Публикации

Художественные приемы соц-арта и концептуализма (по рассказам В. Сорокина и Вен. Ерофеева)

 Контрольная работа по литература на тему: «Художественные приемы соц-арта и концептуализма (по рассказам В. Сорокина и Вен. Ерофеева)». Рассматриваются понятия постмодернизма, соц-арта и концептуализма, даётся анализ творчества Сорокина и Ерофеева. 

План

Введение

  1. Понятие постмодернизма
  2. Соц-арт и концептуализм
  3. Приемы соц-арта и концептуализма в творчестве Владимира Сорокина
  4. Приемы соц-арта и концептуализма в творчестве Виктора Ерофеева

Заключение
Литература

Введение

Целью данной контрольной работы является определение художественных приемов соц-арта и концептуализма на примере рассказов Виктора Ерофеева и Владимира Сорокина.

Задачи работы:

  • Дать определение таким терминам, как «постмодернизм», «соц-арт» и «концептуализм».
  • Проанализировать творчество Виктора Ерофеева и выявить в рассказах писателя приемы соц-арта и концептуализма.
  • Проанализировать творчество Владимира Сорокина и выявить в рассказах автора приемы соц-арта и концептуализма.

Отмена канонов, многоголосие различных тенденций, не уступающих друг другу в значимости, мировоззренческое стремление человека стать равным Богу хотя бы в искусстве вылились к концу века в совершенно новый подход к жизни, к творчеству, получивший в критике и в философской литературе название постмодернизма. Несмотря на элитность, сложность, труднодоступность новых тенденций, они весьма привлекают внимание как западных, так и отечественных культурологов, литературоведов, философов. Объяснить это можно тем, что постмодерн не ограничивается присутствием в каком-либо виде искусства, например, в кино, литературе, музыке или телевидении. Это явление более глобальное, существующее как отдельное мировоззрение, философия, постепенно принимающая массовые формы, проникая в сознание общества. И, как результат, проявление этого мировоззрения в культуре, искусстве и других сферах жизни.

Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после мировой войны до настоящего времени. Как художественное явление, постмодерн был зафиксирован и рассмотрен на Западе.

В русской литературе феномен постмодернизма также нашел свое место. Правда, здесь существовали совсем другие предпосылки, условия возникновения и развития постмодернистских тенденций, несмотря на то, что основными образцами, оказавшими влияние, были тексты западных писателей.

1. Понятие постмодернизма

История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна.

Постмодернизм (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.

На основе понятия «постмодерн» возникло производное от него понятие «постмодернизм», которое, как правило, используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т.д.); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине ХХ в.; 6) теоретичекой рефлексии на эти явления (в философии, эстетике).До настоящего времени термин «постмодернизм» устоялся не окончательно и применяется в области эстетики и литературной критике наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангард», «искусство деконструкции», а также совершенно произвольно. Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым, еще недостаточно изученным культурным феноменом, представления о котором продолжают уточняться [8; стр.9].

Постмодернизм — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традицией и конституирующего себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия [1; стр.643]

Сам термин «постмодернизм» возник в конце 30-х годов у Д.Джойса, затем в 1971 его «вспомнил» американский исследователь Ихаб Хасан. Эстетика постмодернизма основательно разработана зарубежными учеными Лиотаром, Делезом и другими. Ими же сформулированы основные понятия и термины постмодернизма, определены ведущие его черты [6; стр.306].

Основной чертой постмодернистского сознания является неприятие какой бы то ни было иерархии, оценки, отсутствие ограничений. Поэтому трудно выделить набор определенных черт этого явления — согласно постмодернистской философии, его просто не существует. Однако можно очертить круг явлений постмодернизма хотя бы условно.

Наиболее ярко постмодернизм проявился в литературных текстах. Причем эти тексты были одновременно и философскими, точнее они растворили в себе философию постмодернизма.

В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода (Скоропанова)

I. Конец 60-х — 70-е гг. — (А.Терц, А.Битов, В.Ерофеев, Вс. Некрасов, Л.Рубинштейн, и др.)

II. 70-е — 80-е гг. — утверждение в качестве литературного направления, в основе эстетики которого лежит постструктурный тезис «мир (сознание) как текст», и основу художественной практики которого составляет демонстрация культурного интертекста (Е.Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин, и др.)

III. Конец 80-х — 90-е гг. — период легализации (Т.Кибиров, Л.Петрушевская, Д.Галковский, В.Пелевин и др.)

Русский постмодернизм нес в себе и основные черты постмодернистской эстетики, как то:

  • отказ от истины, отказ от иерархии, оценок, от какого бы то ни было сравнения с прошлым, отсутствие ограничений;
  • тяготение к неопределенности, отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях;
  • неприятие категории «сущность», вместо нее — появление понятия «поверхность» (ризома), «игра», «случай», принятие категорий «ризома», «симулякр»;
  • направленность на деконструкцию, т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще; феномен двойного присутствия, «виртуальность» мира эпохи постмодернизма;
  • отказ от идеи линейности, в русле которой автор предшествует тексту, порождает текст; текст допускает бесконечное множество интерпретаций, потерю смыслового центра, создающего пространство диалога автора с читателем и наоборот. Важным становится то, как выражается информация; преимущественное внимание к контексту;
  • текст являет собой многомерное пространство, составленное из цитат, отсылающих ко многим культурным источникам;

Характерные черты постмодернизма:

  • интертекстуальность (это главная черта постмодернизма)
  • пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
  • многоуровневая организация текста
  • прием игры, принцип читательского сотворчества
  • неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
  • жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)
  • театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования»
  • явление «авторской маски», «смерть автора».

2. Соц-арт и концептуализм

В зависимости от того, какими культурными штампами «играет» художник-постмодернист, можно обозначить ведущие направления постмодерна. Поп-арт использует образы, темы и тексты рекламы, упаковок и комиксов. Соц-арт имеет дело с темами, штампами, текстами и образами, заимствованными из искусства тоталитарных идеологий, в частности в России —из соцреализма.

Концептуализм ориентирован на создание композиций, цель которых — предъявление некой художественной идеи. Он объединяет процессы творчества и его исследования. Это искусство или, скорее, интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. Ее задача — переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Полемизируя с поп-артом, сосредоточенным на предметном мире, концептуалисты утверждали, что единственная достойная задача художника — генерирование идей и концепций.

Примерно к концу 60-х — середине 70-х гг. относят исследователи появление в русской литературе концептуализма, который можно рассматривать как течение постмодернизма. У этого течения, по меньшей мере, два истока: концептуальное искусство (живопись, скульптура и т. д.) и так называемая конкретная поэзия.

Художественный концептуализм не только оказал воздействие на свой литературный аналог, но и выдвинул из своих рядов такие фигуры, как Дмитрий Пригов, Владимир Сорокин.

На первый план концептуалистами выдвигается воссоздание типичных структур мышления, стереотипов массового сознания.

Важнейшая особенность бытования концептуализма — потребность в публичности,

Главное для концептуалистов — разрушение мифологизированных представлений о жизни, которые внедряла официальная культура, раскрепощение сознания и языка. Привычное, кажущееся естественным, предстает у них странным, смешным и даже абсурдным.

«Родоначальниками» русского литературного концептуализма явились Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление в культуре 20 в.— литературе, искусстве.

Концептуализм сформировался в в русле постмодернизма в 1960–1980-е.

Произведения концептуалистов часто представляют собой всего лишь жесты или проекты. Тем не менее концептуальное творчество утверждает новый тип свободы — существование человека, не вписанное в идеологические сюжеты. Бесцельная игра активизирует жизненную энергию, дает импульс к восприятию, освобожденному от идеологических клише. Задача таких «игр» — расчистка пространства от останков предыдущих идеологий, возвращение к изначальной тишине, предшествующей рождению новых смыслов.

Концептуалистское искусство получило бурное развитие именно на советской почве (прежде всего в изобразительном искусстве и литературе) по разным причинам. Но важнейшими были причины общественного, идеологического порядка. У нас в стране концептуализм предстал прежде всего в его соцартовской версии, то есть в более социологизированном, идеологизированном варианте, как искусство игры обломками идеологии тоталитарного государства. Четкой границы между концептуализмом и соцартом провести невозможно. Концептуализм — понятие более широкое, чем соцарт, и в отличие от соцарта, суть концептуализма не исчерпывается только стремлением к развенчанию и разрушению. Основные цели, которые ставили перед собой концептуалисты (соцартисты), следующие:

  • развенчание официальной идеологии, соцреализма (как и соцарт);
  • язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;
  • концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.

При своем появлении концептуализм (соцарт) заявил о себе как о литературном течении, противостоящем официальному искусству соцреализма и государственной идеологии. Из этого противостояния вытекала и его важнейшая, хотя и не единственная цель: тотальная критика существующих идеологических и культурных стереотипов — так называемого «фундаментального лексикона» тоталитарного государства. Развенчание предполагалось полное, демонтаж тотальный.

Основным приемом отечественного концептуализма стала тотальная ирония. Ирония тем более злая и действенная, что выступала под маской привычных штампов и схем. Причем штамп доводился до абсурда, обнажался полностью и превращался в свою убийственную противоположность. Можно назвать этот прием искусством игры осколками идеологии тоталитарного государства, поскольку авторы-концептуалисты отражали в своих произведениях не действительность, а соцреалистическое идеологическое отражение этой действительности. Смысл таких произведений однозначен, в них нет тайны, они «плоскостные», им свойственна плакатная ясность и четкость понятий.

Вместе с иронией, тотальным скептицизмом характерной особенностью концептуализма является его язык. Корни концептуализма кроются не только в его противостоянии официальному искусству, но и в стремлении раскрыть богатые возможности языка, в стремлении поиграть словом, обыграть различные собственно языковые стереотипы и столкнуть различные значения слова, тем более что русский язык предоставляет для такой словесной игры богатейшие возможности.

Язык концептуализма — это язык сплошных цитат (цитируются известные произведения, лозунги, ситуации и т.д.). Язык для концептуалистов — это своеобразный испытательный полигон, где происходит очищение от штампов, обветшалых систем.

Существенная черта концептуализма — безобразность. Концептуалисты оперируют социокультурными знаками, ситуациями. Принцип оперирования цитатами, готовым набором предметов лежит и в основе концептуалистских произведений в изобразительном искусстве.

«Соц-арт — вариант концептуализма, решающий характерные для него проблемы на базе языка советской культуры.»

Соц-арт долгое время воспринимался как антитеза официальному советскому искусству — социалистическому реализму. Именно соц-арт более чем все другие направления в советской литературе 60-х-80-х годов унаследовал основные, «родовые» черты социалистической эстетики, такие, как любовь к идеям, схемам, концептуальным обобщениям, сознательную цитатность и вторичность [9; стр.98].

Похожие работы