Публикации

Формирование личности

 Контрольная работа по психологии на тему: Формирование личности. В работе рассматриваются вопросы формирования личности как центральная проблема в психологии, юности, эксперимент формирования личности. 

План

Введение

  1. Формирование личности как центральная проблема в психологии
  2. Юность как этап становления личности
  3. Исследования формирования личности методом эксперимента

Заключение

Литература

1.    Формирование личности как центральная проблема в психологии

Вопрос о том, что такое личность,  какого  человека мож­но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии - практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос­новополагающих. [6, с. 283]

Что же такое личность с психологической точки зре­ния? Личность—это человек, который достиг опреде­ленного, достаточно высокого уровня своего психическо­го развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключа­ется в том, что он способен господствовать над случай­ностями и изменять обстоятельства жизни в соответст­вии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой.

Конечно, эта характеристика относится к развитой личности взрослого человека (да и то не всякого!), но формирование личности начинается очень рано и про­должается всю жизнь.

Когда маленький ребенок впервые начинает стре­миться к тому, что лежит за пределами ситуации, в ко­торой он находится (иначе говоря, за пределами поля его восприятия), и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения—он уже стал на путь формирования лич­ности. В этот момент он уже эмансипировался от непо­средственных влияний окружающей среды, от влияний, случайных по отношению к цели, к которой он стремит­ся, и тем самым проявил известную независимость. Но это только начало, вслед за которым субъект должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и вопреки внутренним препятствиям, научиться преодо­левать свои непосредственные желания во имя ценно­стей, достижение которых он сделал своей целью. Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, накоп­ленного человечеством и представленного в культуре общества. [2, с. 56-57]

Состояв­шаяся личность характеризуется постоянством личностных уста­новок на ценностные ориентации, органически сочетающие не только независимость, но и понимание необходимой зависимости.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Юность как этап становления личности

2.1. Основные психологические новообразования и проблемы ранней юности

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством, и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Тол­ковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14-15 лёт. Л.Н. Толстой хронологи­ческой гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обознача­ло и дитя, и подростка, и юношу.

И тем не менее, не смотря на то что проблема хронологических рамок ранней юности является сложной и дискуссионной в современной психологии, большинство ученых склонны рассматривать этот этап развития личности в промежутке от 14-15 до 18 лет. [9, с. 6, 66.]

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Это самый сложный и противоречивый этап в развитии личности. Юность – удивительный мир, один из самых недоступных для взрослого человека. Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и вся, обрушиваются на подростка как ливень.

У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Исследования формирования личности методом эксперимента

Как известно, эксперимент является одним из важнейших методов психологического исследования. Специфика его заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять  происхождение явления и развитие.[12, с. 23]

В этой главе представлены материалы экспериментального исследования некоторых психологических новообразований старшего школьного возраста, а также психологический анализ условий формирования гармонической личности.

3.1. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности.

Часто понятия «гармонической» и «всесторонне раз­битой» личности употребляются как синонимы. Между тем, будучи очень близкими, они все же не тождест­венны. Не идентичны и условия формирования гармо­нической и всесторонне развитой личности. Более того, попытки достигнуть всестороннего развития, понятого лишь как соразмерное и пропорциональное раскрытие всех сторон личности без особой заботы о формирова­нии и удовлетворении доминирующих ее стремлений и способностей, могут породить многие конфликты и при­вести не к расцвету личности, а к стиранию ее индиви­дуальности.

Изучение процесса формирования личности подтвер­ждает мысль о том, что нельзя ставить знака равен­ства между понятиями гармонического и всесторонне­го развития человека.

Мы попыта­емся, опираясь на научно установленные факты, про­анализировать и понять, что собой представляет гармо­ническое взаимоотношение человека и с окружающим миром, и с самим собой.

Речь, таким образом, пойдет о наличии у человека сознательных и бессознательных психологических обра­зований, соотношение которых, как мы думаем, в пер­вую очередь определяет гармоничность или дисгармо­нию человеческой личности.

В отечественной психологии и педаго­гике признается наличие принадле­жащих субъекту, но существующих лишь в его бессо­знательной сфере психологических образований. Мотивирующая сила таких образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стрем­лениями человека она приводит к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим чело­веческую личность.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы