Публикации

Будда и его учение (четыре «благородные истины»). Восьмеричный путь спасения. Понятие нирваны

 Контрольная работа по религиоведению на тему: Будда и его учение. В работе рассматриваются вопросы четырех благородных истин, восьмеричный путь спасения, нирваны. 

План

  1. Будда и его учение (четыре «благородные истины»). Восьмеричный путь спасения. Понятие нирваны
  2. Этическое учение буддизма
  3. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна. Ваджраяна

Литература

1. Будда и его учение (четыре «благородные истины»). Восьмеричный путь спасения. Понятие нирваны.

Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально — просветлен­ный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди на­селения ряда стран Центральной, Вос­точной и Юго-Восточной Азии и Даль­него Востока.

По представлению буддистов, каж­дое существо, достигшее высшей свя­тости, может стать Буддой, т. е. про­светленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни («от­шельник из рода шакьев»), поведал людям учение о «спасении», которое его последователи называют, как пра­вило, санскритским словом «дхарма» (учение, закон). Поэтому под терми­ном «будда» обычно подразумевают именно Шакьямуни.

Буддисты верят, что после бесчис­ленных предшествующих перерожде­ний грядущий Будда решил к радос­ти всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для «последнего своего рождения» он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен — Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии. [4, с. 181]

Будда Шакьямуни («мудрец из племени шакьев») родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший своей цели», из рода Гаутама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья. Предание гласит, что уже скоро после беспечной и счастливой мо­лодости царевич остро ощутил трагичность жизни; тяго­ты и тайны противоречивого непонятного мира стали сильно беспокоить его Он испытывал ужас перед беско­нечностью перевоплощений души, остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха. [3, с. 306]

С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он начал странствовать, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину. Так прошло около 7 лет.

И вот как-то сидя под деревом Бодхи(познания) и, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». [1, с. 203]

Познав причину страданий и путь из­бавления от них Будда решил возвес­тить свое открытие людям. Бог смер­ти — демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда по­бедил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в ко­торой кратко сформулировал основ­ные положения новой религии. [4, с. 181]

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Этическое учение буддизма

Как всякая религиозная мораль, буддийская мораль, по мнению при­верженцев буддизма, направленана обеспечение их спасения в загробном мире и обосновывается основными догматическими положениями этой ре­лигии.

Исходя из учения о неизбежности земных страданий, буддизм утверж­дает, что дело спасения каждого че­ловека находится в его собственных руках. Всякая попытка вести борьбу за земные интересы, по словам про­поведников буддизма, таит в себе страшную опасность бесконечного продолжения новых страданий. Отказ от жажды жизни, преодоление в себе «всякого сильного чувства» — все это приводит к прекращению страданий. Как же подавить в себе жажду жиз­ни, столь естественную для человека, для всякого живого существа? Единственным путем спасения, утверждает буддизм, явля­ется «благородный срединный вось­меричный путь».

Понятие «праведности», или «совер­шенства», в буддизме следует охарак­теризовать как полное отсутствие вся­ких земных желаний и чувств.

Идеалом раннего буддизма был эгоист, заботящийся только о собст­венном спасении. Буддист должен спокойно взирать на окружающие его страдания и мучения людей, не забывая, что это иллюзия. Увлечение этой иллюзией, попытка что-то изме­нить в ней, страстное вторжение в жизнь неизбежно ведут к новым личным перерождениям и страдани­ям. Ни себя, ни своих близких и то­варищей не должен защищать буддист от угнетателей и тиранов, от любого зла, так как всякое активное злое действие, обращенное против кого бы то ни было, неизбежно при­ведет к новым неблагоприятным возрождениям. Во всех канонических текстах ставится знак равенства ме­жду спокойствием, бесстрастием и мудростью, познанием, спасением.

Особенно опасны для дела спасе­ния все живые человеческие чувства и привязанности, приковывающие к этому миру страданий.

В повседневной жизни буддист, чтобы достичь лучшего перерожде­ния, должен соблюдать «пять мо­ральных требований», «пять за­поведей» — «панча-шила». Это отказ от убийства любого живого сущест­ва, отказ от воровства, от лжи, соб­людение супружеской верности, от­каз от употребления алкоголя. [4, с. 216-217]

Пять следующих запрещений касаются только монахов, они запрещают еду в неустановленное время, участие в светских удовольствиях, употребление нарядов и благовоний, мягкую постель, принятие денег.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна. Ваджраяна.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, офрормились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. [5, с. 147]

Своеобразие хинаяны, наиболее древней формы буддизма, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его ме­сто занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно. В результате каждая лич­ность получает впоследствии то, что она заслужила свои­ми прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим жизненным путем и учением указал людям путь ко спасению, к освобождению от страданий.

Этих истин и придерживались идеологи хинаяны, признаю­щей основным условием движения по пути спасения от­каз от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (санхи). Идеал хинаяны — Будда-чело­век. Для спасения необходимо строго выполнять все предписания, и тогда любой человек станет Буддой, т. е просветленным, как и основатель религии. Нет Бога, но есть идеал, к которому необходимо стремиться.

Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни.

Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пу­ти, длительной концентрацией мыслей и медитацией.

Медитация необходима, прежде всего, для того, что­бы постичь пять моральных принципов панча-шила, ко­торые предписывают отказ от зла во имя добра.

Спасение на этом пути, естественно, достижимо не для всех. Достигнуть состояния Будды (просветления) смогут лишь те, кто обладает высокими интеллектуаль­ными и моральными качествами, кто отказался от вся­кой деятельности. Отсюда и название: хинаяна — малая (узкая) колесница, т. е. на этой колеснице, направляю­щейся ко спасению, уготовано место очень немногим. Большинство же погрязло в греховной деятельности, создает семьи, плодит детей.

Ранний буддизм в форме хинаяны выступал против церковной иерархии, отвергал примат культа в достиже­нии спасения, требовал просветления и очищения для всех. В этике ранней хинаяны доминируют терпение, безразличие, стремление не действовать вообще или, по крайней мере, не связывать действие с интересом, труд с потребностями.

Другое направление буддизма — махаяна («боль­шая колесница»)

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы