Публикации

Характеристика предмета педагогики и этапы становления как науки

 Характеристика предмета педагогики и этапы становления как науки - контрольная работа по педагогике 

ПЛАН

  1. Предмет педагогики как науки и значение её исследования
  2. Отрасли педагогики
  3. Развитие педагогики как науки

Список использованной литературы

1. Предмет педагогики как науки и значение её исследования.

По давно сложившейся традиции предметом педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла о подготовке к жизни только подрастающих поколений. Подобное определение предмета педагогики до некоторого времени не вызывало сомнений. Казалось вполне естественным, что, поскольку педагогика возникла из потребности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, предметом ее исследования является воспитание, воспитательная деятельность.

Однако по мере развития педагогической теории все более и более ясными становились некоторая упрощенность и неточность подобного определения. Обратим внимание на то, что если предметом изучения педагогики считать воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивается только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, тогда педагогика теряет статус науки.

Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного — на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Между тем выше показано, что воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни и развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процессов.

Подобное уточнение предмета педагогики не является новым. Оно высказывалось в педагогике еще в начале 50-х годов. В частности, проф. А.Ф. Протопопов писал: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а как процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».

Приведенное определение предмета педагогики имеет далеко не формальное значение. Оно ориентирует не только исследователей, но и практических работников школы на изучение и всестороннее осмысление процесса развития личности, а также тех глубинных зависимостей, которые существуют между этим развитием и воспитанием. Это легко показать на таких примерах. Чтобы разрабатывать теорию воспитания, необходимо хорошо знать, как развивается и формируется личность, какие факторы оказывают влияние на это развитие и формирование. Чтобы раскрыть научные основы обучения, нужно в деталях представлять себе сущность и закономерности процесса овладения знаниями. Именно на такой основе будут освещаться в дальнейшем все вопросы педагогической теории и методики воспитания.

Какие же проблемы исследует педагогика? К этим проблемам относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

При определении предмета педагогики и основных проблем ее исследования в некоторых учебных пособиях сразу же раскрывается сущность таких важнейших педагогических понятий, как воспитание, обучение и образование. [4; с.26-47]

Воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование может быть достигнуто разными путями (самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п.)

Обучение — это процесс усвоения учащимися определённых сторон общественно-исторического опыта человечества, осуществляемый под руководством специально подготовленного лица (учителя, профессора, инструктора), процесс, выполняющий образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единении. [3; с.232]

Осмысливая развитие педагогики и ее предмет, нельзя не обратить внимания на то, что иногда она рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. Вот почему суждение о том, что педагогика является и наукой, и искусством, нужно считать некорректным. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.

Весьма четко разграничивал педагогику как теоретическую науку и практическую деятельность как искусство известный преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А. Г. Ободовский (1796–1852). В изданном в 1835 году пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. Сие последнее сходствует с другими искусствами в том, что оно назначает себе цель (идеал) и достигает сей цели посредством определенной и правильной деятельности. Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог ».

Однако для практической педагогической деятельности существенными являются как отличия, так и те связи, которые существуют между теорией воспитания и воспитательной практикой. Чтобы осуществлять действенное воспитание, учителю необходимо хорошо знать его теоретические основы и в совершенстве владеть педагогическими умениями и навыками. Глубокие мысли об этом высказывали многие педагоги.

К.Д. Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким... Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания ».

Глубоко обоснованное решение вопроса о соотношении педагогического искусства и теоретических знаний в воспитании дал П.П. Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и теоретические знания. Умения вырабатываются личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сущности развития и воспитания человека и передаются в виде идей. «Лишь идея, а не техника и не талант, — подчеркивал Павел Петрович, — может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко. Он считал, что в целях осуществления действенного воспитания необходимо у каждого педагога формировать педагогическое мастерство, в основе которого лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности. Примечательно, что на огромную роль теории в различных сферах человеческой практики указывали многие древние мыслители. Греческий философ Анаксагор говорил, что только из теоретического познания проистекает свобода и плодотворность практической деятельности. Сократ же замечал: «Каждый мудр в том, что хорошо знает». Еще большее значение приобретают теоретические знания в настоящее время, когда наука и техника вошли во все сферы жизни. Вот почему всестороннее и обстоятельное осмысление предмета педагогики и основных теоретических идей, относящихся к воспитанию, имеет огромнейшее значение в подготовке к профессионально-педагогической деятельности. [4; с.40-42]

2. Отрасли педагогики

Одним из показателей развития любой науки является степень ее дифференциации. Каждая наука — это разветвлённая система (семейство) отраслей. От философии, от всеобщей науки о природе, обществе в сознании людей, в свое время отпачковывались физика, химия, биология, а потом общественные науки, психология и педагогика.

В свою очередь, физика, химия, биология, математика и общественные науки стали дифференцироваться. Так химия только в вузовском курсе представлена аналитической, неорганической, органической, физической и другими направлениями. По биологии студенты изучают морфологию, систематику, физиологию растений, микробиологию, цитологию, гистологию и т. д. [2; с.8-9]

Следовательно, развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет, если можно так выразиться, внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. [4; с.39] К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастных групп. Она подразделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную педагогику и педагогику взрослых.

3. Социальная педагогика (дефектология), которая в свою очередь, распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в рвзличные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются такие теоретические отрасли педагогической науки, как профессиональная, вузовская, военная, исправительно-трудовая. [3; с.232-233] Вновь складываются школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования, этнопедагогика и др. [4; с.39]

Каждая из них раскрывает закономерности обучения, воспитания и развития определенной группы людей.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. За последние годы получают развитие связи педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественно — научную основу обучения и воспитания. [3; с.233]

Из общей науки о воспитании человеческой личности вычленяются закономерности обучения, воспитания и развития учащихся.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребностей все больше и больше расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом. Поэтому некоторые ученые уже ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педагогики. Например, Альбин Динер — автор двухтомника «Очерки философии», изданного в 1964 году в ФРГ, считает, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos — человек, gogos — вести). За рубежом начинают использовать также термин «андрагогика» (от греч. andros — мужчина, gogos — вести). В частности, в 1975 году в Варшаве вышла книга Л. Турос «Андрагогика. Очерк теории просвещения и воспитания взрослых».

Получат ли данные названия распространение, сказать трудно, но в этих терминологических поисках находит свое убедительное подтверждение повышение роли и значения педагогики в обществе. [4; с.39-40]

Похожие работы