Публикации

Философия, ее предмет и функции. Основные законы диалектики. Цивилизация как социокультурное образование

 Контрольная работа по философии на тему: Философия, ее предмет и функции. Основные законы диалектики. Цивилизация как социокультурное образование. 

План

  1. Философия, ее предмет и функции
  2. Основные законы диалектики
  3. Цивилизация как социокультурное образование

Литература

1.Философия, ее предмет и функции.

Общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости. (№5. с.6.). В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Пла­тона, закрепившего в европейской терминологии слово «фило­софия», философ был просто мудрецом или любящим мудрство­вать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-грече­ски «софист»). Дело в том, что под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и позна­вательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с софией, он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в тер­мин «философия» и отсюда более адекватным было бы перевести иго как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно.

Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который спо­собен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотноше­ния с миром. Философия — это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привле­кательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире. Если допустить немного метафорической цельности, то философия в этом плане олицетворяет собою как бы коллективное выражение веры человека в смысл своего бытия, в существование истины мира и одновременно в свое вы­сокое предназначение, выражающееся в стремлении к этой исти­не, к осмысленной и целенаправленной деятельности.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2.Основные законы диалектики.

Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явле­ний, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает опреде­ленный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет практическое значение.

Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержа­ние объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельнос­ти. Понятие закона — одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.

Фундаментальными законами материалистической диалектики яв­ляются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимно­го перехода количественных и качественных изменений; закон отрица­ния отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изме­нения, развития. Согласно этому закону, каждому пред­мету и явлению свойственны внутренние противополож­ности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником са­модвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противопо­ложностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаи­модействующих и исключающих друг друга.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3.Цивилизация как социокультурное образование.

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории про­гресса и употреблялось только в единственном числе. В ча­стности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, бога­тый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в ос­нову которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. ут­вердилось три подхода к пониманию «цивилизации» 1) уни­тарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития че­ловечества как единого целого): 2) стадиальный (цивилиза­ция как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или историче­ские общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попыт­ку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы