Публикации

Государство

 Контрольная работа (реферат) по политологии на тему: Государство, природа и сущность, функции, формы правления 

План

  1. Природа и сущность государства
  2. Функции и формы государства
  3. Устройство современного государства

Заключение
Логическое задание. Определите характерные черты президентской и парламентской республик
Список использованных источников

1. Природа и сущность государства

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития[1].

Понятие «государство» в политической литературе чаще всего употребляется в двух значениях. Во-первых, государство рассматривается как общность людей, проживающая на определенной территории и организуемая органами государственной власти. Во-вторых, государство понимается как система организаций, учреждений и институтов, обладающих верховной властью на данной территории. В этом значении оно рассматривается как совокупность разнообразных связей между самими органами государства, между ними, политическими и общественными объединениями, между органами государства и гражданами[2].

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития[3].

Когда и почему возникло государство? В научной литературе существует много теорий, объясняющих причины и способы создания государства. Первую попытку объяснить возникновение государства представляют собой теологические теории. В этих концепциях оно трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. По мнению известного средневекового мыслителя Ф. Аквинского, процесс утверждения государственности исключительно связан с «сотворением мира богом». Государство и власть от бога. Основная цель государства — обеспечение условий для достойной жизни всех людей. Теории, представляющие государство как эманацию (от лат emanftio-истечение) воли Бога, служили оправданию любых форм государственности, средств и методов политического правления.

В эпоху Возрождения постепенно происходит освобождение воззрений на государство от религиозной ограниченности. Начинают формироваться светские представления о государственности. Макиавелли приходит к выводу, что в основе возникновения государства лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Концепцию божественного предопределения сущего, в том числе государства, он заменил идеей объективной исторической необходимости и закономерности. Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое характеризуется отношениями властвующих и подвластных; наличием организованной власти, юстиции и законов.

В XVII и XVIII вв. в процессе развития в Европе абсолютистского строя возникают разнообразные теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.). Суть этих теорий состоит в трактовке государства как результата договора, заключенного между членами общества, суверенным правителем и подданными. Причины заключения договора объясняются по-разному Гоббс оценивал естественное, догосударственное состояние общества как «войну всех против всех». Постоянное опасение людей за свою жизнь, собственность и безопасность переросло в убеждение, что необходимо кого-то облечь властью, которая обеспечит порядок и обуздает агрессивность отдельных индивидов Так был заключен общественный договор, передавший атрибуты власти суверенному, абсолютному монарху.

Руссо по-другому воспринимал догосударственное состояние общества. Человек живущий отдельно, индивидуально, в состоянии гармонии с природой, был счастлив и не стремился к изменению. Внешние и объективные обстоятельства — стихийные бедствия, потребность подчинить себе природу, появление частной собственности — сделали необходимыми организованные публичные формы жизни. Поэтому был заключен договор «всех со всеми» о создании государства.

Марксистская теория генезиса государства содержит тезис, согласно которому оно возникло вместе с разделением общества на классы. Общественная организация, выходящая из родоплеменных форм организации коллективной жизни, становится государством, когда ее смысл и функция сводятся к защите экономических, политических и идеологических интересов группы, владеющей основными средствами производства. Развитие производительных сил и производственных отношений, составляющих в единстве общественно-экономический базис, создают потребность в соответствующих им теоретических взглядах, идеологических и политических институтах, нормах и т. д. Совокупность этих институтов образует надстройку, основным элементом которой является государство.

Государство концентрирует в себе, по сравнению с другими частями надстройки, наибольшее количество черт, заданных интересами экономически доминирующего класса или нескольких классов. Поэтому государство осуществляет власть от имени господствующих классов, защищает и поддерживает именно их интересы[4].

Таким образом, в марксизме наиболее ярко выразилось отношение к государству не как к институту, выполняющему общесоциальные функции в обществе, а как к инструменту группового господства, аппарату власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. Как подчеркивал Ленин, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Возникновение государства стало результатом усложнения общественного развития, формирования многообразной гаммы общественных интересов, неоднозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы сохранения целостности общества, в основном и предопределила возникновение института, способного добиться организации совместной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций, отчуждает и даже узурпирует их. Поэтому в его деятельности существуют как общесоциальные мотивы, обусловленные задачами интеграции и организации общества в целом, так и групповые, связанные с особыми интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества, обладающих реальными привилегиями в использовании его ресурсов и материальной силы[5].

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых общеисторических признаков, т.е. обладает рядом качественных свойств, отличающих его от иных институтов[6]. Прежде всего, государство выступает как институт, который действует на строго ограниченной территории. Законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирующихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологических, экономических или других форм связи. Причем размеры самой территории не имеют значения (государства могут быть такими крупными, как Россия, и такими «карликами», как Ватикан).

Государство представляет собой публичный политический институт, обладающий особой организацией, структурой, профессионально-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с характеристиками организации общества как такового. В этом смысле государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественными отношениями. Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведения для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме того, государство обладает правом отменять постановления и решения частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед ними, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством. Обычно люди получают государственное гражданство по факту рождения на территории данного государства.

В рамках контроля за вводимыми им правилами общежития государство обладает монополией на легальное применение силы, на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений. Спектр применяемых государством средств контроля, таким образом, может простираться от сознательного побуждения и мотивации поведения граждан вплоть до физического уничтожения тех, кто не придерживается установленных им норм. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы — армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства — оружие, тюрьмы и др. Государство обладает и монопольным правом на взимание с населения различного рода налогов и сборов, которые используются для материального поддержания социальной организации совместной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общесоциального назначения (судов, больниц, школ), а также для обеспечения целенаправленных изменений в области экономической, социальной и духовной жизни (для обеспечения реализации государственной политики в этих сферах). Тем самым государство претендует на представление интересов всех граждан, заинтересованных в позитивном развитии своей страны и общества.

Несмотря на сущностную значимость всех указанных черт государства, удельный вес каждой из них, а равно их роль и влияние на повседневную деятельность государства в целом весьма различны.

Например, в современных условиях в силу интенсивного развития глобальных информационных связей или развития мировых рыночных отношений, приводящих к возрастанию экономического влияния крупных фирм или ассоциаций (типа Европейского союза, Американской ассоциации свободной торговли и т.п.) по сравнению со своим" государством, постепенно снижается значение территориальных параметров последнего. Иными словами, нарастание информационной и экономической проницаемости границ сокращает суверенные права национальных государств в области внутриполитического регулирования соответствующих процессов. Более того, в таких регионах, как объединенная Европа, вырисовывается тенденция не просто к усилению информационной и экономической взаимозависимости государств, но и к нарастанию условности внешних границ в рамках постоянно усиливающейся межгосударственной интеграции.

Конечно, это не свидетельствует об окончательной утрате значения территориальной очерченности государств. Многочисленные конфликты в мире по поводу контроля над территориями и расположенными на них ресурсами показывают, что сохранение существующих границ до сих пор является весьма принципиальным для государств вопросом. Скажем, те же государства объединяющейся Европы укрепляют свои общие границы от проникновения нежелательных иммигрантов, беженцев, ставят заслоны на пути потоков наркотиков, международного терроризма и т.д. В то же время определенное ослабление значения государственных границ показывает необходимость развития в современных странах альтернативных государственным средств поддержания общесоциального порядка, например, путем создания механизмов регионального контроля, повышения интенсивности инокультурных контактов между народами, усиления интеграционных процессов и т.д.[7]

Таким образом, государство является ядром, цементирующей основой всей поли­тической системы общества. Это механизм, благодаря ко­торому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны.

Похожие работы