Публикации

Государственное регулирование экономики

 Контрольная работа (реферат) на тему: Государственное регулирование экономики 

План

  1. Объекты государственного регулирования
  2. Тенденции формирования структуры национальной экономики
  3. Государственное регулирование цен: общие подходы и опыт стран с рыночной экономикой
  4. Особенности региональной политики Республики Беларусь

Список использованной литературы

1. Объекты государственного регулирования

Важнейшей составляющей целостного механизма государственного регулирования являются объекты, в качестве которых может выступать экономика страны в целом, отдельные регионы, сферы, отрасли, предприятия, ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны[1].

Объекты государственного регулирования чрезвычайно разнообразны. Это может быть национальная экономика в целом, отдельные регионы страны, сферы деятельности и отрасли экономики, а также отдельные фирмы, ситуации, явления и условия социально-экономического развития страны.

В разных условиях развития меняются объекты государственного регулирования, но чаще всего в этом качестве выступают экономический цикл, занятость, структура экономики страны, условия накопления капитала условия конкуренции и монополии, денежное обращение, в том числе борьба с инфляцией, платежный баланс, ценообразование, социальные отношения, воздействие на окружающую среду, внешнеэкономические связи.

В условиях переходной экономики объектом государственного регулирования является сам ход перехода от бюрократической системы к рыночной, так как такая трансформация означает, что старая система уже не работает, а новая еще не работает. В результате возникает определенный вакуум, который усугубляет экономический кризис, чего нельзя допускать. Поэтому государственное регулирование означает процесс управления переходом к рыночной экономике, создание необходимых правовых норм экономических институтов[2].

В условиях функционирующей рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:

  • экономический цикл (хозяйственная конъюнктура), суть регулирования которого состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложений и занятости во время кризисов и депрессий;
  • структура народного хозяйства (соотношение между отдельными секторами экономики, отраслями и регионами). Здесь государство регулирует соотношения путем поощрения, поддержки, а в отдельных случаях и торможения развития отдельных секторов, отраслей, регионов;
  • условия накопления капитала, которые соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;
  • занятость, где государственное регулирование направлено на поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;
  • денежное обращение, где основным направлением государственного регулирования является борьба с инфляцией;
  • платежный баланс, характеризующий экономическое здоровье страны;
  • цены, отражающие состояние экономики;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения и социальное обеспечение;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Все перечисленные объекты существенно отличаются друг от Друга и носят различный характер, имеют различные иерархические уровни: уровень фирмы, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом. Выделяется также глобальный уровень (социальные отношения, экология) и наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

При этом следует еще раз отметить, что именно объект определяет содержание государственного регулирования, формы и методы его проявления.

Рассматривая в качестве объекта регулирования национальную экономику, т. е. экономику конкретной страны, ее следует анализировать не только с позиции общих теоретических подходов, но и с учетом особенностей ее развития, состояния социально-экономического развития на соответствующем этапе, уровня развития производительных сил, производственных отношений[3].

2. Тенденции формирования структуры национальной экономики

Структура национальной экономики представляет количественные соотношения различных отраслей, регионов, пропорций воспроизводства, характеризующие общественное разделение труда и взаимосвязи отдельных стадий воспроизводства. Структура экономики является результатом всего предшествующего развития общественного производства и важным условием дальнейшего роста национальной экономики[4]. Технологический и социально-экономический подходы к определению понятия «национальная экономика» позволили представить ее как сложное системное явление, предполагающее наличие относительно самостоятельных элементов. Такая постановка проблемы дает возможность не только выявить различные составные части целого, но и рассчитать количественное соотношение (в процентах) между ними, т.е. определить структуру национальной экономики. В экономике обычно выделяют следующие сформировавшиеся пропорции: народнохозяйственные, межотраслевые, территориальные; внешенеэкономические, социальные, воспроизводственные[5].

Народнохозяйственные пропорции отражают структуру экономики на макроуровне и характеризуют отношения между ВНП и национальным доходом, фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе, производством товаров народного потребления и производством средств производства в ВНП страны и т.д.

