демократическим социальным правовым государством. Весьма важно, что в первые в Основном Законе провозглашается, что человек является наивысшей ценностью общества и государства (ст. 2). Подчеркивается что, «государство ответственноперед гражданином за создание условий для свободного и достойногоразвитияличности».
Человек как существо биосоциальное является высшим творением природы и в то же время "клеточкой" общества — высшего социального феномена. Человек наделен неотъемлемым правом на жизнь, здоровье, честь, свободу, собственность и другие неотчуждаемые права, принадлежащие ему от рождения.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Политология выделяет четыре политических режима осуществления власти: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Анализ этих режимов проводится с целью получения ответов на вопросы: в какой степени люди в реальном обществе испытывают причастность к власти или отчуждение от нее? Что влияет на принятие решений и как участвуют в них различные социальные группы? Как соотносятся полномочия власти и возможности общества?
Что такое политический режим? Это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти, определяющая систему властных институтов, их организацию, влияние идеологии господствующего класса на устойчивость форм правления.
Режимы могут эволюционизироватьдвумя путями: распадом и преобразованиями.
Два первых типа режимов - тоталитарный и авторитарный - основаны на насилии, диктатуре. При тоталитарном режиме фактически демонтируется гражданское общество, осуществляется монопольный контроль со стороны государства за экономической, политической и духовной жизнью общества. Во всех сферах господствует идеология, исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни, осуществляется тотальный контроль за людьми, террор против своего народа. Здесь не может быть легальной оппозиции, власть и народ едины не потому, что договорились о совпадении интересов, а потому, что не допускается даже мысли об их несовпадении. Актуализируется проблема поиска врага, как внутреннего, так и внешнего. Тоталитарное сознание верит в абсолютное единство общества, народ проявляет энтузиазм, активность в рамках дозволенного. Общество функционирует по принципу: "Запрещено все, что не приказано".
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В лидерстве наиболее ярко проявляется "видимость" власти, ее наглядность. Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают таким огромным влиянием, которое несоизмеримо с влиянием других субъектов политики.
Лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях.
Лидерство – явление многомерное, и при его изучении применяются разные подходы и теории. Одной из таких теорий является теория конституентов, которая объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, - утверждает Ф. Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».
Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Политическая система общества — это система политических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Как известно, для характеристики политических систем с точки зрения развитости форм политической жизни широко применяется понятие «политический режим». Этим термином обозначается тот или иной способ властвования, функционирования государства и других политических институтов, определяющий качество политической жизни в целом. Индикаторами при характеристике политического режима выступают: 1) положение личности в обществе, состояние прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов; 2) степень и характер вовлеченности (добровольная и сознательная или принудительная и манипулируемая) граждан в политику и управление обществом; 3) соотношение государственного управления и общественного самоуправления; 4) методы осуществления политической власти. В зависимости от состояния названных индикаторов выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы. Соответственно различают политические системы демократического, авторитарного и тоталитарного типов.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
а) демократический; б) патриархальный; в) подданнический; г) тоталитарный ; д) авторитарный; е) иное мнение; ответ обоснуйте
Как известно, совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т.е. политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.
Дать объективную оценку современной политической культуре белорусского общества невозможно без обращения к истории развития политической культуры в Беларуси.
Политическая культура в Беларуси развивалась в русле политических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить три этапа: первый — досоветский, второй — советский и третий — современный этап.
Начиная со времен феодальной раздробленности в политической культуре страны присутствовали элементы патриархальной, подданнической культуры. Безусловно, неграмотный или малограмотный трудящийся люд, лишенный информации о жизни общества, проявлял слабый интерес к политике. В большей степени этот интерес обнаруживался в среде богатой части населения. Вместе с тем рядовые жители города и деревни имели возможность участия в местной общественной и политической жизни посредством таких демократических институтов, как вече, городское самоуправление согласно магдебургскому праву, предоставленному многим городам Беларуси, и сельская община.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы