Публикации

Сознание человека и общественное сознание

 Контрольная работа по философии на тему: Сознание человека и общественное сознание. Скачать реферат по философии бесплатно. 

Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговарить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить[1].

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, диалектики — метафизике, естествознания-религии. Так, уже на заре человеческого общества люди задумывались над природой своей собственной психической деятельности. Наивная идея о бессмертии души, временно покидающей тело человека во время сна, стала основой идеалистических и религиозных воззрений.

Не смогли разрешить проблему сознания и материалисты домарксовского периода. Представление о развитии как чисто количественном изменении приводило их к наивному выводу, будто сознание присуще всем без исключения предметам внешнего мира. По мнению Ламетри, например, «человек более всех обладает душой, а растение обладает ею в меньшей степени». В понимании природы сознания эти мыслители оказывались еще дальше от истины, чем объективные идеалисты, поскольку трактовали сознание как феномен биологический. В то время как субъективные идеалисты сводили физическое к психическому, Гегель, напротив, полагал, что человек через природу познает Абсолютную идею в виде Абсолютной истины. Фиксируя социальный характер сознания, объективные идеалисты все же не могли выявить природу этой социальности, тот факт, что в основе возникновения общества лежит материальное производство.

Характерный для идеалистов метафизический отрыв и противопоставление сознания мыслящей материи мозга, равно как и неправомерное распространение психических процессов на все тела природы (гилозоизм, точнее, панпсихизм), которое было свойственно материалистам домарксовского периода, приводило к одному и тому же — невозможности не только решить, но и правильно, диалектически поставить проблему возникновения и сущности сознания.

Анализ проблемы затруднен неоднозначностью термина «сознание». Под сознанием, как уже отмечалось, понимается то, что противоположно материи: в гносеологическом аспекте — чувственный образ объекта внешнего мира («субъект», абсолютно тождественный по содержанию «объекту», т.е. задействованной с помощью органов чувств стороне объекта самого по себе) и сознание вообще, соответствующее материи вообще, субстанции (сознание и материя в таком значении терминов суть категории теории диалектики); в онтологическом же плане сознание является свойством материи мозга, трактуемой как единство общего и единичного, как объективная реальность, как то, что существует само по себе, вне процесса познания.

Трудность решения проблемы сознания усугубляется невозможностью обнаружить психические явления с помощью органов чувств, усиление разрешающей способности которых посредством использования приборов в принципе ничего не меняет. Сказанное не означает, что сознание отсутствует. Оно реально существует, но как нематериальное.

Имеются два взаимодополняющих метода изучения сознания: объективный, когда о наличии и содержании психических процессов человека судят по его поступкам, мимике, жестам, по тому, что он говорит или пишет, и метод интроспекции (самоанализа, самонаблюдения), своеобразной рефлексии над своим собственным сознанием.

В последние три десятилетия для изучения мозга широко применяют метод электрофизиологии, предполагающий вживление в мозг микроэлектродов. При этом в электроэнцефалограмме записывается не содержание понятийного мышления, а фиксируется лишь электрическая активность мозга.

Невозможность обнаружить психические явления с помощью органов чувств часто оказывалась причиной сомнений в возможности познать феномен сознания. Так, известный естествоиспытатель XIX в. Дюбуа—Реймон среди семи неразрешимых мировых загадок называл и проблему психики. По его мнению, человек принципиально не может познать свое собственное сознание, как не может вытащить себя за волосы из болота (на это способен лишь барон Мюнхаузен) или увидеть себя в окно идущим по улице. На позициях агностицизма стоял, по сути, английский биолог и кибернетик Р.Эшби, считавший возможным игнорировать сознание на том основании, что нет якобы объективных способов его обнаружения.

Изучением сознания занимаются многие науки, каждая из которых рассматривает его под своим углом зрения, вносит свой вклад в выяснение этого феномена, так что в проблеме сознания фокусируются успехи гуманитарных, биологических и других специальных наук. Анализом же сознания в целом, в контексте других видов деятельности человека и общества занимается философия.

Как же определяется это понятие? С учетом достижений философии и современной науки можно сказать, что сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой; далеко не единственной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения сознания к материи — исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

Различают также социальный, аксиологический, кибернетический и другие аспекты сознания, анализ которых позволяет полнее характеризовать это исключительно сложное и многоплановое понятие. При этом аксиологический (ценностный), например, содержится так или иначе во всех аспектах отношения сознания к материи[2].

Сознание — это сложный информационно-регулятивный процесс. Наряду с ощущениями, восприятиями, представлениями и понятийным мышлением в структуре психических процессов индивида имеются эмоции, воля, память, интуиция, психические установки, цели, желания, ценностные ориентации и другие компоненты. Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной.

Грань между осознанным и неосознанным весьма подвижна то, что раньше было неосознанным, может осознаваться, а то что было предметом пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Так свои эмоции, интуитивные догадки человек со временем может логически осмыслить, разобраться в мотивах своих иногда недостаточно обдуманных поступков. Наоборот, с формированием автоматизмов происходит переход их в сферу неосознанного (выработка навыков ходьбы езды на велосипеде и т. п.). Сказанное не означает, что в случае неосознанных актов поведения человек не получает из внешнего мира необходимой информации. Просто она не осознается, обрабатываясь и используюсь на самых различных уровнях центральной нервной системы включая подкорку и спинной мозг.

Осознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать методом интроспекции свое собственное сознание. Сознание включает в себя отношение человека и к самому себе, и к другим людям, т.е. выступает и как самосознание, и как процесс диалогический (Платон, МИ Бахтин). Сознанию присуща и интенция — направленность на изучаемый объект.

Кроме сознания, психических процессов, «текущего настоящего» (А.Г. Спиркин) в человеческой психике вычленяют психическое состояние и психические свойства личности которые идеальными являются лишь в потенции (К К. Платонов).

Еще более сложную структуру имеет общественное сознание, где соответственно различают сферы общественной идеологии и социальной психологии. Различают также формы общественного сознания (политическое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, художественное), уровни (теоретическое и обыденное) и виды (см. гл. IV). Все эти формы и виды общественного сознания оказывают свое регулятивное воздействие не иначе как через сознание индивида[3].

Общественное сознание является весьма сложным образованием, включающим разнообразные элементы, каждый из которых имеет свою специфику. Оно представляет собой совокупность общественных идей и теорий, политических и правовых взглядов, нравственных, религиозных, философских и иных воззрений людей. Область общественного сознания охватывает также социальные чувства, настроения и нравы, традиции, особенности психологии различных классов и социальных групп, психологический склад наций и народностей[4].

Общественное сознание можно рассматривать в различных аспектах. Элементы его диалектически взаимосвязаны, постоянно изменяются и развиваются в различных формах. Множество подходов к выделению элементов содержания общественного сознания отражён в общественном знании, в выделении теоретического и эмпирического, рационального и чувственного уровней, а также в формах сознания.

При социологическом подходе основное внимание уделяется выяснению социальных ролей общественного сознания и его элементов в конкретном обществе. При этом выделяются три основные группы структурных элементов: теоретико-идеологический и обыденно-психологический уровни, сознание различных социальных групп как носителей общественного сознания и формы сознания.

Гносеологический и социологический подходы к анализу форм общественного сознания позволяют проанализировать содержание общественного сознания с точки зрения абсолютной и относительной противоположности общественному бытию. Формы сознания выступают структурными элементами и в гносеологическом, и в социологическом аспектах.

Пользуясь методологией определения понятий «содержание» и «форма», можно сказать, что содержанием общественного сознания выступает определённым образом упорядоченная совокупность его элементов, отражающих природу и общественное бытие, материальную и духовную жизнь общества. Содержание общественного сознания может быть рассмотрено по различным основаниям в зависимости от отражаемых сторон объективной реальности, а также задач и целей исследования. Формой общественного сознания выступает способ существования и выражения не только всего содержания общественного сознания как целого, сколько способы существования и выражения его сторон. Не отрицая первого положения, всё-таки преимущественное внимание уделяют формам элементов и сторон содержания общественного сознания.

