Публикации

Формирование системы высшего образования на белорусских землях в XVI – нач. XIX в.

 В работе рассматриваются следующие вопросы: католические учебные заведения на землях ВКЛ, православные учебные заведения и просветители, образование на землях ВКЛ в условиях Реформации и Контрреформации, открытие Виленской иезуитской академии и др. 

План

  • Католические учебные заведения на землях Великого княжества Литовского
  • Православные учебные заведения и просветители
  • Образование на землях ВКЛ в условиях Реформации
  • Образование в ВКЛ в условиях Контрреформации
  • Открытие Виленской иезуитской академии
  • Возрастание роли и авторитета академии
  • От Главной школы Великого княжества Литовского к Главной Виленской школе
  • Гродненская медицинская академия (школа) в 1775-1781 гг

Католические учебные заведения на землях Великого княжества Литовского. С XVI в. территория ВКЛ становится ареной ожесточенной религиозно-политической борьбы между православием, католицизмом и протестантизмом. Белорусские земли, составлявшие ядро ВКЛ, оказались в центре этой борьбы. В культурной сфере она особенно ярко проявилась в стремлении католической церкви установить контроль над образованием и в попытках православной церкви, а также протестантских общин, противостоять этому наступлению.

Люблинская уния 1569 г. создала возможности для широкомасштабной культурной экспансии католической церкви. На белорусско-украинских землях стали открываться многочисленные католические школы, или коллегиумы. Они создавались монашескими орденами иезуитов, доминиканцев, а с XVII в. — также и пиаров. Наибольшую известность получили иезуитские коллегиумы — 5-ти классные гимназии с 6-7-летним сроком обучения. Эти средние учебные заведения бесплатно давали гуманитарное образование юношам из всех сословий, но, прежде всего — детям шляхты. В коллегиумы принимали не только католиков, но и православных — обращение в католичество подготавливалось всем ходом обучения.

Во главе коллегиума стоял ректор (из числа авторитетных членов ордена, обычно итальянец или поляк), а учебно-воспитательной работой руководил его помощник — префект. В младших классах (они назывались infima — что по-латыни значит «низший») изучалась латинская грамматика и основы греческого языка. В старших классах (они назывались suprema, т.е. «высший») преподавали латинскую литературу, греческий и польский языки, давались сведения по истории, географии, физике, логике и астрономии. Теологию изучали только члены ордена и кандидаты на духовное звание. При этом выпускники иезуитских коллегиумов могли оставаться светскими лицами или быть членами других католических орденов.

Воспитанники коллегиумов практиковались в диспутах, устраивали спектакли на исторические сюжеты. Богатые библиотеки, разнообразные учебные пособия и опытные педагоги, владевшие новейшими методиками, делали иезуитские коллегиумы лучшими средними учебными заведениями того времени. В XVI — XVII вв. иезуитские коллегиумы появились в Бресте, Вильно, Витебске, Гродно, Минске, Полоцке, Пинске, Новогрудке, Несвиже, Орше, Риге, Слуцке, Смоленске и других городах. Кроме того, на белорусских землях действовало около 20 пиарских и доминиканских коллегиумов, также дававших среднее образование. Коллегиумы католического ордена пиаров пользовались большой популярностью среди шляхты ВКЛ благодаря менее строгой, чем у иезуитов, дисциплине.

Православные учебные заведения и просветители. Первыми заметили опасность «ополячивания» посредством коллегиумов православные магнаты, шляхта и горожане. Они поняли, что приобщение населения ВКЛ к европейской культуре идет путем отторжения всего национального: языка, обычаев, веры. Поэтому в своих владениях православные магнаты стали открывать собственные школы. Так появились православные школы князя К. К. Острожского в Турове и Владимире-Волынском, князя Ю. Ю. Алельковича в Слуцке, знаменитая Острожская школа (академия) князя В. К. Острожского. Однако большинство этих школ пришло в упадок вскоре после смерти своих основателей.

Намного более жизнеспособными оказались школы православных братств, которые мещане могли основать у себя в городе в соответствии с Магдебургским правом. Сеть братских школ быстро раскинулась по белорусским и украинским городам ВКЛ. Старейшей из них была Виленская школа (1584), где преподавали священники Свято-Духова монастыря С. Зизаний, Л. Карпович, М. Смотрицкий. Крупнейшими братскими школами были также Львовская (1586), Могилевская (1590), Брестская (1591), Минская (1612) и Киевская (1615). Их можно считать полноценными средними учебными заведениями того времени.

Каждая братская школа имела свой устав, ректора (он выбирался братством и отчитывался перед ним), двух его помощников по хозяйственной части (провизоров). Братство нанимало учителей (дидаскалов) и содержало типографию, где печатали учебники и религиозную литературу. Получив начальные знания по Псалтырю, Часослову и букварям, ученики переходили к освоению «семи свободных искусств». Изучались греческий и латинский языки (как и в иезуитских коллегиумах), устраивались театральные представления. В каждой школе был церковный хор, которым руководил регент, а также архив и библиотека. Православные братские школы ВКЛ были хорошо организованы, сплочены и постоянно обменивались учителями, учебниками, светской и религиозной литературой. Их деятельность координировалась православным митрополитом и епископами.

Первым великим просветителем Восточной Европы времен Возрождения стал белорус (как тогда говорили: «литвин») Франциск Скорина, уроженец Полоцка. Он был православным по вере, гуманистом по убеждениям и ученым-энциклопедистом по своему кругозору. Получив среднее образование в Полоцке (или Вильно) и овладев латынью, он в 1504 г. поступил на философский факультет Краковского университета. Одновременно с философией пытливый интеллектуал овладевал в Краковском университете и медицинскими науками.

В составе польско-литовского посольства Ф. Скорина попал в Данию, где несколько лет достойно исполнял обязанности королевского секретаря. Здесь он стал магистром свободных искусств (возможно, эта степень была получена им в Копенгагенском университете). В ноябре 1512 г. Ф. Скорина приехал в Падуанский университет, где в присутствии коллегии профессоров и докторов, архиепископа, жителей Падуи и Вероны блестяще выдержал экзамен на ученую степень «доктора врачевания и лекарских наук». Экзамен Ф. Скорина сдавал экстерном — без дополнительного обучения на медицинском факультете Падуанского университета — это допускалось только в исключительных случаях. Его талант и был тем самым исключительным случаем.

Со столь высокой ученостью и рекомендательным королевским письмом Ф. Скорина был бы желанным гостем в любом европейском университете, при дворе многих монархов. Но он избрал другой путь — тернистый путь просветителя родного народа, первого печатника Восточной Европы. Вернувшись в Вильно, весь свой талант, энергию, знания и сбережения Ф. Скорина употребил на создание типографии и издательскую деятельность. Он переводил, обрабатывал и комментировал латинские, чешские, древнееврейские и церковно-славянские источники, путешествовал по Европе, знакомясь с новинками книгопечатания, сам изготавливал шрифт, орнамент и гравюры. Великий восточнославянский первопечатник оставил потомкам творения своего высокого интеллекта — книги как источник знаний и образованности: «Псалтирь», состоящую из 23 книг Ветхого Завета (1517 — 1519), «Малую подорожную книжку» (1522), «Апостол» (1525) — сборники сказаний и гимнов на библейские сюжеты с философскими комментариями. Впервые Библия зазвучала на старобелорусском языке, впервые христианские проповедники и античные, европейские, византийские мыслители заговорили, со страниц книг Ф. Скорины, на языке жителей Княжества.

Знаменитыми православными просветителями конца XVI — начала XVII в. были братья Лаврентий и Стефан Зизании. Они оба закончили Острожскую академию и долгое время преподавали в братских школах Львова, Вильно, Бреста. Л. Зизаний был автором «Азбуки» и «Грамматики», где доказывалась необходимость изучения «семи свободных искусств» и содержалось много полезных сведений по истории, географии и естествознанию ВКЛ. Публикация этих книг принесла автору широкую известность. Он стал домашним воспитателем семейств многих православных магнатов: кричевского старосты Богдана Соломерецкого, князей Александра Острожского и Яна Кароля Корецкого.

С 1619 г. Л. Зизаний преподавал в Киево-Печёрской лавре, где занимался также переводами с древнегреческого языка. Распространяя идеи просвещения, в 1626 г. он уехал в Москву, где издал «Катехизис» — философское изложение своих взглядов в вопросах и ответах. Эта книга была в штыки принята ортодоксальным российским духовенством, но впоследствии пользовалась большой популярностью среди староверов. Бежав от преследований в Речь Посполитую, в XVIII в. староверы Гродно трижды переиздавали «Катехизис». Идеи бережного отношения к родному языку и культуре занимали важное место в педагогическом наследии Л. Зизания.

