Публикации

Противоречия современного мира и политические средства их разрешения

 Скачать контрольную работу по политологии по теме - Противоречия современного мира и политические средства их разрешения 

Люди всегда мечтают жить в обществе, свободном от социальных и политических опасностей — войн, кровавых конфликтов, бедности и нищеты, голода, рабского подчинения. Опасность связывается в нашем сознании с явной угрозой причинения того или иного вреда, ущерба либо по причине сознательного намерения, либо в силу несознательных, стихийно складывающихся и независящих от нас обстоятельств. Люди стремятся жить в безопасном обществе. Потребности в безопасности относятся к числу первостепенных и по мере развития общества становятся более масштабными и многообразными. В глубокой древности они сводились к созданию систем противодействия военным опасностям, поддержания общественного порядка, охраны власти, борьбы со стихийными бедствиями. В середине XX в. понимание безопасности усложнилось, выделяются как относительно самостоятельные — экономическая, экологическая, информационная безопасности. Если военная безопасность обеспечивает территориальную неприкосновенность и целостность, свободу и независимость государства, экономическая безопасность — развитие хозяйственного механизма, экологическая безопасность — сохранения природы, то социальная безопасность служит защите человека, людей как высшей ценности любой страны. Стремление к безопасности явилось одной из причин формирования специальных институтов (армии, полиции, службы охраны от стихийных бедствий и т. п.), ряда международных организации (включая ООН), призванных предохранять народы от войны.

В XX в. здоровье, благополучие, свободы и права людей, а также функционирование систем их жизнеобеспечения стали более уязвимыми со стороны политики, экономики, военных событий.

К типу противоречий современного мира относится военная и политическая угроза. Безопасность сегодня зависит от геополитического пространства, в котором находится наша страна. После распада СССР нарушена прежняя система обороны, создание новой идет медленно. СССР находился в так называемом двухполярном мире: на одном полюсе — США, на другом — СССР. Два враждебных государства, две сверхдержавы, обладавшие самым большим ядерным потенциалом. Они решали судьбы мира, к их голосу прислушивались другие страны. После развала СССР мир становится многополярным, так как клуб ядерных держав значительно расширился.

Силовой фактор в современной политике продолжает оставаться значительным. Однако ядерное оружие — самый мощный и самый неприменяемый фактор насилия. Ни одна ядерная держава не сможет воспользоваться своим преимуществом, не будучи уничтоженной коллективным возмездием или не стерев с лица земли половину государств. Тогда остаются региональные и местные конфликты с применением обычного оружия. Их число возросло по сравнению с прежними временами и продолжает расти.

При сохранении значения военно-силовых факторов в международных отношениях все большую роль начинают играть невоенные факторы политики — народная дипломатия, международное сотрудничество, культурные акции, обмен информацией и т.д. На фоне растущего сотрудничества не ослабевает, но даже обостряется международная конкуренция за обладание природными ресурсами, рынками сбыта, новыми технологиями и территориальный передел.

Становление многополярного мира — процесс исторически очень долгий. Сегодня он вступил в свою раннюю фазу, характеризующуюся всевозможными перегибами, крайностями, ошибками. Большинство государств понимает, что старые методы политики себя изжили, но психологически не готовы отказаться от них. Человеческое, тем более общественное, сознание очень инертно. К тому же новые заменители не всегда эффективны, надежны, до конца проверены. На нынешнем этапе еще сильны рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики.

Неприемлемой для нашей страны является перспектива расширения НАТО на Восток, поскольку это прямая угроза ее национальной безопасности. Такое расширение может означать создание системы коллективной безопасности в Европе без России, новый раздел Европы, изолирующий и ослабляющий Россию.

Как внешнюю угрозу специалисты расценивают попытки США вытеснить Россию с рынков вооружений, выкачать из страны специалистов и секреты по созданию высоких технологий («утечка мозгов»), создание искусственных ограничителей на пути экспорта из России наукоемкой продукции.

