Публикации

Правовое государство и гражданское общество

 Контрольные работы, курсовые и рефераты по политологии. Скачать бесплатно контрольную на тему: Правовое государство и гражданское общество. 

Понятия «гражданское общество» и «правовое государство» появились еще в XVIII в. Ими разграничивались две сферы жизнедеятельности людей: частных интересов, инициативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти — с другой.

Понятие «гражданское общество» многозначно. В науке выделяют два значения — гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданские общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть называется гражданским обществом. Она включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству. Второе значение существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале, или лозунге.

И как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. [2; с.33-34]

Идеи разграничения государства и общества высказывались Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем, К. Марксом и др.

Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключаются в следующем:

1) гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии развития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства. Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов из подданных государства в свободных граждан-собственников;

2) основная социальная функция гражданского обществ — создание условий для удовлетворения базовых человеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государственной власти;

3) взаимоотношения между государством и гражданским обществом достаточно сложны, часто носят конфликтный характер. Гражданское общество постоянно испытывает на себе давление со стороны государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права.

По этой причине при тоталитарных режимах происходит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его элементы. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функционирования гражданского общества. Этому способствуют свободное развитие гражданских инициатив, создание раз личных партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой прессы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В результате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же в свою очередь обеспечивает условия существования и функционирования гражданского общества. Таким образом, в условиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры.

Какие же конкретно нужны условия для возникновения и развития гражданского общества?

В экономической сфере — это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой трудовой деятельности и она хорошо приспособлена для организации мелкого бизнеса. Однако в современных условиях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах. Так, в США, Англии, Франции значительный процент составляет государственная собственность, в Швеции до 70 % — кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях и конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества.

В социальной сфере — это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60–70 % населения. Можно с сожалением констатировать, что в странах СНГ процент этого слоя весьма незначителен. В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать.

В политической сфере основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм обратной связи между населением и государством, контролируют деятельность государственных органов.

В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма свобод в области идеологии. [4; с.163-164]

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себе определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом. [2; с.34]

Иными словами, гражданское общество может соседствовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место — быть лишь механизмом общества, функционирующим под его всесторонним контролем.

В основе правового государства лежат два основополагающих принципа: 1) порядок и стабильность в государстве; 2) защищенность человека. Власть должна осуществляться во имя всеобщего блага и опираться на право, следовательно, в самом общем виде правовое государство — это государство, основывающееся на правовом законе, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует понимать как некую справедливую, исторически изменяющуюся, объективную меру (норму) свободы и справедливости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанном.

Термин «правовое государство» был введен в научный обиход лишь в первой половине XIX в. немецкими юристами Р. фон Молем и Т.К. Велькером, хотя его идея возникла в глубокой древности. Так, еще в античности высказывалась мысль о власти закона, одинакового для всех граждан. Древнеримские мыслители считали государство не просто объединением граждан, а правовым сообществом, которое должно исполнять законы «естественного права», права народов и права римских граждан. И гражданин может стать свободным лишь тогда, когда станет «рабом закона».

Наш земляк Л.И. Сапега был солидарен с этими выводами. По его мнению, общество без законов — это волчья стая, а не общество. Свои идеи он воплотил в III Статуте Великого княжества Литовского, самого современного свода законов того времени.

Философское обоснование теории правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта, рассматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея «категорического императива» (лат. imperativ — повеление, настоятельное требование), который понимается как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться. Категорический императив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению И. Канта, может быть источником закона в правовом государстве.

Очень точно суть правового государства отразил немецкий философ К. Ясперс, охарактеризовав его как государство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву.

Завершая краткий обзор взглядов на проблему правового государства, отметим, что практически все авторы его смысл видят в создании такой общественной системы, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы равенство всех перед законом.

Каковы же отличительные черты правового государства?

В первую очередь — это приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закрепление в Конституции (Основном Законе) страны.

Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот документ регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению для всех. Он должен основываться на праве и его нельзя ни отменить, ни приостановить, ни изменить никакими подзаконными актами, постановлениями правительства, решениями партий. Основное требование к Конституции состоит в том, чтобы она ограничивала государство в своих действиях правом, защищала свободу, достоинства, безопасность своих граждан.

Отсюда логически вытекает следующая характерная черта правового государства — незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что права и свободы гражданам дарованы государством. Человек природы обладает правом на жизнь, на достойное существование, на личную безопасность, на защиту чести и т.д., а государство обязано гарантировать соблюдение.

В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, простое декларирование прав и свобод граждан еще не означает соблюдение их в реальной жизни. Так, сталинская Конституция 1936 г. была одной из самых демократическиx в мире, но тем не менее не мешало государству вмешиваться в частную жизнь граждан, навязывая им свою полю, поведение, ограничивать их права и свободы.

Основной чертой правового государства является разделение властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции. Сдерживая и уравновешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, формируя представительные органы через всеобщее избирательное право, граждане имеют возможность контролировать класть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику.

Важной чертой правового государства является наличие эффективных форм контроля за соблюдением законности прав и свобод граждан как на внутригосударственном, так и международном уровне. Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам — их независимость в принятии решений и подчинение только Закону. С этой целью в некоторых странах, например в США, судьи Высшего федерального суда назначаются президентом пожизненно.

Для контроля за соблюдением международных документов о правах человека созданы специальные комиссии по правам человека при ряде международных организаций.

Характеристика правового государства была бы неполной без такой черты, как взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в интересах человека, что государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей, например соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, платить налоги и т.д. Причем, чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Значит, первооснова правового государства в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соблюдении прав граждан со стороны государства. [4; с.165-166]

Список использованной литературы.

  1. Кравченко А.И. Социология. — Екатеринбург: Деловая книга. — 1998.
  2. Кравченко А. И.Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. Учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа — 2000.
  3. Основы современной философии / Под ред. Росенко М.Н. — СПб.: Издательство «Лань» — 2001.
  4. Политология: Учебник / Под ред. Бобкова В.А. и Браима И.Н. — Мн.: «Экоперспектива» — 2000.
  5. Поташева Г.А. Социология и политология: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 2000.
  6. Социология: Учебник для юридических вузов. — СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России — 2001.
  7. Философия / Под ред. Жукова Н.И. — Мн.: НТЦ «АПИ» — 2000.
  8. Философия / Под. ред. Кохановского В.П. — Ростов на Дону «Феникс» — 1998.

Похожие работы