Его брат Стефан Зизаний получил широкую известность в ВКЛ не только как высокообразованный педагог, но, прежде всего, как религиозный реформатор. Он выступал против католицизма и церковной Унии, но резко критиковал также косность и невежество православных иерархов. Учение С. Зизания (так называемая «зизаниевская ересь»), толковавшее Библию с рациональных позиций и призывавшее к веротерпимости, пользовалось в конце XVI в. огромной популярностью в ВКЛ. Эта популярность стала причиной гонений на С. Зизания, его ухода в монастырь и убийства православного реформатора во время паломничества (1600).

Известными издателями и просветителями XVI — XVII вв. были купцы и предприниматели Мамоничи из Вильно. На их деньги в 1570 г. Петр Мстиславец — соратник бежавшего из Москвы русского первопечатника Ивана Федорова — открыл типографию в Вильно, где начал издавать православные книги. В конце XVI в. Мамоничи при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сапеги получили монополию на издание в Вильно книг на старобелорусском и церковнославянском языках. Их типография выпускала как религиозную, так и светскую литературу для различных слоев населения, в том числе книги с гравюрами высокого качества. В типографии Мамоничей работали известные белорусские печатники В. Гарабурда и Гринь Иванович, впервые применивший курсивный шрифт.

Образование на землях ВКЛ в условиях Реформации. С 20-х гг. XVI в. в ВКЛ начали проникать идеи Реформации. Её идеолог М. Лютер считал, что для спасения души Церковь не обязательна, а достаточно следовать заповедям Священного Писания. Лютеране отрицали церковную иерархию и власти папы Римского; считали грехом и мерзостью торговлю индульгенциями. Польский король и великий князь литовский Сигизмунд I Старый, отрицательно относясь к идеям Реформации, в 1520 — 1530-х гг. ограничил обучение шляхетской молодежи Польши и ВКЛ в протестантских университетах, а также ввоз в страну протестантской литературы.

Однако со второй половины XVI в. Реформация стала стремительно распространяться по стране. Она была поддержана магнатами и шляхтой, которые хотели завладеть церковными богатствами, а также горожанами, желавшими освободиться из-под власти феодалов. Успех Реформации обеспечила также толерантная религиозная политика польско-литовского правительства Сигизмунда II Августа (он попал под влияние Радзивиллов) и Стефана Батория. Особенностью Реформации в ВКЛ стало то, что крестьяне не приняли в ней массового участия, зато в неё активно включились православные священнослужители.

Главным реформаторским течением в ВКЛ стал кальвинизм (евангелизм), в который к 60-м гг. XVI в. перешла большая часть магнатов (Николай Радзивил Черный, Сапеги, Кишки, Тышкевичи, Вишневецкие и др.) и зависимая от них шляхта. Для пропаганды идей кальвинизма они стали активно финансировать строительство типографий. Так возникли знаменитые Несвижская, Брестские, Лосская, Заблудовская протестантские типографии. Только Брестские типографии (их общее число неизвестно), которые опекал князь Н. Радзивил (Черный), в 1560 — 1570 гг. напечатали более 40 наименований книг на польском и латинском языках. При каждой из протестантских типографий действовали школы с талантливыми проповедниками.

Самым известным представителем Реформации на белорусских землях ВКЛ был Сымон Будный — мыслитель-гуманист, историк, педагог и книгоиздатель. Он окончил католический Краковский университет (1547), затем продолжил обучение в Швейцарии — на теологическом факультете протестантского Базельского университета. В 1558 г. С. Будный приехал в Вильно, где начал преподавать на старобелорусском языке Катехизис в протестантской школе. Вскоре по личному приглашению Николая Радзивила (Черного) и будущего канцлера ВКЛ Евстафия Воловича он переехал в Клецк, где стал главным протестантским проповедником города.

Продолжая дело Ф. Скорины, в 1560 г. С. Будный открыл типографию в Несвиже, которая в короткий срок стала известной далеко за пределами ВКЛ. В ней был напечатан знаменитый «Катехизис» С. Будного и его «Про оправдание грешного человека перед Богом» — произведения, новаторские даже для философии Реформации. За свои взгляды (С. Будный выступал против любого религиозного фанатизма и считал Иисуса Христа не Сыном Божьим, а человеком выдающихся моральных качеств, вознесшимся после смерти на небо) он подвергался яростным нападкам как иезуитов, так и православных ортодоксов. С. Будному было запрещено проповедовать, и в 1684 г. он был выслан из Лоска. После девяти лет скитаний и гонений он умер в местечке Вишнево близ Воложина в полной нищете.

Другим известным деятелем Реформации в ВКЛ был Василий Тяпинский. Он происходил из семьи бояр Полоцкого уезда, участвовал в Ливонской войне, затем служил у Евстафия Воловича. В. Тяпинский дружил с С. Будным и также пришёл от умеренного кальвинизма к радикальному крылу Реформации — антитринитаризму. В своем имении Тяпино он открыл типографию (1570), где издал Евангелие на двух языках: церковнославянском и старобелорусском. Перевод Евангелия на старобелорусский язык, который сделал сам В. Тяпинский, отличался высокой точностью и литературной обработкой. Издатель выступал за образование на родном языке и порицал магнатов, которые предали веру предков и перешли в «латинство».

В. Тяпинский поддерживал С. Будного в книгопечатной деятельности и истратил на издание и распространение книг, а также на создание протестантских школ почти все свое состояние. В просветительской деятельности его всецело поддерживала жена — Софья Даниловна, из рода князей Жежемских, продавшая для этих целей доставшиеся ей в приданое поместья в Минском, Лидском, Ошмянском и Виленском уездах.

Образование в ВКЛ в условиях Контрреформации. Люблинская уния 1569 г. положила начало Контрреформации. Католическая церковь перешла в наступление на протестантов, используя иезуитские учебные заведения в качестве главного средства борьбы за умы молодежи. К середине XVII в. большая часть протестантов вернулась в католичество, остальные были ограничены в правах (как и православные) либо изгнаны из Речи Посполитой (антитринитарии).

В 1596 г. в Бресте было заключено соглашение между католической церковью и частью православных иерархов ВКЛ. Появилась новая — униатская — Церковь, сохранившая православные обряды и белорусский язык в богослужении, но признавшая своим главой папу Римского. Униатская церковь получила всемерную поддержку верхов Речи Посполитой. Для сближения униатов с католицизмом на землях ВКЛ был создан монашеский орден базилиан (конец XVI в.). Создатель ордена — униатский митрополит И В. Руцкой — в 1615 г. получил разрешение на обучение униатских монахов в папских семинариях (алюмнатах) Вильно, Праги, Вены и Рима.

Орден базилиан активно занимался просветительской деятельностью и содержал многочисленные школы. Первые базилианские школы возникли в 30-х гг. XVII в. в Жировичах, Борунах, Новогрудке, Минске и Черее. Они были организованы по образцу иезуитских коллегиумов и считались средними учебными заведениями. Учителей для базилианских школ готовили сначала в иезуитских коллегиумах и зарубежных университетах, а с середины XVII в. — в базилианских семинариях. Они были знакомы с прогрессивной педагогической системой И. Г. Песталоцци, выступали против телесных наказаний в школах. Базилиане имели собственные типографии в Вильно, Супрасли, Минске, Львове, Почаеве. За 1628 — 1800 гг. они издали около 1080 наименований книг (на польском, латинском и церковно-славянском языках), причем 40 % из них составила светская литература.

На сторону униатской церкви к середине XVII в. перешли и некоторые православные просветители: М. Смотрицкий, Л. И. Мамонич, а Л. К. Мамонич получил даже титул «печатника его королевского величества» и монопольное право издавать законодательные материалы Княжества на кириллице. Он добился закрытия православной братской типографии в Вильно, а свою собственную типографию передал базилианам.

Всё о среднем и высшем образовании в Уфе на сайте: http://www.obrazovanie-ufa.ru. Самые актуальные новости, обзоры и рейтинги высших учебных заведений для абитуриентов и студентов. В разделе о высшем образовании вы найдете полезную информацию которую предоставляют вузы Уфы и Республики Башкортостан.

Похожие работы