Важным источником внешних угроз безопасности являются обострившиеся в последнее время региональные конфликты. Никогда в послевоенное время конфликтная зона не подходила вплотную к границам России. Теперь вооруженные конфликты не только приблизились, но подчас пересекают границы России, как это происходит в событиях на Северном Кавказе. После вывода наших войск из Афганистана положение там ухудшилось, с его территории происходит «подпитка» межэтнических и межнациональных конфликтов в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку оказывает исламский экстремизм. Следует проводить четкую грань между исламским фундаментализмом, который не ставит своей целью насильственное внедрение исламской государственности, и исламским экстремизмом, задачей которого именно и является силовое распространение исламской государственной модели. Исламский экстремизм разжигает и поддерживает в горячем состоянии целый ряд региональных конфликтов. Для безопасности России серьезной угрозой является и то, что ряд расположенных вблизи от нее государств, причем уже втянутых в вооруженные конфликты, овладевают или стремятся овладеть оружием массового уничтожения — ядерным, химическим, биологическим [2; с.270-271, 277-278].

Чрезвычайно актуальна проблема борьбы с международным терроризмом, так как последствия террористических актов на атомных электростанциях, химических предприятиях и подобных им объектах способны привести к серьезным катастрофам [3; с.373].

К самостоятельной группе внешних угроз безопасности специалисты отнесли так называемую интернационализацию организованной преступности в форме роста преступлений международного характера и транснационального объединения организованной преступности. Наблюдается сращивание организованной преступности, проникшей даже в госаппарат, с иностранными мафиозными структурами, что не может не вызывать серьезного беспокойства. Преступления, затрагивающие интересы двух или более государств, чаще всего связаны с наркобизнесом, контрабандой, незаконным переходом государственных границ, угоном самолетов, наемничеством, пиратством, браконьерством, распространением «русской мафии» в США, ФРГ, Франции, Австрии.

Обозначены перспективы более широкой интеграции нашей страны в мировую экономику, в том числе в международные кредитно-финансовые институты — Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Наметилась тенденция к усилению сотрудничества между Республикой Беларусь и рядом государств — участников Содружества Независимых Государств.

Расширилась общность интересов со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как противодействие распространению оружия массового уничтожения, урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем глобального характера, включая ядерную и радиационную безопасность. Это значительно увеличивает возможность обеспечения национальной безопасности невоенными средствами — за счет договорно-правовых, политических, экономических и других мер [2; с.277-279].

Со времени образования ООН в мире установился достаточно действенный правовой режим, обеспечивающий международное сотрудничество государств-членов и безопасность их существования. Ведь и «холодная война» не переросла в горячую не только из-за смертельной опасности применения термоядерного оружия. Сыграли свою роль и широкое международное движение за мир, многие политические инициативы OOН. В свою очередь развертывание политического процесса в рамках правил, установленных международным сообществом, создает условия для дальнейшего совершенствования миропорядка и углубления конструктивных взаимоотношений между государствами, для деятельности негосударственных организаций и народной дипломатии, что характерно для настоящего периода.

Вступление человечества в эпоху индустриального общества, а затем и переход развитых стран в постиндустриальное и информационное стадии объективно привели к развитию всесторонних взаимных связей между государствами, к их взаимной зависимости. Интересы одних государств стали все больше переплетаться с интересами других, на базе чего начали сформироваться общие интересы, выступающие но отношению к отдельным как объективные, надгосударственные. Например, возрастающая потребность современной экономики в энергоресурсах, в новых технологиях, в беспрепятственном движении капиталов и рабочей силы составляет содержание общего для всех развитых стран интереса. Реализация же его каждой страной осуществляется по-своему. Здесь-то и возникают противоречивые цели и действия. Политические ориентации субъектов во многом определяются тем, как воспринимаются и интерпретируются ими общие интересы, каково соотношение их со специфическими государственными, каким отдается приоритет в конкретной ситуации, каковы средства для достижения согласованных целей и т. п. Все эти и другие вопросы становятся предметом дискуссий и соперничества между участниками международного сообщества.

