Публикации

Архитектура Киевской Руси X—XI вв.

 Доклад по искусствоведению на тему: Архитектура Киевской Руси X—XI вв. Большой выбор контрольных, курсовых работ и рефератов по искусствоведению на сайте Scholar.su. 

Расцвет Киевского государства приходится на конец X — середину XI вв. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. Русь называли Гардарикой — «Страной городов». В XI в. на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укрепленный детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединенных в ансамбль. Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода.

При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром было начато массовое каменное строительство. Из Византии прибывали артели зодчих (в том числе и из Греции, вошедшей в состав Византии). Поэтому Византийскую религию часто называли греческой.

Принято считать, что каменная русская архитектура, как и христианская религия, зародилась в Византии. Но есть и противники этой теории (Грабарь), которые считают, что на Руси было не подражательство, а была предпринята значительная переработка византийских традиций и античной культуры, сформировавшая своеобразное русское зодчество. Древнерусская архитектура X–XII вв. свидетельствует о художественной и технической зрелости каменного зодчества, появившегося у восточных славян задолго до привлечения византийских мастеров, и о преемственности каменной архитектурой традиций деревянного зодчества.

В русской архитектуре византийские приемы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д.

На Севере Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы. Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-цемяночного раствора. В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки.

С принятием христианства основным типом культового сооружения на Руси стал крестовокупольный храм.

В IX — середине XI вв. особое значение для политического, экономического и культурного развития древнерусского государства приобретают города Киев и Новгород.

Киев сложился на месте трех небольших городищ. Здесь уже в X–XI вв. были созданы замечательные образцы архитектуры.

Одной из первых каменных церквей на Руси была Десятинная церковь в Киеве.

Готовые и индивидуальные проекты от Архитектурно-Строительного Объединения «Интекс». Компания предлагает услуги от настоящих профессионалов различного профиля: проектирование и разработка объектов, внутренняя отделка и дизайн, а также, реставрационные работы. Объединение «Интекс» является неоспоримым лидером в области загородного строительства и имеет множество проектов вилл и коттеджей с гаражом, при этом возможны доработки в соответствии с пожеланиями заказчика.

Десятинная церковь (989–996 гг.)

Церковь была построена по указанию князя Владимира после крещения киевлян в христианскую веру. На ее строительство и содержание Владимир отдавал 10-ю часть своих доходов, что и дало название церкви. Строили храм греческие мастера по Царьградскому (Константинопольскому) образцу. Материалом для постройки служил квадратный тонкий кирпич на толстых прокладках известкового раствора. Церковь стояла на высоком берегу Днепра, подверженному оползням, поэтому под фундамент в виде свай использовали толстые просмоленные бревна из дуба. По бревнам шел дубовый накат, по которому возвели стены.

Храм трехнефный шестистолпный, со столбами крестчатого сечения, напоминающими 4 столба дерева (рис.79). Венчали храм 25 золоченных глав, к его центральной части примыкали 4 придела (церкви меньших размеров, находящиеся в основном объеме здания) вокруг них — гульбища, которых в византийской культуре не было. Трансепт в древнерусских храмах не выступал.

Красоте постройки отвечало и внутреннее убранство: резные беломраморные колонны и карнизы, мозаичный пол из цветного мрамора, яшмы, малахита. Высокие резные окна с цветным стеклом не рассеивали мрак, поэтому освещая образа горели сотни свеч и паникадила.

В XIII в. при взятии Киева татаро-монголами храм горел и рухнул. В XV веке церковь была восстановлена. Во время фашистской оккупации она была взорвана. Сейчас жители Киева бережно охраняют фундаменты Десятинной церкви. Рядом находится трехвековая липа, посаженная в 1654 году Б.Хмельницким во время воссоединения Украины и России.

Собор Святой Софии Киевской (1037–1054 гг.)

Собор Св. Софии Киевской (рис. 80) стал символом государственной мудрости и могущества Киевской Руси. Он был сооружен по заказу Ярослава Мудрого и митрополита Иллариона. Его заложили спустя год после разгрома печенегов, степных кочевников, опустошавших киевские земли. Собор посвящен Св. Софии, «божественной премудрости».

Площадь собора равна 1925 кв. м, в XI веке собор был одним из самых вместительных зданий в Европе. 13 золоченых глав храма, постепенно повышаясь к центральному, образовывали пирамидальную композицию.

Кладка стен храма в нижней части каменная, выше выполнена из полос серого камня и плинфы на цемянке. Камень замазывался раствором, а кирпич оставлялся неоштукатуренным.

Древние зодчие очень хорошо справлялись с вопросами акустики, применяя в кладке сводов полые горшки.

Первоначально собор был пятинефным и окружен одноэтажными открытыми гульбищами. Позже гульбища были заделаны, а вместо них устроены 6 и 7 нефы. В конце XI века над ними был сооружен второй этаж и пристроен второй ряд галерей, а так же «Полуденная» и «Полуночная» башни.

В XVII и XVIII вв. были проведены реставрационные работы: для укрепления здания устроены контрфорсы; древняя «византийская» кладка была оштукатурена. Изменился характер «шеломовидных» куполов (они приобрели «грушевидную» форму, характерную для украинского барокко), добавилось 6 куполов (сейчас их 19), были заделаны галереи, появился деревянный резной позолоченный иконостас.

В интерьерах храма впервые на Руси была применена мозаика и фрески. Над всем пространством собора на золотом мозаичном поле вырастает легкая фигура Богородицы Оранты («молящейся»). Ниже, по полукруглым апсидам алтаря идут цветные мозаичные пояса с изображением евангельских святых. Мозаики делались из маленьких стеклянных кубиков, на одной грани которых была краска, закреплявшаяся при обжиге. Они не потускнели даже под слоем поздней штукатурки.

Фрески стен храма носят исторический характер, изображая семью Ярослава Мудрого. В переходах галерей сохранились фрески с ярким радостным изображением скоморохов.

Во время татарского нашествия собор был частично разрушен. В XVI веке собор начали восстанавливать и только в XVII веке, после воссоединения Украины и России он был полностью восстановлен.

Новгород — крупнейший центр русского государства, находился на важнейших северных торговых путях и поэтому быстро развивался в экономическом и социальном отношении. Независимость Новгородского княжества и его постоянное соперничество с Киевом определили и особенности его архитектуры. Сразу после крещения Руси в 989 году здесь по приказу Ярослава Мудрого, проведшего в Новгороде большую часть жизни, была возведена дубовая соборная церковь Святой Софии. На обширных хорах во время службы находился князь.

Собор Святой Софии в Новгороде (1045–1052 гг.)

Каменный собор Святой Софии в Новгороде (рис. 81) строился на месте ранее существовавшего дубового храма по подобию киевского. Кладка из местного камня имела грубую поверхность, поэтому храм сразу же был оштукатурен и побелен.

Первоначально это был пятинефный храм с лестничной башней с крестчатыми столбами, поддерживающими своды с позакомарным покрытием, большим куполом над средокрестием и четырья маленькими главами по углам. У юго-западного угла собора была расположена башня с шестым куполом. Позже купола приобрели характерную для Севера шлемовидную форму. В соборе впервые для перекрытия боковых нефов применены полусводы, а так же полуциркульные и треугольные закомары.

На фасадах храма были применены лопатки — плоские выступающие пилястры без капителей.

Собор отличается монументальностью форм и величием композиции. Стены и своды собора покрыты фресками. Западный вход украшен широким фресковым панно, живописно выделяющимся на белой поверхности строгого фасада.

Рядом с собором Св. Софии Новгородской находится Софийская звонница. В отличие от других, звонницы в Новгородском княжестве строились отдельно стоящими.

Позже все звонницы стали строить рядом с храмами и соединять крытыми переходами.

Новгородская архитектурная школа более суровая и сдержанная. Из Византийских традиций в ней сохраняется крестово-купольная система сооружений, школа живописи и фрески, но уже в местной переработке.

Соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде сконцентрировали основные конструктивные и художественные достижения своего времени, определив главные направления развития русской архитектуры.

Похожие работы