Публикации

Понятие социальной группы. Культура общения, условия и факторы её развития

 Скачать контрольную работу (доклад) по социологии на тему - Понятие социальной группы. Культура общения, условия и факторы её развития. Рефераты по социологии бесплатно. 

Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы[1].

Понятие социальной группы является ключевым понятием социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как социальная группа. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Семья, компания друзей, очередь в магазин, толпа на улице, публика в театре или аудитория на лекции — все это социальные группы, которые имеют мало общего. В то же время мы обозначаем их как социальные группы.

Наиболее широкой понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности: социальной, производственной, экономической, бытовой, возрастной, эмоциональной, целевой и т.д.; Мы говорим об очереди, что это социальная группа, только на том основании, что Находящиеся в ней субъекты имеют относительно общую цель — покупку. И это наличие общей цели делает их способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Поскольку социальная жизнь организована так, что человеку мало что удается сделать в одиночку, не прибегая к участию в группах, последние изучаются в рамках системного подхода как особые социальные системы, состоящие из взаимосвязанных элементов. Не следует думать, что только люди являются элементами этой системы. Собственно, и индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами своей личности, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Польский социолог Я. Щепаньский, анализируя сущность группы, отмечал, что она построена и из таких элементов, которые не являются людьми. Вероятно, это самое сложное в понимании сущности группы и ее взаимодействия с каждым своим членом. Щепаньский выделял особый характер взаимодействия индивида и группы: «Существуют группы, как, например, ордена, некоторые политические группы, военные и пр., которые почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Вообще же принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы». Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна социальная группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. Разные социальные группы предполагают реализацию разных социальных ролей личности.

Система всегда представляет собой нечто большее, чем сумма составляющих ее компонентов. Поэтому, изучая особенности социальных групп, мы в большей степени можем понять особенности поведения человека в них, нежели, изучая человека, проецировать его особенности на социальные группы, участником которых он является. По Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношении, регулируемых общими ценностями и нормами (Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993). Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и т.д. — все эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них относительно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Но какими бы исключительными функциями социальные общности, все они имеют определенные Признаки, которые тем сильнее выражены, чем более длительное время существует группа и чем более тесные межличностные отношения в ней существуют[2].

Культура общения как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (Ml, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информация рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М.Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. В следующих главах эти аспекты будут представлены более подробно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция (см. определения в следующих главах) изучаются в качестве основных функции общения.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена, на наш взгляд, является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языки и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека. Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение — с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействие определяется влиянием речи на другого или других. Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, нисколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.

Речь осуществляется посредством языка — знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином виде. Язык столь социален по своей функциональной сущности, что профессионалы — языковеды не однажды оказывались в рядах социальных психологов, начиная с момента возникновения социальной психологии как науки. Современное общество обладает множеством знаковых систем, хотя вполне очевидна тенденция к их некоторой интеграции, усилившаяся с развитием компьютерной связи. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, теми, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика. позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения.

Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человека случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне только паралингвистических средств. Например, когда два незнакомых человека с интересом рассматривают друг друга[3].

Сноски:

[1] Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука — 1994, с.78.

[2] Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. Сластеника В.А. — М.: Издательский центр «Академия» — 2000, с.112-114.

[3] Там же, с.180-182.

Похожие работы