В материалах ООН отмечается ряд особенностей конфликтов, происходивших в международном сообществе в период 1989-1993 гг., так или иначе связанных с отмеченными нами объективными тенденциями. В 1993 г. причиной 19 крупных вооруженных конфликтов из 34 были территориальные споры, столкновения по поводу границ. Причем некоторые были тесно связаны с вопросами государственного устройства страны. Это подтверждает возросшее значение геополитических проблем как источника возникновения конфликтов. Еще одна существенная — особенность. В том же году число конфликтов, возникших по причине проблем получения автономии или независимости, «впервые заметно превысило количество конфликтов, связанных с вопросами выбора политической системы или состава правительства». В большинстве конфликтов, происходящих в Африке, а также Центральной и Южной Америке, даже если их источником послужили спорные вопросы контроля над правительством или территориальные, исключительную роль могут играть этнические различия. Такая ситуация проявилась, между прочим, и в вооруженном конфликте на территории бывшей Югославии — между боснийскими сербами, хорватами и мусульманами. Интернационализации мирового сообщества людей еще долгое время будут противостоять различные формы этнонационализмов.

Наконец, в плане теоретического анализа нельзя обойти вниманием отсутствие барьеров между внутригосударственными и международными конфликтами. Многие ставшие крупными международные вооруженные конфликты развились из внутригосударственных. В свою очередь, став международными, они явились источником новых внутренних коллизий. Согласно статистике ООН, в 1993 г. в Европе не было зарегистрировано ни одного крупного вооруженного конфликта между государствами. Тем не менее шла война в Боснии и Герцеговине, бывшей республике Югославской Федерации, получившей международное признание как суверенное государство. Боснийские сербы и хорваты стремились создать свои государственные образования и приобрести часть территории Боснии и Герцеговины, чему, конечно, препятствовали правительственные вооруженные силы. Поскольку в этом случае, констатируют аналитики ООН, проблема заключалась в «территориальном контроле внутри государства», «в этом смысле это был государственный конфликт». Однако было очевидным участие в нем других государств: Сербии, Хорватии. Стало быть, анализируемый конфликт переходил в международный. Такого вывода авторы документа не делают, хотя он был бесспорен в 1993 г. А в 1996 г. это стало печальным фактом политической жизни европейского континента, объектом действия международной дипломатии и международных вооруженных сил, в основном НАТО. Конфликт пока не завершился, его последствия во многом непредсказуемы для судеб славянских по своим историческим истокам народам. А возможно, не только их. Несколько иная динамика вооруженного противостояния прослеживается между Ираком и Кувейтом.

Международная (а точнее американская) военная операция «Буря в пустыне» под эгидой ООН положила конец оккупации Кувейта; Ирак потерпел поражение. Значительное ослабление его позиций на международной арене подтолкнуло на активные вооруженные действия курдское национальное движение против иракского режима (внутригосударственный конфликт).

Анализ международных конфликтов с точки зрения их природы, источников возникновения, распределения по регионам, динамике развития, способов разрешения — один из важнейших участков деятельности органов ООН. Миротворческая деятельность универсальной организации международного политического процесса, управление им в интересах всего мирового сообщества невозможно без этой деятельности [1; с.526-527, 530-531, 533].

Основная проблема для студента-заочника — грамотно написать и сдать контрольную, т.к., именно от работы зависит предстоящая сессия и результаты экзаменов. Ведущий студенческий ресурс Заочник.Ру поможет с сессией! С помощью нашего сервиса можете заказать контрольную работу с высокой уникальностью и в самые сжатые сроки. Цените своё время и не беспокойтесь о сессии, команда zaochnik.ru решит проблемы за вас!

Список использованной литературы.

  1. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс» — 1996.
  2. Кравченко А. И. Социология и политология. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа — 2000.
  3. Политология (проблемы теории) / Отв. ред. Гуторов В.А. — СПб.: Издательство «Лань» — 2000.

Похожие работы