Вторая тенденция рассматривает не всё многообразие форм общественного сознания, а только основные. Такими формами являются: политическое, правовое, нравственное (этическое), эстетическое, религиозное и философское сознание. Выделяют также естественнонаучное, экологическое, экономическое, мифологическое и другие формы сознания, но основной анализ сосредоточен на указанных выше формах и диалектике[5].

На ранних ступенях общественного развития формы общественного сознания выступали преимущественно в недифференцированном виде. Их дифференциация усиливается с возникновением классового общества. Так, появление частной собственности, классов и государства привело к возникновению политического и правового сознания. Существовавшие в нерасчлененном виде мораль, искусство, религия на более высокой ступени развития общества приобретают специфические функции.

Можно указать на следующие признаки, по которым формы общественного сознания отличаются друг от друга:

  1. Предмет отражения (политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, мораль — отношение индивидов между собой и обществом).
  2. Способ отражения. Если философии свойственна логическая форма освоения действительности, то, скажем, искусство отражает жизнь в форме художественных образов.
  3. Общественные потребности и выполняемые ими функции. Наука, например, возникла тогда, когда развитие производства породило потребность в теоретических знаниях о мире, а политическую и правовую идеологию вызвало к жизни появление частной собственности.

Роль и функции различных форм общественного сознания зависят от того, какие потребности они удовлетворяют. Политика формирует социальные задачи, нравственность — моральные качества человека. Социальные функции, таким образом, характеризуют место каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку все формы общественного сознания можно разделить на две группы:

1. Политическое, правовое и моральное сознание, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности.

2. Наука, искусство и философия, которые представляют собой формы духовно-практического освоения не только социальной, но и природной действительности. (Промежуточное место занимает религия, которая предстает и как форма мировоззрения, и как регулятор человеческих отношений).

Категорию «форма общественного сознания» употребляют для обозначения различий в предмете и способе отражения действительности, т.е. при анализе структуры общественного сознания в гносеологическом аспекте. Однако формы общественного сознания органически связаны с такими социальными феноменами, как политика, мораль, право, искусство, религия, философия и наука, поскольку эти социальные явления включают и соответствующие виды деятельности (онтологический и праксеологи-ческий, одним словом, социологический аспект).

В социологическом аспекте речь идет уже не о предмете и способе отражения действительности, а о функционировании общественного сознания, о связи духовных образований с общественными потребностям и, с видами общественных отношений и деятельности. (Каждая форма общественного сознания выполняет определенные социальные функции в обществе. Исходя из содержания этих функций и осуществляется интеграция идей в определенные виды общественного сознания).

Необходимо учитывать относительный характер этих различий. Лишь мысленно можно выделить чисто гносеологический и социологический аспекты общественного сознания, поэтому при анализе его структуры необходимо учитывать все признаки, характеризующие и гносеологический, и социологический (а также конкретно-исторический) подходы к общеественному сознанию. Только в этом случае оно может быть проанализировано в единстве и целостности (как необходимый компонент любой социальной системы) и в то же время быть понято в его внутренней дифференциации и историческом развитии.

На важнейших формах и видах общественного сознания остановимся подробнее.

Научное и философское сознание. В отличие от науки философия имеет не только научную, но и мощную ценностную компоненту, хотя тоже предполагает рациональный способ освоения действительности.

Политическое сознание связано с представлениями о политической системе общества, его государственном устройстве, проводимой в нем внутренней и внешней политике, с их оценкой. Политика выражает отношения между классами, социальными группами, этносами, государствами, их интересы. Следовательно, это отношения по поводу власти. И хотя в политике находит свое концентрированное выражение экономика, тем не менее воздействие политики на экономику зачастую оказывается решающим, определяющим (примат политики над экономикой).

