Публикации

Понятие о надежности биологических систем. Возбуждение. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности системы крови. Определение частоты дыхательных движений.

 Контрольная работа по Анатомии и физиологии на тему: Понятие о надежности биологических систем. Возбуждение. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности системы крови. Определение частоты дыхательных движений. 

План

  1. Понятие о надежности биологических системы
  2. Проведение возбуждения по нервным волокнам
  3. Сигнальные системы действительности
  4. Возрастные особенности системы крови
  5. Определение частоты дыхательных движений

Литература

Понятие о надежности биологических систем 

Живой организм представляет собой, с одной стороны, сложней­шую многоэлементную систему, и совокупность иерархически свя­занных систем, с другой. Под системой вообще понимают комплекс взаимозависимых, но в то же время относительно самостоятельных элементов или процессов, объединяемых выполнением определенной функции. Так, организм в целом во всем многообразии его взаи­мосвязей с внешней средой и выполняемых функций как самосто­ятельное образование является живой системой. В то же время организм представляет собой сложную иерархию (т.е. взаимосвязь и взаимоподчиненность) систем, составляющих уровни его организа­ции: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, системный и организменный. Например, ядро клетки, сама клетка или такой орган как печень могут быть названы живыми или биологическими системами.

Надежностью биологической системы называют ее способность со­хранять целостность и выполнять свойственные ей функции (это деятельность, направленная на сохранение целостности и свойств системы) в те­чение определенного времени, составляющего, как правило, продол­жительность жизни. Свойство надежности обеспечивается рядом принципов:

1) принцип избыточности — обусловлен наличием боль­шего, чем требуется для реализации функции числа элементов, например, множества нервных клеток и связей между ними (струк­турная избыточность), множества каналов передачи информации, излишнего ее объема (информационная избыточность) и т.п.;

2) принцип резервирования функции — обеспечи­вается наличием в системе элементов, способных переходить из со­стояния покоя к деятельности. Это происходит, например, при не­обходимости повысить интенсивность функционирования, для чего вовлекаются резервные элементы. Так, при спокойном дыхании функционируют (вентилируются) не все альвеолы легких, а при усилении дыхания включаются резервные. Приведенный вариант реализации принципа резервирования ведет к увеличению числа функционирующих в системе элементов. Особое значение приобретает наличие резервных элементов при повреждении или отказе части действующих структур. При этом вовлечение резервных элементов обеспечивает сохранение функции;

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Нерву присущи два физиологических свойства - возбудимость и проводимость, т.е. способность на раздражение отвечать возбуждением и проводить его. Проведение возбуждения является единственной функцией нервов. От рецепторов они проводят возбуждение к центральной нервной системе, а от нее — к рабочим органам. [3, с. 364]

Нервные волокна различаются толщиной, наличием или отсутствием миелиновой оболочки, скоростью проведения возбуждения, длительностью потенциала действия, продолжительностью следовых потенциалов.

В соответствии с принятой классификации нервные волокна делят на три класса: А, В, и С. Волокна А и В классов являются миелинизированными, а С - немиелинизированными. К классу А относятся толстые миелиновые волокна толщиной от 3 до 22 мкм и обеспечивающие наибольшие скорости проведения возбуждения (от 12 до 120 м/с). Нервные миелинизированные волокна класса В имеют толщину 1-3 мкм и скорость проведения 3-14 м/с. Волокна класса С - безмиелиновые волокна, отличаются наименьшей толщиной (< 1.5 мкм) и скоростью проведения возбуждения (0.5-2 м/с). [7, с. 97-98]

Согласно мембранной теории, каждый возбужденный участок при­обретает отрицательный заряд. Так как соседний невозбужденный участок имеет положительный заряд, то два участка оказываются противоположно заряженными. При создавшихся условиях между ними потечет электрический ток. Этот местный ток является раздра­жителем для покоящегося участка, он вызывает его возбуждение и изменяет заряд на отрицательный. Как только это произойдет, между вновь возбужденным и соседним покоящимся участками потечет электрический ток и все повторяется снова.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Сигнальные системы действительности

Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный харак­тер, как и у животных.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего ми­ра, составляющих первую сигнальную систему действительности.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои каче­ственные особенности, которые ставят его над всем животные миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, лег­че образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.

Формирование человека связано с трудовой деятельностью. Коллективная трудовая деятельность людей способствовала возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность больших полушарий головного мозга. Толь­ко человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная при­бавка к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная сис­тема действительности. [9, с. 301]

У человека в отличие от всего животного мира особое значение приобретает речь - слово, что является второй сигнальной системой. [5, с. 352]

В отличие от условных рефлексов животных, отражающих ок­ружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сиг­нальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной сис­темы в значительной степени опосредованы мыслительной дея­тельностью человека.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Возрастные особенности системы крови

В систему крови входят кровь, органы кроветворения и кроверазрушения, а также нейрогуморальный аппарат регуляции.

В течение онтогенеза в каждый возрастной период жизни система крови имеет свои характерные особенности.

Общее количество крови.

По отношению к весу тела у новорожденных количество крови составляет 15%, у детей од­ного года—11%, а у взрослых 7—8%. У мальчиков количество крови несколько больше, чем у девочек. [2, с. 68] Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ и тем больше количество крови на 1 кг веса тела. У новорожденных на 1 кг веса тела 150 см3, у грудных детей - 110 см3, с 7 до 12 лет - 70 см3, а с 15 лет - 65 см3. Следует учесть, что в покое циркулирует около 40—45% крови, а остальная ее часть находится в депо: капиллярах печени, селе­зенки и подкожной клетчатки и поступает в общее кровяное

русло при повышении температуры тела, мышечной работе, подъ­еме на высоту, при кровопотере. [4, с. 115]

Плотность (удельный вес) крови.> У новорожденных плотность крови несколько выше (1.060—1.080), чем у детей более старших возрастов. Установившаяся с первых месяцев жизни плотность крови (1.052—1.063) сохраняется до конца жизни с небольшими колебаниями у взрослых и составляет в сред­нем 1.055—1.062 для мужчин и 1.050—1.056 для женщин.

Относительная вязкость крови велика в первые дни постнаталь-ного периода в основном из-за увеличения числа эритроцитов. К концу первого месяца жизни вязкость снижается и остается затем на более или менее постоянном уровне. У ново­рожденных первых 3—5 дней жизни вязкость крови почти в 2 раза больше, чем у взрослых, а именно 10.0—14.8. Постепенно снижаясь, она достигает к концу первого месяца обычных цифр— в среднем 4.6 усл. ед.

Величина вязкости не зависит от пола: у девочек средняя ве­личина относительной вязкости крови составляет 4.58, у мальчи­ков—4.6 усл. ед. Изменение величин относитель­ной вязкости крови у лиц пожилого и старческого возраста не выходит за пределы нормы — в среднем 4.5 при колебаниях между 3.5 и 5.4.

Относительная вязкость сыворотки крови у детей всех возра­стов составляет в среднем 1.88 усл. ед. 

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Определение частоты дыхательных движений

Для работы необ­ходимы: часы с секундной стрелкой, обследуемые.

Процедура: для определения частоты дыхательных движений кладут руку на подложеч­ную область обследуемого и подсчитывают число движений за 1 мин. Так как дыхание легко изменяется произвольно или под влиянием эмоций, то при опре­делении  отвлечем внимание обследуемого. С этой целью делаем вид, что считаем пульс. [3, с. 400]

Результаты исследований

В одном из выбранных нами классов оказалось, что частота дыхательных движений 25-30 раз в минуту. Это объясняется тем, что мы проводили исследование сразу после урока физической культуры. Известно, что при мышечной работе дыхание учащается в 2-3 раза. У нескольких человек (число придумайте сами) частота дыхания была 15-18 раз в минуту, эти учащиеся не посещали урок физкультуры. У одной школьницы, хоть она и не была на уроке физкультуры, насчиталось дыхательных движений до 26 раз в минуту. Как оказалось, у нее была высокая температура из-за вируса гриппа.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы