Публикации

Конституционное право РБ. Гражданский договор

 Все типы работ: контрольные, курсовые, дипломные и рефераты по различным предметам на сайте Scholar.su. 

План

  1. Конституционное право в системе права РБ. Конституция Республики Беларусь — основной источник конституционного права
  2. Понятие гражданского договора. Виды договоров

Задача 1
Задача 2

Список использованной литературы

1. Конституционное право в системе права РБ. Конституция Республики Беларусь — основной источник конституционного права

Республика Беларусь унаследовала (как и другие постсоветские страны) конструкцию системы права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, сложившаяся в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-испольнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Конституционное право — это отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему.

Название «конституционное право» связано с тем, что главным источником этой отрасли является конституция государства [1; с.305].

Роль и значение конституционного права как ведущей отрасли можно определить следующим образом.

Во-первых, оно предназначено для регулирования наиболее важных, массовых и социально значимых общественных отношений, в которых выражаются главные интересы общества, закрепляемые государством в соответствующих нормах. Данные интересы лежат в сферах: организации общества и государства в целом; установления основ конституционного строя и прежде всего — осуществления народовластия и суверенитета государственной власти; определения основ правового статуса личности путем закрепления прав и свобод человека и гражданина и формирования механизма их охраны и защиты в процессе деятельности всех ветвей государственной власти; обеспечения организации и функционирования национальных и территориальных форм государственного устройства в целях достижения стабильности и целостности государства; построения системы государственной власти и ее осуществления на демократических основах, в том числе — ограничения ее действия определенными пределами в отношении личности и общества. Подобное содержание конституционного права выражает действительные интересы, выше которых общество не знает. Возникающие в результате реализации этих интересов правоотношения составляют ядро демократического правопорядка в государстве.

Во-вторых, сам характер названных общественных отношений объективно предопределяет необходимость их урегулирования на высшем правовом уровне — уровне конституционного законодательства. Важнейшие из них получают закрепление в Конституции, являющейся Основным Законом общества и государства и обладающей верховенством в системе всех правовых актов. Нормы Конституции наделяются высшей юридической силой и непосредственно применяются на всей территории страны.

В-третьих, ведущая роль конституционного права воплощается в основополагающем характере принципов и наиболее общих правил регулирования, которые содержатся в его нормах. Эти важнейшие принципы имеют значение не только для самого конституционного права, но и для всех других отраслей. На базе таких принципов определяются основные начала издания нормативных актов независимо от их отраслевой принадлежности. Административное, уголовное, гражданское, семейное право, как и иные отрасли, должны исходить из принципов, сформулированных в конституционном законодательстве, и в соответствии с ними строить всю систему отраслевого регулирования. Это означает, что конституционное право может рассматриваться как своего рода ориентир во всем массиве права, оно выступает своеобразной точкой отсчета и опоры в правовой системе [5; с.190-192].

Конституция Республики Беларусь — важнейший нормативный акт нашего государства, его основной закон, выражающий волю граждан республики и закрепляющий коренные начала общественного и государственного строя и имеющий прямое действие [6; с.23].

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Причем первые четыре носили явно классовый характер, закрепляли господство лишь одной идеологии, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В них все было подчинено интересам коммунистического строительства. Недостатком текстов Конституций было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, не закреплялся принцип разделения властей, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией

В 90-е годы остро встала проблема принятия новой Конституции, базирующейся на общечеловеческих ценностях, опыте конституционного строительства стран с устойчивым развитием После продолжительной работы над ним и международной экспертизы 14 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства в стране. Не случайно второе сопутствующее название Конституции Республики Беларусь — Основной Закон (сейчас это название содержится в преамбуле Конституции).

Отличительными признаками Основного Закона Беларуси являются: 1) деидеологизированный характер; 2) закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности; 3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств; 4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права; 5) разделение и взаимодействие властей; 6) прямой характер действия норм Конституции [7; с.76-77].

Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 8 разделов, 8 глав, 149 статей.

I раздел (1 — 20 ст.) посвящен основам конституционного строя. Беларусь провозглашается унитарным демократическим социальным правовым государством. Весьма важно, что в первые в Основном Законе содержалось, что человек является наивысшей ценностью общества и государства. 3 ст. определяет, что народ является единственным источником государственной власти и осуществляет власть непосредственно и через представительные органы, 4 ст. — что демократия осуществляется на основе различных политических институтов, идеологий и взглядов. Ст. 6 дополняет — государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

II раздел (ст. 21 — 63) определяет вопросы личности, общества, государства. Так, ст. 22 провозглашает, что все равны перед законом, определяет права каждого на жизнь, неприкосновенность и достоинство личности; неприкосновенность жилища и других владений граждан; свободу взглядов, убеждений, их свободное васказывание; получение, хранение и распространение полной, подробной и своевременной информации о деятельности государственных органов; свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; свободу объединений, кроме членов правоохранительных органов, армии, государственной безопасности, и т.д.

III раздел (ст.64 — 78) посвящен избирательной системе, референдуму. Право избирать закрепляется за гражданами с18 лет. Выборы объявляются свободными, равными, прямыми, тайными. Ст. 73 определяет проведение республиканского и местного референдумов для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Он может быть предложен Президентом, 450 тыс. избирателей, 70 депутатами Верховного Совета и проводится по решению Верховного Совета.

IV раздел (ст. 79 — 116) регламентирует деятельность Верховного Совета, Президента, Судебной власти. Так, Верховный Совет обязан состоять из 260 депутатов, членом его может быть любой гражданин государства не моложе 21 года сроком на 5 лет. Характерно, что депутат Верховного Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе или по его желанию не отрываясь от производственной или служебной деятельности.

Впервые вводится институт президентства. Президент обязан быть не моложе 35 лет, проживать на территории Беларуси не менее 10 лет; избираться народом на 5 лет и не более чем на 2 срока. Кандидаты на этот пост выдвигаются не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, 100 тыс. избирателями. Ст. 100 наделяет Президента большими правами. В тоже время ст. 107 несколько сузил полномочия Кабинета Министров, возложив его многие функции непосредственно на Президента.

В гл. 5 Суд определяется, что судьи независимые и подчиняются только закону.

V раздел (ст. 117 — 124) посвящен местному управлению и самоуправлению.

VI раздел (ст. 125 — 140) рассматривает государственный контроль и надзор. Впервые введены такой новый государственный институт, как Конституционный суд Республики Беларусь. Он выбирается из 11 судей до 60лет Верховным Советом сроком на 11 лет. Решения этого суда являются окончательными, обсуждению и обжалованию не подлежат. Гл. 7 посвящена прокуратуре, а гл. 8 — Контрольной палате государства.

Раздел VII (ст. 141 — 145) рассматривает финансово — кредитную систему государства.

Раздел VIII (ст. 146 — 149) посвящен действию Конституции и порядку ее изменения. Так, ст. 147 подчеркивает, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается Верховным Советом по инициативе не менее150 тыс. избирателей, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда. По ст. 149 изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум, если за его проголосоловало большинство граждан, внесенных в список для голосования.

С 9 по 24 ноября 1996 г. в Беларуси по инициативе Президента А.Г. Лукашенко проведен референдум на предмет новой редакции Конституции. Она состоит из IX разделов и 146 статей. Кардинальные изменения внесены в ст. 13, в которой говорится о частной собственности (наряду с государственной); в ст. 17, которая придает русскому языку статус государственного; в ст. 74, в которой отмечается, что референдумы назначаются Президентом, а не Верховным Советом.

Наиболее кардинальным изменениям подвергся раздел IV о президенте, парламенте, правительстве, суде. Согласно с дополнениями в Конституцию, Президент имеет право ввести государственный институт и отменить его, назначать на посты, включая и высшие, и снимать с них. В частности, назначает 6 судей Конституционного Суда и его председателя (с 13 членов, э. зн. более половины), назначает 8 членов Совета Республики.

Взамен Верховного Суда с 260 депутатами создан парламент — Национальное Собрание, которое состоит с двух палат: палаты представителей — 110 депутатов и Совет Республики — палаты территориального представительства. От каждой области и Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов по 8 членов Совета Республики. Всего — 64 сенатора. Срок полномочий — 4 года. Палаты собираются на 2 сессии в год: 2 октября на не более 80 дней и 2 апреля на не более 90 дней. Голосование в парламенте открытое, кроме кадровых вопросов.

Такие основные положения первой Конституции Республики Беларусь 1994 г. с дополнениями 1996 г. [2; с.91-93].

Похожие работы