С политикой неразрывно связано право, в нормах которого юридически закрепляется воля господствующей части общества (в правовом государстве — всего народа). Опираясь на властные структуры, с помощью юридических законов устанавливают и регулируют отношения между людьми, социальными группами, обществом и природой. При этом правосознание людей позволяет давать оценку существующим законам, на страже которых стоит государство с его атрибутами (суд, тюрьма, прокуратура и пр.). Отсюда громадная ответственность принимающего решения перед народом, страной, обществом. К сожалению, не всегда ведущие политические лидеры обладают необходимой мудростью и все что учитывают, что ведет к неверным решениям и зачастую к трагическим последствиям. Так, в ходе экономических и политических реформ в бывшем Советском Союзе был упущен момент, когда можно было еще преобразовать Союз в конфедерацию бывших республик и предотвратить его распад. Сказались, по-видимому, инерция имперского мышления, личные амбиции лидеров и т.п. факторы.

Некоторые люди, провозгласившие лозунги демократических преобразований, стали распоряжаться государственной собственностью, приватизируя общенародное достояние. И никто из них фактически не пострадал, не понес наказания.

В отличие от права мораль (нравственность) тоже призвана регулировать отношения между людьми, опираясь при этом на общественное мнение, с одной стороны, и собственную совесть человека, его привычки — с другой. Нормы морали существовали всегда, даже в первобытном обществе, формируясь у человека в ходе его социализации, в процессе обучения и воспитания. В связи с этим можно говорить об известном примате нравственности по отношению к праву. Игнорирование этого обстоятельства было допущено в конце 80-х, когда горбачевский лозунг «Разрешено все, что не запрещено законом» послужил мощным стимулом для роста экономической преступности.

С развитием общества нормы морали и права изменялись, со временем иногда даже взаимопревращались друг в друга. В своей идеологической части нравственность находит отражение в различных этических учениях.

С моралью тесно связано искусство как способ художественного освоения действительности. Средства искусства помогают формировать у человека необходимые нравственные ценности. Впрочем, искусство выполняет еще три функции — коммуникативную, познавательную и удовлетворения эстетических потребностей. В отличие от науки оно оперирует не столько понятиями, сколько художественными образами, которые отличаются от понятийных и чувственных образов тем, что в них воплощается мировоззренческая позиция автора, его духовность, видение мира. Эстетическое сознание формируется и совершенствуется у человека всю жизнь.

Что касается религиозного сознания, то, как и философия, оно пронизывает всю духовную сферу жизни общества, играя в нем вполне определенную социальную роль. В противоположность философии религия предполагает эмоционально-фантастическое отражение действительности и основана на вере в сверхъестественное. Это неизбежно ведет к осложнению ее отношений с наукой.

В структуре общественного сознания имеет смысл выделять также экономический и экологический виды сознания. Это продиктовано тем, что в условиях модернизации общества возрастает роль экономического образования, поскольку человек при этом легче и проще приобщается к рыночным отношениям. Особое значение имеет экологическое воспитание, формирование экологического сознания у каждого члена общества, которое, кстати сказать, как идеология и социальная психология, касается всех форм, видов и сфер общественного сознания. Дело в том, что раньше нам с детства внушалась мысль о необходимости господства человека над природой. Теперь, в условиях экологического кризиса, мы вынуждены платить большую цену за бездумное и бездушное отношение к ней.

История свидетельствует об огромной роли идей в жизни общества. Становится возможным на основе признания приоритета Общечеловеческих ценностей вести более эффективный диалог и сотрудничество с людьми, придерживающимися другой идеологии, других духовных ценностей и идеалов[6].

Сноски:

[1] Волчек Е. З. Философия. — Мн. — 1998, с.156.

[2] Философия / Под ред. Н.И. Жукова. 5-е изд., испр. и доп. — Мн.: НТЦ «АПИ», 2000, с.150-152.

[3] Там же, с.165-166.

[4] Там же, с.285.

[5] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 1998, с.55-57.

[6] Философия / Под ред. Н.И. Жукова. 5-е изд., испр. и доп. — Мн.: НТЦ «АПИ», 2000, с.291-294.

Похожие работы