Публикации

Характеристика экономической мысли Древнего Востока. Развитие отечественной экономической науки советского периода

 Характеристика экономической мысли Древнего Востока. Развитие отечественной экономической науки советского периода - контрольная работа, реферат по истории экономических учений 

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

План

  1. Характеристика экономической мысли Древнего Востока
  2. Развитие отечественной экономической науки советского периода

Список использованной литературы

1. Характеристика экономической мысли Древнего Востока

В экономической мысли Древнего Востока нашли отражение ряд особенностей экономического развития древневосточных стран. Развитие этих стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. К ним относятся Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия и Древний Китай.

Неотъемлемой чертой экономики древневосточных стран было патриархальное рабство. Существовали попытки решения проблемы морального оправдания рабства, о чем свидетельствуют «Речения Ипувера», Законы Ману, учения Конфуция и другие проявления экономической мысли.

Хозяйства государств Древнего Востока было в основном натуральное, но уже получило значительное развитие торговля, и как следствие появляется товарное производство. Так в экономической мысли появляются различные точки зрения о преимуществах натурального и товарного производств. Основные проблемы, которые стояли перед экономической мыслью Древнего Востока, — это рабство, община, государство, натуральное товарное производство.

Древний Египет и Месопотамия

Экономические взгляды египтян раскрывают различные поучения или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самая известная из них — «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом произведении содержатся рекомендации фараона своему наследнику по управлению государством. Однако они носили в основном политический характер.

В «Речении Ипувера» рисуется картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс. В первые в мировой истории автор этого произведения доказывает, что социальное неравенство вполне естественно. Ипувер утверждал, что если целью восстания более раннего периода становилось возвращение общинных отношений, то в более поздних периодах — возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем. Он призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Еще одно подобное произведение называется пророчество Неферти. В нем также описывается бедственное положение Египта, отрицательное отношение к перераспределению собственности, стремление восстановить единую власть в стране.

Экономические идеи древних жителей Месопотамии отражены в законах того времени, регулирующих общественные и экономические отношения. К древнейшим из известных законов относятся законы царя Шульги (XXI век до н.э., Шумеро-аккадское царство), законы города Эшнунна (XX век до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII век до н.э., Вавилон).

Законы царя Шульги регулировали отношения рабов и их хозяев, устанавливали различные наказания и штрафы. В них действовал принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб в место обычного для ранней древности талиона (т.е. воздаяния равным за равное).

В законах Эшнунна устанавливались твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен определялся уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, нормы процентов.

Законы Хаммурапи считаются самыми известными из дошедших до нас законов Месопотамии. В них нашли отражение многие сферы жизни вавилонского общества. Основная задача этих законов — нейтрализовать социальные последствия долгового рабства. Согласно закону социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, а через три года раб становился свободным и долги его аннулировались, был введен запрет на убийство неоплатных должников, арендаторы освобождались от арендной платы в случае неурожая, в законе были установлены нормы для арендной платы. Также санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление и ее регулированию посвящалось много статей. Разрешался наем ремесленников и работорговля.

Согласно этим законам государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия, важной задачей также было сохранение общины.

Древняя Индия

В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Здесь рано происходит деление населения на касты, т.е. сословия. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям.

Одним из известных учений, посвященных экономическим вопросам, является «Артхашастра» или «Наука о политике». Представляет собой по сути свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Среди рекомендаций по управлению государством большое место занимают вопросы экономической политики, также здесь нашли отражение практические знания о хозяйственной деятельности.

Экономические вопросы затрагиваются также еще в одном произведении — законах Ману, которые составлялись на протяжении нескольких столетий. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем данного сборника предписаний и правил. В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества, определяются также способы существования.

Рабство в Древней Индии считается нормальным явлением и выдаётся за социальную систему, установленную самим Богом.

Экономическая мысль Индии ставила вопрос и о государстве: она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрения иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства и садоводства. Царю также предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натурально-хозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

Древний Китай

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и даже политических переворотов.

В VI-V веках до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Он изложил своё учение в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению, каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалось умеренность потребления, относительная равномерность распределения богатства, хотя он и не был сторонником равенства.

Его взгляды были достаточно противоречивы, что очень характерно для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций был связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так как это будет означать обогащение государя.

В экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода. Уже в IV веке до н.э. идёт острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках.

Развивая конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289гг. до н.э.). Он призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Также предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработке «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Мен-Цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жесткого установления цен государством на внутреннем рынке.

Таким образом, представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.

Другим философско-религиозным учением Китая был даосизм. Представители даосизма считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на благородных и ничтожных, выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителя, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, хотя в целом существование рабства считали естественным состоянием общества.

Среди древних мыслителей Китая особое место занимали представители моизма. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит. Моисты отражали настроения простых людей и требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Большое значение придавалось физическому труду в обществе, считалось, что в нём должны принимать участие все граждане государства. Моисты провозглашают важнейшим условием существования и благополучия людей разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт. Стремление к личному обогащению без учета интересов других людей считалось неприемлемым, так как это наносит обществу непоправимый вред.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма. Они были тесно связаны с рабовладельцами и зажиточным крестьянством, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Основные идеи легистов: сильное государство, накопление богатства только в государственной казне, ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учёности, ремеслу и торговле, считали правомерными лишь земледелие и военное дело.

Страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Развитее экономической мысли происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Экономическая мысль, которая пыталась решить острые проблемы, отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс. Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины, которая удерживала свои позиции в области сельского хозяйства.

Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Похожие работы