Соотношение между производством товаров народного потребления и средств производства определяет ход экономического развития. В экономике действует как тенденция закон преимущественного роста производства средств производства. Но в условиях интенсификации общественного производства под воздействием НТР и перехода к постиндустриальному обществу возможно сближение темпов роста и даже преимущественное развитие производства товаров народного потребления. Поэтому государственным органам необходимо учитывать такие обстоятельства как: характер технологического процесса (фондоемкий и фондосберегающий); динамика доли производственных инвестиций в ВНП страны (чем быстрее растет доля, тем более быстро должно развиваться производство средств производства).

Межотраслевые пропорции возникают между отраслями, объединенными по принципу технологической общности, и сводятся к проблеме согласования межотраслевых потоков продукции со структурой конечного потребления. Экономическая функция межотраслевых потоков продукции состоит в обеспечении пропорциональности между развитием отдельных отраслей в формировании ВНП, которая осуществляется в соответствии с принятым компромиссом между критериями экономического роста. Приоритет критерия масштаба вызывает преимущественное развитие отраслей добывающей промышленности и первичной переработки природных ресурсов и повышает долю промежуточного продукта в общем объеме производства. Приоритет критерия качественного уровня предопределяет преимущественное развитие отраслей, формирующих материально-вещественный состав ВНП, и требует совершенствования технологических процессов.

Под воздействием НТР существенно активизируются межотраслевые связи. Это значит, что процессы, происходящие в одних отраслях, оказывают все большее влияние на развитие других отраслей. В этих условиях обеспечение межотраслевой пропорциональности общественного производства требует от органов управления не максимизации выпуска продукции отдельных отраслей, а решение общих важных социально-экономических проблем.

Отраслевые пропорций характеризуют соотношения продукции отдельных отраслей. Они характеризуют степень развития общественного разделения труда, уровень отраслевой дифференциации и производственные связи между отраслями. На отраслевую структуру влияют такие обстоятельства как структура потребностей общества, темпы экономического развития, наличие природных ресурсов, участие страны в международном разделении труда, характер НТР.

Территориальные пропорции характеризуют взаимосвязи между отдельными регионами страны Они формируются в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, их обеспеченности природно-ресурсными факторами, трудовыми ресурсами, распределения платежеспособного спроса населения, необходимости выравнивания уровня жизни населения в различных регионах страны.

Внешнеэкономические пропорции характеризуют участие страны в мировой экономике, ее внешнеторговые отношения участие в международном разделении труда, включенность в мировые рынки капитала и т. д.

Социальные пропорции в экономике представляют социальную структуру страны и отражают состав населения по уровню и источникам дохода, социальному статусу.

Воспроизводственные пропорции отражают взаимосвязи между отдельными фазами общественного производства производство распределение, обмен и потребление продукции. В текущий момент они должны быть направлены на приоритет конечного потребления, что вытекает из сущности социально-ориентированной экономики.

Структура национальной экономики формируется в зависимости от модели экономического роста. В рамках первой структурные сдвиги подчинены целям создания общества благосостояния" и приобретают потребительскую направленность. Они опираются на динамичный рост доходов населения и социальных расходов государства, стимулирующий быстрое развитие производства товаров народного потребления и, в первую очередь, товаров длительного пользования.

Вторая модель предполагает наращивание инвестиционной активности за счет сдерживания роста доходов населения. Формирующиеся отрасли подчинялись законам и задачам обновления производственного потенциала. После создания материально-технической базы экономики начинался переход от данной модели к потребительски-ориентированной модели.

СССР в 50-60-е годы взял на вооружение инвестиционную модель развития. Инвестиции вкладывались в строительный комплекс, сырьевые отрасли, энергетику, транспорт, отрасли военно-промышленного комплекса. В результате доминирующеи чертой стало разбухание производственного аппарата, которое сопровождалось большой нагрузкой на машиностроение и формирование избыточного спроса на черные металлы и энергетические ресурсы. В конце 70-х годов страна столкнулась с энергосырьевыми и инвестиционными ограничениями[6].

3. Государственное регулирование цен: общие подходы и опыт стран с рыночной экономикой

В условиях командно-административной системы характерными чертами политики ценообразования было: определение цен исходя из общих принципов (приближение цен к общественно необходимым затратам труда, установление экономически обоснованных соотношений цен на различные виды продукции, сочетание стабильной системы цен с подвижностью цен на отдельные виды продукции, возмещение издержек производства и обеспечение необходимой прибыли каждому нормально работающему предприятию); установление твердых цен на важнейшие виды продукции; изменение сложившихся уровней оптовых, закупочных и розничных цен по решениям правительства или ценообразующих органов управления[7].

