Публикации

Государственный бюджет, как главное звено общегосударственных финансов

 Контрольная работа по экономике на тему: Государственный бюджет, как главное звено общегосударственных финансов. В работе рассматриваются вопросы государственного бюджета, его сущность, структура, экономическое содержание, доходная часть. 

План

  1. Сущность госбюджета, его экономическое содержание
  2. Структура госбюджета. Доходная часть.
  3. Расходы госбюджета.
  4. Особенности формирования госбюджета в Республике Беларусь.

1. Сущность госбюджета, его экономическое содержание

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.[1, с. 5]

Государственный бюджет является звеном финансовой системы. Бюджет (англ. budget — сумка)- это роспись денежных доходов и расходов государства, территориаль­ных образований, домохозяйств и т. д.

Существуют важнейшие принципы построения бюджета: единство, полнота, правдивость, гласность. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов, государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного кон­троля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо).

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение ут­вержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительства публико­вать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

С появлением различных внебюджетных и специаль­ных фондов принципы полноты и единства бюджета пол­ностью не выдерживаются. Кроме того, отдельные государ­ственные предприятия показывают в своих отчетах лишь итоговые финансовые результаты.

Сущность бюджета каждой страны определяется при­родой и функциями государства. Через госбюджеты рас­пределяется от 20 до 60% национального дохода. Исполь­зуя финансовое программирование, развитые государства через бюджет воздействуют на структурную перестройку государства, научно-техническую политику, норму накоп­ления, самообеспечение энергетическими ресурсами, эф­фективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продукта.

В целом государственный бюджет выполняет следую­щие основные функции:

1) перераспределяет национальный доход;

2) стабилизирует процесс общественного воспроизвод­ства;

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Структура госбюджета. Доходная часть.

Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.[3, с. 260]

Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политиче­ской ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историче­ском этапе.

Доходная часть бюджета формируется, как правило, за счет нало­говых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюд­жет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.

Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия.

Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в об­щественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, орга­низаций и населения. Материальной основой доходов бюджета явля­ется национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в ос­новном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государст­венных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимаю­щих форму доходов бюджета.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производи­тельных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, страте­гия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае глав­ное назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой фи­нансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосу­дарственные потребности. Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия до­ходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производи­тельности труда, рациональное использование всех ресурсов, увели­чение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечиваю­щая расширение материальной основы их роста, укрепление доход­ной части бюджета.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Расходы госбюджета.

В отличие от доходов, которые аккумулируются в бюджете в ре­зультате изъятия части денежных средств у населения, предприятий, организаций, его ресурсы в виде расходов передаются в распоряжение отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Финансовые отно­шения между государством и субъектами финансирования всегда имеют стоимостную форму, безвозмездный характер и их обяза­тельным участником выступает государство. Являясь собственником бюджетных ресурсов, государство имеет право распоряжаться ими, направлять их на развитие материальной и социальной сферы, по­крытие общегосударственных и других потребностей, т. е. осуществ­лять расходы.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшим из них выступают уровень развития производительных сил и произ­водственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение — обеспечить выполнение го­сударством его внутренних и внешних функций.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

4. Особенности формирования госбюджета в Республике Беларусь.

В РБ бюджетную систему составляют республиканский и местный бюджеты. В республиканском бюджете сосредотачиваются те бюджетные ресурсы, которые необходимы для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. В то время как государственные органы власти финансируют свою деятельность за счет подоходных налогов, налогов на заработную плату, местные органы в основном получают средства за счет налогов с продаж и поимущественных налогов, местных налогов. Основными видами расходов выступают затраты на образование, социально-культурные мероприятия, здравоохранение, управление.

По внешним признакам доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. Решающая часть доходов Государственного бюджета Беларуси формируется за счет налогов и сборов, среди которых наиболее высокая доля косвенных налогов (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог на топливо). Кроме того, в бюджет республики начали поступать и другие многочисленные налоги с юридических лиц: налог на прибыль, на недвижимость, за пользование природными ресурсами, за экспорт и импорт, платежи за землю.

Переходный период накладывает отпечаток и на структуру расходов. Большая часть расходов используется на финансовую поддержку сельского хозяйства в виде надбавок, дотаций.

Вторым по удельному весу остаются расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещения, здравоохранение, социальное обеспечение и социальную защиту населения. В этой группе расширилось финансирования ряда программ по поддержке населения от инфляционных процессов, поддержке инвалидов, молодежи, военнослужащих, развития белоруского языка.

В суверенном бюджете Республики Беларусь появились расходы на содержание армии, пограничных войск, обслуживание государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы