Публикации

Развитие дополнительного профессионального образования в России

 Доклад по педагогике: Развитие дополнительного профессионального образования в России. Контрольные, курсовые, рефераты по педагогике и другим гуманитарным наукам на сайте Школяр.су. 

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

В древнерусской «Повести временных лет» есть рассказ, в котором славянские послы за морем говорят: «Страна наша богатая и обильная, а порядка в ней нет, приходите и володейте нами». В переводе на современный научный язык это означает, что у восточных славян в то время не оказалось внутренних ресурсов для обеспечения собственного устойчивого социально-политического развития.

В современной России этих ресурсов также немного, но среди них — система образования, которая представляет собой тот национальный ресурс, который пока позволяет преодолевать и западнический синдром подражания, и почвеннический синдром национальной автаркии.

Однако российская система образования, сохраняя свои традиции, не может развиваться изолированно от тех процессов, которые имеют место в других странах. Она не должна копировать чужие образовательные образцы, а готовить собственные образовательные ответы на вызовы времени с учетом и финансовой ситуации, и российской ментальности, и сложившейся системы образования.

Одним из ответов является формирование нового социального института — института дополнительного профессионального образования. В настоящее время в России уже сложилась определенная система дополнительного профессионального образования преподавателей. В чем это выражается?

Во-первых, определены уровни дополнительного профессионального образования, которые включают стажировку, курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку и курсы получения дополнительной квалификации. В результате чего преподаватель может повысить свое профессиональное мастерство в русле имеющегося базового образования, приобрести новую квалификацию или поменять свою профессию. Во-вторых, определены нормативные требования к преподавателям этих дисциплин. В-третьих, приняты новые государственные образовательные стандарты преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в высшей школе.

Система дополнительного профессионального образования преподавателей в России еще не стала в настоящее время составной частью непрерывного образования («образования через всю жизнь»), а во многом носит конъюнктурный характер, вызванный кардинальными переменами, произошедшими в образовательном пространстве страны. Так появилась потребность в преподавателях тех дисциплин, которые вообще раньше не читались в высшей школе.

Парадигмальные сдвиги в гуманитарных и социально-экономических дисциплинах вызвали потребность в систематическом обновлении имеющихся у преподавателей профессиональных знаний и умений, в усвоении инновационных форм и технологий профессиональной деятельности. Поэтому система дополнительного профессионального образования преподавателей в современной России выполняет не столько культурную, сколько социальную и даже экономическую миссию.

Сама система дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин в России содержит целый ряд вопросов.

Например, какой может быть система дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин?

В первую очередь эта система должна стать социально эффективной. Социальная эффективность определяется конкурентоспособностью специалистов на рынке труда, что напрямую связано с качеством предоставляемых образовательных услуг.

Качество этих услуг зависит от нескольких факторов, среди которых можно выделить: 1) нормативно-правовое обеспечение функционирования системы дополнительного профессионального образования; 2) содержание дополнительных профессиональных образовательных программ.

Создание нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования не без основания рассматривается в качестве одной из стратегических задач его развития. В настоящее время уже существуют законодательные акты, регулирующие организацию дополнительного профессионального образования, содержание его программ, процедуру их принятия и т. д. Идет обсуждение федерального закона о дополнительном профессиональном образовании.

Однако в нормативных документах имеются противоречия. Так, например, принципы составления дополнительных образовательных программ предусматривают соответствие их государственным образовательным стандартам и квалификационным характеристикам, а диплом о профессиональной переподготовке преподавателей не предусматривает записи о присвоении квалификации.

Качество оказываемых дополнительных образовательных услуг преподавателям должно регулироваться государственными образовательными стандартами, обязательными для любых высших учебных заведений, реализующих соответствующие программы. Необходимо разработать и принять такие государственные образовательные стандарты по дополнительному профессиональному образованию специалистов с высшим образованием, которые содержали бы набор дидактических единиц, выполняли инструментально-технологическую функцию и обеспечивали качество обучения.

Вместе с тем система контроля за качеством дополнительного профессионального образования должна строиться, на наш взгляд, на принципах сочетания государственного и общественно-профессионального контроля. С этой целью необходимо ввести процедуру сертификации профессиональной пригодности преподавателя, получившего дополнительные образовательные услуги, к новому виду профессиональной деятельности или в рамках новой квалификации. Такую процедуру сертификации должны осуществлять негосударственные профессиональные ассоциации.

И тогда государственный документ, полученный преподавателем в учреждении дополнительного профессионального образования, будет являться подтверждением его права на профессиональную деятельность, а сертификат — признанием профессиональной пригодности со стороны профессионального сообщества.

Ведущее место в системе дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин должно принадлежать классическим университетам и прежде всего тем их структурам, которые реализуют программы дополнительного профессионального образования. К ним относятся прежде всего ИППК и центры профессиональной переподготовки.

На сегодняшний день эти структуры при крупнейших университетских центрах, где развита научно-исследовательская инфраструктура, могут обеспечить все компоненты современной профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин: теоретическую фундаментальность, специально разработанный методический аппарат, адаптированность содержания учебных курсов к российской и региональной специфике.

При этом следует отметить особую роль ИППК, которые имеют большие традиции, опыт в решении задач профессионального совершенствования и переподготовки, соответствующий кадровый потенциал, опыт реализации образовательных программ междисциплинарного характера, банки научно-методических разработок.

И хотя я являюсь директором ИППК при РГУ, но выступаю против жесткой централизации и считаю, что преподаватели могут получать дополнительное профессиональное образование не только в ИППК. Вопрос не в том, где получать это образование, а в его качестве.

Поэтому преподаватели вузов должны иметь:

  • право на выбор при получении дополнительных образовательных услуг. Это будет способствовать созданию конкурентной образовательной среды и заставит учреждения дополнительного профессионального образования повышать качество и разнообразие образовательных услуг;

  • право на доступность получения качественных образовательных услуг. Преподаватели в России, как известно, «люди небогатые», и поэтому проблема бесплатного приобретения ими новой специальности или квалификации чрезвычайно актуальна.

Какие учреждения в современной России могут оказывать такие образовательные услуги преподавателям? И снова я назову ИППК и центры профессиональной переподготовки при ведущих университетах страны.

Что могут делать ИППК и эти центры? Приведу несколько примеров из деятельности ИППК при РГУ.

К нам часто приходят на обучение преподаватели, которые в своих вузах ведут занятия по разным дисциплинам, не имея соответствующего базового образования. Только в ИППК слушатель может повышать квалификацию по одной специальности и одновременно получать дополнительное профессиональное образование — по другой.

Только ИППК может в настоящее время обеспечить комплексную профессиональную переподготовку преподавателей, в полной мере реализуя и естественнонаучный, и общий профессиональный, и методический блоки дополнительных образовательных программ.

В настоящее время специалисты обратили внимание на снижение общего уровня педагогического мастерства преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Это объясняется тем, что в период всевозможных организационных трансформаций, связанных с преподаванием этих дисциплин, упущено, может быть, главное — без надлежащего педагогического мастерства никакие новые образовательные стандарты, никакие новые информационные технологии не дадут необходимого образовательного результата. В этом плане ИППК тоже кое-что упустили. Но именно ИППК обладают необходимыми организационными и интеллектуальными ресурсами, чтобы стать центрами повышения педагогического мастерства преподавателей вузов России.

В частности, в ИППК при РГУ в последнее время стали уделять большое внимание этому аспекту подготовки слушателей. Они получили возможность ознакомиться с новыми образовательными технологиями, приобрести навыки разработки методических конструктов занятий, разработки компьютерных обучающих программ, составления рабочих программ учебных курсов, написания учебно-методических пособий для преподавателей и студентов, проведения учебных занятий с использованием активных методов обучения, направленных на развитие познавательной самостоятельности студентов и т. д.

У нас обязательным условием аттестации слушателей является не только посещение занятий и сдача зачетов, но и разработка учебно-методических пособий, адаптированных к условиям вуза, рабочих программ учебных курсов в соответствии с определенными образовательными алгоритмами и методическими конструктами учебных занятий, компьютерными контролирующими и обучающими программами.

В целом опыт работы ИППК при РГУ показал, что составной частью дополнительного профессионального образования преподавателей должно быть формирование его профессионально-педагогической культуры, которая должна выражаться в специализированном мышлении, профессиональной компетентности и педагогическом мастерстве.

В ИППК при РГУ обучаются много преподавателей, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями. Таким слушателям предоставляется возможность посещать занятия в центре подготовки аспирантов и докторантов, где проводятся занятия по методологии социального исследования, психологии научной деятельности, актуальным проблемам развития социальных и гуманитарных наук и т. д. Им предоставляется возможность получить консультации ведущих ученых из России и других стран, регулярно выступающих с лекциями в ИППК.

И, наконец, проблема кадров. На сегодняшний день только ИППК, где собраны, как правило, специалисты высшей квалификации, в состоянии обеспечить необходимый качественный уровень дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Именно возможность привлекать высококвалифицированных специалистов позволила ИППК при РГУ подготовить и издать (в том числе и в Москве) ряд учебников и учебных пособий почти по всем гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Отвечая на вопрос, какой может быть система дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, можно сказать, что она должна быть доступной, ориентированной на оказание качественных и разнообразных образовательных услуг и обязательной для преподавателей в плане повышения их профессионального мастерства.

На последнем стоит особенно заострить внимание. Так, существует нормативное требование о повышении квалификации (профессиональной переподготовки) преподавателей один раз в пять лет, что должно являться необходимым основанием для заключения (или продления) контракта вуза с преподавателем. Но это требование у нас систематически не выполняется и не только по причине финансовых затруднений.

Каким же предполагается содержание дополнительного профессионального образования преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин?

Это образование должно учитывать прежде всего те перспективные тенденции, которые наметились в системе высшего образования, но еще не получили в ней должного развития. Надо выделить стратегические ориентиры в современной парадигме образования, чтобы знать чему учить самих преподавателей, а именно: теоретический фундаментализм; когнитивную целостность; гуманитаризацию; методологизм и плюрализм.

Педагогическое сообщество DisTTutor — профессиональная дистанционная подготовка к ЕГЭ, ГИА, а также, олимпиадам, экзаменам в ВУзе и т.д. Все репетиторы являются высококвалифицированными преподавателями ведущих ВУЗов и школ, имеют огромный опыт в сфере онлайн обучения. Индивидуально подобранный репетитор онлайн поможет качественно подготовить учащегося по определенному предмету. Дистанционное обучение с DisTTutor — это возможность получения качественного и современного образования по доступной цене.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Похожие работы