Переход экономики к рыночным отношениям потребовал создания хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу. Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток — их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя таким образом предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т. д.) с помощью равновесных цен[8].

Цены выполняют учетную, регулирующую, распределительную, балансирующую и информационную функции. Поэтому ценовая политика в социально ориентированной рыночной экономике базируется на гибком использовании элементов свободного формирования цен и их частичного государственного регулирования. Основная цель этого регулирования — обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики. При этом степень государственного вмешательства дифференцируется в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды.

Типичными тенденциями для большинства стран в области регулирования цен являются: а) переход от прямого вмешательства в механизм ценообразования к косвенным методам;

б) усиление акцента на макроэкономических аспектах регулирования цен при некотором ослаблении влияния государства на ценовые соотношения на микроуровне; в) разграничение массы товаров на подлежащие контролю и поддержке со стороны государства и товары со свободным ценообразованием; г) сочетание ценовой политики с другими методами регулирования экономики.

Ценовая политика в странах с развитой рыночной системой осуществляется различными методами: контролем, поддержкой, прямым установлением пределов цен, косвенными методами. Основным механизмом государственного регулирования цен является применение косвенных методов воздействия на динамику свободных цен с использованием налоговой, амортизационной, таможенной и иных систем, субсидирования и целевого направления инвестиций, льготного кредитования, антимонопольного законодательства, стимулирования предпринимательства. В случае необходимости используются методы прямого административного ограничения уровня цен. Среди них выделяются практика замораживания цен на жизненно важные товары, установление верхних или нижних пределов цен, ограничение отдельных элементов цены и т.д.

Социальная защита населения от роста свободных цен государством предполагает индексацию доходов, установление и пересмотр минимального размера зарплаты, пенсии, пособия и на их основе пересмотр размера доходов населения. Установление социально низких цен на продукты не решает проблемы защиты малообеспеченных, так как выгода распределяется в зависимости от объема покупок дотируемых товаров.

Следует учитывать, что цены выполняют различные функции в экономике. Поэтому, влияя на цену, государственное регулирование оказывает воздействие на процессы воспроизводства в различных секторах экономики, распределение ресурсов, эффективность народного хозяйства. Поэтому сторонники неоклассической теории отрицают необходимость государственного регулирования цен, доказывая, что невозможно установить равновесную цену на товары органам ценообразования. А раз так, то цены неверно отражают состояние экономики и дают неверную информацию хозяйствующим субъектам, которые вследствие этого принимают неверные решения.

Во многих промышленно развитых странах налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации. Важными элементами системы регулирования экспорта и импорта в большинстве стран являются лицензирование, квотирование и контроль за ценами. Во многих странах не обходится без государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию и розничных цен на основные продукты питания. Регулирование цен осуществляется для поддержки фермерских цен на таком уровне, который обеспечивает доходы и накопления в сельском хозяйстве, с тем, чтобы был возможен процесс расширенного воспроизводства. В странах налажен ценовой контроль в виде наблюдений за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательства во многих странах установлены серьезные экономические санкции[9].

В рыночных условиях цена обслуживает все уровни функционирования экономики. На микроуровне она регулирует хозяйственную деятельность предприятий. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены могут привести предприятие к экономическому краху, и напротив, создать условия для мощного подъема, процветания.

На макроуровне цены формируют структуру экономики, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т. д.), сигнализируют о возникающих дисбалансах. Если, к примеру, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т. е. спрос превышает предложение, цены отреагируют повышением. Высокие цены привлекут для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложения товара увеличится и цены постепенно снизятся. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно возникающим запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие. Вместе с тем цены активно используются государством для регулирования ряда экономических процессов (стимулирования конкуренции, ограничения монополизма), проведения социальной политики (путем регулирования и контроля цен социально значимых товаров, услуг).

Являясь количественной категорией, цены формируются под влиянием различных факторов. В условиях рынка решающее воздействие на цены оказывает фактор спроса и предложения. Практически любые перемены в рыночном равновесии можно объяснить изменениями спроса и (или) предложения. В свою очередь уровни спроса и предложения зависят от изменений в технологии в ресурсах производства, доходов населения, вкусов покупателей, направлений моды и других причин.

Важным фактором, влияющим на цену, является конкуренция. Конкуренция, соперничество предприятий на рынке способствуют расширению ассортимента товаров и услуг по сравнительно низким ценам, повышению эффективности хозяйствования. Она создает стимулы для внедрения новой техники и технологии в производство с целью снижения затрат, увеличения выпуска относительно дешевой продукции. В противоположность конкурентным монополистические структуры стремятся контролировать рынок, устанавливать более высокие цены.

Значительную роль в процессе установления цены на товар играют производственные, маркетинговые и другие издержки. Они формируют нижнюю границу цены, поскольку любой предприниматель стремится, в первую очередь, возместить собственные затраты. Влияние этого фактора на цены довольно отчетливо проявляется в современных условиях преобразования национальной экономики. Разрыв хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, удорожание сырьевых, энергетических ресурсов, поступающих из-за пределов Беларуси, являются основными причинами роста себестоимости и цен на продукцию отечественного производства.

Одним из факторов формирования цен выступает их государственное регулирование. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что практически все государства в той или иной степени вмешиваются в рыночное равновесие и процессы ценообразования. Степень такого вмешательства зависит от уровня развития экономики, переживаемых ею трудностей. Если регулирование цен достаточно жесткое, то другие факторы оказывают на цены второстепенное воздействие.

Государственное регулирование цен может осуществляться косвенным и прямым способами. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, конкуренцию и другие факторы, определяющие цену. В их числе принятие антимонопольного законодательства, сокращение бюджетного дефицита, разгосударствление и приватизация, стимулирование малого предпринимательства, взвешенная налоговая политика и другие. Непродуманное налоговое законодательство например, может нанести вред, нарушить баланс между спросом и предложением, вызвать рост цен. Подобная ситуация складывается в республике, где высокие ставки налогов являются одной из причин роста цен. Большая часть прибыли предприятий через систему налогов изымается государством, что не стимулирует рост производства и предложения и, в конечном итоге, прямо и косвенно отражается на уровне цен.

Прямое регулирование цен, которое в большей мере используется государствами в сложных экономических ситуациях, кризисные периоды, осуществляется с помощью мер административного воздействия. Среди них замораживание цен на жизненно важные товары, установление верхних или нижних пределов цен, ограничение отдельных элементов цены и другие.

На уровень и динамику цен оказывает влияние и ряд других факторов, в частности, качество, полезность продукции. Значение фактора качества в ценообразовании заключается в том, что цены отражают научно-технический прогресс, динамику его развития, учитывают изменение потребностей народного хозяйства и населения в разнообразной продукции.

Немаловажное влияние на цены и такого фактора, как внешнеэкономический. Долгосрочные экономические соглашения, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам оказывают существенное влияние на уровень цен товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Рассмотренные факторы, а также состояние денежного обращения, финансово-кредитная политика, сбалансированность государственного бюджета могут представлять собой причины инфляции, выражающейся в росте цен. В условиях высоких ее темпов Государственная антиинфляционная политика предполагает комплекс мер, воздействующих на эти факторы, а через них на динамику цен[10].

4. Особенности региональной политики Республики Беларусь

Под экономическим регионом понимается целостная территория страны со своей специализацией структурой производства и внутренних связей.

Региональная политика представляет собой совокупность мер государственного воздействия направленных на рациональное использование социально-экономического и экологического потенциала региона объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения. Для достижения данной цели необходимо максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона, сократить разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов. Региональная политика направлена на создание в каждом регионе ресурсного и финансового потенциалов достаточных для решения основных задач социально экономического развития обеспечения комплексного развития региональных инфраструктурных систем сокращения разрыва в уровне и качестве жизни различных категории населения в городах и сельской местности формирования местного самоуправления. Основная часть мер воздействия на региональное развитие осуществляется в рамках общей макроэкономической структурно-инвестиционной внешнеэкономической и социальной политики. Значение регионального регулирования объективно возрастает в силу следующих экономических предпосылок а) необходимость большего внимания решению социальных проблем которые лучше решать на региональном уровне; б) необходимость решать экологические проблемы которые могут выйти на первый план при принятии решений относительно структурной политики в экономике страны; в) обострение проб темы устойчивости национальной экономики; г) объективная неравномерность в размещении природных ресурсов производительных сил и населения.

Государственное регулирование развития региона осуществляется на различных уровнях управления республиканском и региональном. Оно включает регулирование республиканскими органами развития областей районов и городов и регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Организационная структура управления региональной политикой имеет несколько уровней. Национальное собрание правительство республики, местные советы депутатов, исполнительные органы местного управления. Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусью меняет формы и методы взаимоотношения территориальных органов у правления с республиканскими и хозяйствующими субъектами. Это проявляется в расширении самоуправления регионов децентрализации процесса управления. Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы созданный научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития региональная политика должна проводиться дифференцировав в зависимости от местных условий[11].

Основными субъектами государственного регулирования территориального развития в республике являются Верховный Совет и; правительство, местные Советы депутатов. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 1993 г. в структуре аппарата правительства создан Государственный секретариат по делам территорий. Он образован в целях совершенствования государственного управления на республиканском и региональном уровнях, координации деятельности отраслей и территорий, разработки и обеспечения выполнения социально-экономических программ.

Представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц являются местные Советы. На сессиях они утверждают программы экономического и социального развития региона, местный бюджет и отчеты об их исполнении, а также структуру местных органов исполнительной власти и осуществляют контроль за деятельностью этих органов.

Исполнительными органами власти в регионах являются исполкомы областных, городских и районных Советов депутатов.

В связи с введением в республике президентского правления в регионах также назначаются представители президента.

Однако, следует отметить, что пока не найдена оптимальная форма местного самоуправления, наиболее приемлемая модель власти на местах.

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» с целью обеспечения экономической самостоятельности регионов существенно расширены права местных органов власти. Вместе с тем в новых условиях хозяйствования нет типовой, как ранее, для всех регионов структуры органов управления. Для решения задач, связанных с переходом к рыночной экономике, вносятся изменения в структуру территориальных органов, создаются специальные подразделения для регулирования экономики в условиях рынка.

В процессе реорганизации функциональных служб облисполкомов и Мингорисполкома возникают областные управления (комитеты) по госимуществу и приватизации, относящиеся по подчиненности к Минимуществу Республики Беларусь. На уровне городов областного подчинения и районов группы по приватизации остались в составе местных органов. В областях ликвидированы органы Глав ПЭУ и образованы комитеты по экономике и рыночным отношениям. К примеру, комитет по экономике и рыночным отношениям Брестской области включает такие структурные подразделения, как: отдел рыночных структур и прогнозирование развития народного хозяйства; отдел инвестиций; отдел экономики промышленного производства и научно-технического прогресса; отдел регулирования потребительского рынка и услуг населения; отдел продовольственных ресурсов и развития АПК; отдел межрегиональных связей и материально-технических ресурсов.

Минский городской Совет депутатов с 1993 г. также перешел на новую структуру управления, включающую функциональные и отраслевые комитеты и управления. К числу важнейших относятся: комитет экономики, управление финансов, комитет жилищного хозяйства и энергетики, комитет коммунального хозяйства, транспорта и связи, комитет регулирования потребительского рынка товаров и услуг, комитет экологии, комитет охраны здоровья и социальной защиты населения, комитет образования, культуры, спроса и по делам молодежи и др.

Особое место в структуре органов управления горисполкома занимает комитет по экономике. Он является экономическим органом, осуществляющим разработку и анализ направлений, форм и методов социально-экономического развития города, перестройку экономических отношений на принципах рыночной экономики. В состав комитета входят: главное управление по экономике и планированию; отдел ценообразования и денежного, обращения; управление материальных ресурсов; отдел внешних связей.

Созданы специальные подразделения по регулированию экономики в условиях перехода к рыночной экономике: управление по экономической реформе и рыночным отношениям; управление госимущества и приватизации. К комитету экономики относятся и отраслевые комитеты (отделы) горисполкома.

Одна из функций комитета экономики — разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов регулирования экономики в городе и ее организационной структуры.

Важная задача комитета — прогнозирование и планирование социально-экономического развития города, проведение ценовой политики. Комитет экономики разрабатывает прогнозы и программы экономического и социального развития города и подведомственного горисполкому хозяйства, комплексные научно технические, экономические и социальные программы и совместно с отраслевыми комитетами осуществляет их реализацию. Размещает заказы на предприятиях и организациях города. Принимает участие в разработке предложений по технико-экономическим нормам и нормативам.

Одна из задач комитета экономики — отработка и применение системы стимулирования по созданию многоукладной экономики, ликвидации монополизма в деятельности предприятий и организаций разных форм собственности. Комитет принимает меры по разгосударствлению собственности, организует распродажу имущества, находящегося в коммунальной собственности.

Важная также функция комитета — обеспечение социальной защиты населения.

Надо отметить, что в условиях перехода к рыночной экономике существенно повышается роль финансовых органов областей, городов, районов. Финансовые управления организуют бюджетное планирование в регионах и исполнение бюджета, проводят работу по совершенствованию форм и методов регулирования экономики, составляют прогнозы по налоговым платежам и совместно с налоговой инспекцией вносят предложения по совершенствованию налогового законодательства, предоставлению льгот по налогообложению. Осуществляют также контрольные функции.

Для выполнения задач, связанных с переходом к рыночной экономике, в управлениях созданы новые структурные подразделения — отдел финансов рынка ценных бумаг, а также отдел финансов непроизводственной сферы и социальной защиты населения.

Одной из функций отдела финансов рынка ценных бумаг является мобилизация в государственный бюджет и другие целевые государственные фонды средств от размещения государственных ценных бумаг и местных займов, проведения государственных займов, денежно-вещевых лотерей и лотерей местного значения, приватизации жилищного фонда местных Советов и государственной собственности, а также других нетрадиционных доходных источников. Он осуществляет прогнозирование, планирование и анализ поступления в бюджет средств от реализации ценных бумаг и анализ расходов по погашению займов и выплате дивидендов. На этот отдел возлагается контроль за соблюдением действующего законодательства и государственных интересов республики при осуществлении внешнеэкономической деятельности и валютных операций предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также контроль за соблюдением законодательных актов по лицензированию отдельных видов деятельности и регистрации юридических лиц и предпринимателей.

Отдел финансов рынка ценных бумаг занимается вопросами создания и взаимоотношения с бюджетом предприятий с участием иностранных инвестиций, акционерных обществ, общественных организаций и других новых экономических структур, а также контроля за иностранными инвестициями на территории региона.

Совместно с облгосимуществом осуществляет подготовку материалов по разгосударствлению, приватизации и акционированию областной коммунальной собственности и оценке имущества, подлежащего приватизации, контролирует соблюдение законодательства по приватизации коммунальной собственности в городах, районах. Оказывает помощь районным и городским финансовым органам и осуществляет контроль за проведением ими работы по привлечению в доход бюджета средств от акционирования и реализации государственной собственности, приватизации жилого фонда местных Советов депутатов, размещения государственных ценных бумаг, поступления доходов от проведения аукционов и др. источников.

Отдел финансов непроизводственной сферы и социальной защиты населения осуществляет планирование расходов по финансированию отраслей социально-культурной сферы, а также социальную защиту населения, контролирует правильность и эффективность расходования бюджетных средств на эти цели.

Отдел доходов и финансов отраслей народного хозяйства осуществляет работу по планированию налогов, поступающих в республиканский и местные бюджеты, а также контроль за эффективным и целевым расходованием средств бюджета, выделяемых на развитие отраслей народного хозяйства.

Бюджетный же отдел составляет в целом проект бюджета области и организует его исполнение, а также осуществляет методическое руководство бюджетной работой финансовых отделов райгорисполкомов.

При решении вопросов совершенствования структуры органов территориального управления может быть использован опыт муниципального управления в странах с рыночной экономикой. Надо отметить, что в большинстве этих стран наблюдается децентрализация государственной власти, происходит расширение прав муниципальных органов власти[12].

Список использованной литературы

  1. Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 1. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002.
  2. Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 2. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002.
  3. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996.
  4. Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. — 2-е изд., перераб. — Мн.: БГЭУ, 2000.

Ссылки:

[1] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.22.

[2] Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 1. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002. — с.5-6.

[3] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.22-23.

[4] Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 1. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002. — с..3.

[5] Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. — 2-е изд., перераб. — Мн.: БГЭУ, 2000. — с.10.

[6] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.39-40.

[7] Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 2. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002. — с.19.

[8] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.141.

[9] Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 2. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002. — с.19-20.

[10] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.141-143.

[11] Гнатюк С.Н. Государственное регулирование. Часть 2. Методические указания для самостоятельной работы. — Могилёв: МГТУ, ИПК. — 2002. — с.47.

[12] Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. — Мн.: ООО «Мисанта». — 1996. — с.324-328.

Похожие работы