Публикации

Философия права. Право и закон. Социальная справедливость и равенство

 Контрольная работа по праву на тему: Философия права. Право и закон. Социальная справедливость и равенство. В работе рассматриваются вопросы философии права, закона, справедливости и равенства. 

Философия права - философско-понятийное осмысление сущности пра­ва, его возникновения, связи с другими явлени­ями объективного духа, осмысления соиз­меримости сформулированных и кодифи­цированных  правовых  положений  с лежащими в их основе идеями и нравст­венными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, соци­ологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления философии права объясняются различия­ми в мировоззрении, лежащем в их осно­ве, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское ос­мысление. До настоящего времени важней­шими направлениями философии права были: естественное право (то право, которое заложено в самой сущности человека), историческая правовая школа (Савиньи), неокантиан­ское направление (Р. Штаммлер).[6, с. 484]

В общественном сознании существует два понимания права: традиционное (обыденное, донаучное) и строго юридическое. Мож­но сказать, что, заслышав слово «право», приверженец первого понима­ния вспоминает о существовании уголовного кодекса. У приверженца второго слово это ассоциируется скорее с Декларацией прав человека и гражданина.

Традиционное понимание права складывается в докапиталистиче­ских обществах, а полное (доктринально-теоретическое) выражение по­лучает в эпоху формирования национальных государств (сословно-централизованных и абсолютныхмонархий, если говорить о европейской истории).

В политических трактатах XVII — первой половины XVIII столетия право обычно определяется как совокупность устанавливаемых или санк­ционированных государством общеобязательных правил. Никакого разли­чия между правом и законом еще не проводится, а сам закон отождест­вляется с государевым указом.

О государственном признании прав личности (ее «естест­венных», «прирожденных» свобод) еще не было и речи. Апологеты неограниченной монархии (Т. Гоббс, Ж. Б. Боссюэ) считали, что каждый разумный человек просто уступает эти права-свободы неограни­ченному монарху («переносит их на верховного правителя»), чтобы полу­чить взамен элементарную защиту жизни и благосостояния.

Полноценное воплощение права видели в едином «уложении о нака­заниях». Считалось, что оно тем полнее отвечает понятию справедливо­сти, чем больше проникнуто духом «суровости, неизменности и благоче­стия». Никого не смущало, что в составе этого уложения уголовно-правовые статьи в собственном смысле слова соседствовали с поистине драконовскими законами против «неприличия», «лжеверия», непочти­тельности, чревоугодия, пьянства, нерадивости, неблагоразумия. Свод права оказывался одновременно и руководством для моральной полиции. Он жестко регламентировал поступки подданных и как бы устанавливал предварительную цензуру над их поведением.

Все это, вместе взятое, вело к запретительному пониманию правовой нормы и обвинительному (в пределе — инквизиционному) истолкованию задач правосудия.

Во второй половине XVIII в. совершился своего рода «коперниканский переворот» в понимании сущности права. Прологом к нему была борьба за веротерпимость (за государственные гарантии свободы рели­гиозной совести), которая началась еще в эпоху Реформации. Однако обобщенное, теоретически отчетливое выражение новые правовые представления получили лишь в век Просвещения, в русле антидеспотиче­ского политико-юридического мышления.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы