Публикации

Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи

 Диссертация по социальной психологии на тему: Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи, скачать бесплатно 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Проблема политического мировоззрения в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Политическое мировоззрение как социально-психологическая категория 12
1.2. Соотношение психологических свойств личности политического мировоззрения 22
1.3. Политическое мировоззрение студенческой молодежи и особенности взаимодействия с малой группой 30
1.4. Особенности политического мировоззрения в контексте обыденного сознания большой социальной группы 34

Глава 2. Методология, методы и организация эмпирического исследования социально-психологических особенностей политического мировоззрения студенческой молодежи
2.1. Методологические основы эмпирического исследования 73
2.2. Методы, организация и этапы эмпирического исследования 77

ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей политического мировоззрения студенческой молодежи и его взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности
3.1 Результаты исследования политических убеждений в основных сферах 89
3.2. Изучение взаимосвязи политических убеждений с психологическими, социально-психологическими и социальными особенностями личности 91
3.3. Эмпирическая типология мировоззренческих позиций студенческой молодежи 123

Заключение 140
Список литературы 141
Приложения 154

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный период социальных изменений в нашей стране характеризуется перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми.

В динамике социальной жизни наметилась тенденция изменения устоявшихся социальных стереотипов, распространенных в нашем обществе в предыдущий период. Стереотипы советского времени укоренились в массовом сознании достаточно прочно, и их исчезновение воспринимается как утрата идеалов (ЛЮ.Гозман, Ю.М.Левада, Д.В.Ольшанский, Г.М.Андреева, В.М.Утенков, А.С.Закалин, С.Ю.Иванова).

Одновременно происходит изменение системы ценностей. Ценностная и практическая переориентация современного российского общества в области экономики, политики, социальной и духовной сферах воспринимается представителями различных социальных групп, в частности студенчеством, неоднозначно (Г.М.Андреева, Н.Ф.Наумова, Ю.М Левада). Переход к частнособственническим отношениям, рыночной экономике, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, индивидуальная ответственность за принятые решения, свобода слова влекут за собой трансформацию политических убеждений, в соответствии с чем, возникают новые формы политического участия.

Очевиден кризис идентичности личности вследствие существенных изменений в массовом сознании. Социальные категории, позволяющие индивиду отнести себя к определенной группе, утрачивают свои границы.

Данные процессы отражаются в политическом сознании, которое в общепринятой мировой традиции рассматривается как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях и в различных ситуациях и включающий в качестве структурного компонента политическое мировоззрение [101,59; 114,303].

В условиях отсутствия четко обозначенных ценностных ориентиров, наличия большого числа политических партий с полярными взглядами на устройство общества, низкой политической культурой молодежи современной России, появления политических организаций, строящих свою деятельность на основе религиозной, национальной, расовой нетерпимости, отсутствия цензуры в СМИ, тиражирующих вседозволенность, эгоизм, насилие как норму, возникает закономерный вопрос: на каких политических убеждениях основывается молодое поколение, как данная социальная группа представляет себе устройство общества, в какой форме будет участвовать в политической жизни общества?

С другой стороны, молодое поколение все более активно вовлекается в политическую жизнь страны, возникают молодежные отделения партий, появляются массовые общественно-политические движения с участием молодых людей, данная социальная группа все чаще становится объектом манипуляции со стороны политических сил. Изучение обозначенных проблем определяет выбор тематики диссертационного исследования «Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи» и его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи изучены недостаточно. Существуют отдельные исследования данной проблемы в рамках социально-гуманитарного знания. Сам термин «политическое мировоззрение» не имеет общепринятой трактовки и используется в различных значениях, научные исследования особенностей политического мировоззрения и его типов в последнее время не встречаются. Данной работой мы намереваемся дополнить существующие пробелы.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Политическое мировоззрение как социально — психологическая категория

Прежде чем определить содержание понятия «политическое мировоззрение» необходимо остановиться на характеристике понятия «мировоззрение». Данная категория является предметом исследования в философии, политологии, социологии, психологии, педагогике, культурологии.

Мировоззрение — устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем его мире. Мировоззрение — система представлений о мире, нас самих и обществе — как осознанных, так и неосознанных, — отмечает американский психолог Джон Гудвин [41,145].

Мировоззрение включает в себя цели и ценности жизни, социальные установки, убеждения человека, различные взгляды, мнения, ориентации. Мировоззрение делится на виды в зависимости от того, какую систему взглядов оно действительно представляет. Мировоззрение может быть научным, житейским, философским, экономическим, правовым, религиозным и т.п. Мировоззрение создает для данного человека общую картину окружающего мира, которой он руководствуется, принимая те или иные жизненно важные решения и совершая те или иные социально значимые поступки [96,255]. В качестве субъекта мировоззрения выступают социальная группа и личность. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политические, философские, религиозные, эстетические, научно-теоретические ориентации человека.

В науке различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем имеются и определенные различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Цельное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие, миросозерцание [162,218]. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, для которого характерна еще более высокая интеграция знаний [162,375].

Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его вкусы, быт, интересы.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В обществе издавна существовало сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества [123,412].

1.2. Соотношение психологических свойств личности политического мировоззрения

К психологическим свойствам личности, связанным с формированием политического мировоззрения, относятся самооценка, мотивация личности в диаде альтруизм-эгоизм и наличие/отсутствие у личности авторитарных качеств. Данные элементы можно отнести к первой подструктуре личности по К.К.Платонову, объединяющей направленность и отношения личности, проявляющейся как ее моральные черты [122, 137]. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания, в процессе социализации. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой или направленностью личности, отмечает К.К.Платонов [122,137]. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, представляет собой систему доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, установок, которые «направляют» его социальную активность.

Направленность раскрывает отношение человека к себе и к обществу и трактуется так: " в зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания" [20,422].

Рощин С.К. полагает, что при изучении личностного плана особенное внимание необходимо уделять тем особенностям, которые могут сыграть определенную роль в процессах принятия решения. К ним относятся например, такие качества, как авторитарность, самоуважение, потребность в успехе, мстительность и т.п. [138,272].

Согласно критерию направленности различаются две модели личности: 1) альтруист — личность, сознательно ориентирующаяся на благо коллектива, общества, других людей; ее смысложизненная ориентация — служение достижению этого блага; 2) эгоист — личность, сознательно ориентирующаяся на удовлетворение собственных желаний и амбиций, на личный успех; ее смысложизненной ценностью становится Я, самость индивида, применительно к которой строится вся система ценностных ориентаций.

Эгоизм, как негативная ценностная ориентация, представляет собой крайнюю форму индивидуализма. Проявляется в сознательном, корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом [154,322]. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь собственные интересы, переживания. В зрелом возрасте, подобная концентрация на своем «Я» может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

Противоположностью эгоизма является альтруизм. Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия на благо (удовлетворение интересов) других людей [154,17].

Альтруизм предполагает оказание помощи в отсутствии ожиданий какого-либо вознаграждения и личной выгоды. Альтруизм, по мнению Ш.Тейлора, Л.Пипло, Д. Сирса, следует отличать от просоциального поведения, которое включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов [154,580]. Большинство просоциальных поступков не являются абсолютно бескорыстными.

Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого человека. Альтруизм представляет собой частный случай милосердия, один из видов так называемого просоциального поведения [154, 222]. Альтруизм, став ценностной ориентацией личности, определяет ее жизненную позицию как гуманистическую. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина в которой можно усмотреть корыстный интерес [71]. В западных социобиологических теориях основное внимание акцентируется на том, что хотя большинству людей кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он имеет место в скрытом виде. Альтруистическое поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора.

Известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. Другие же психологи считают, что к оказанию помощи побуждает и подлинный, бескорыстный альтруизм.

Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько это нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас.

Эволюционная психология исходит из существования двух типов альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене. Однако большинство психологов -эволюционистов полагают, что у генов эгоистичных индивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что именно поэтому общество должно учить альтруизму [88, 571].

Как нам представляется, мотивация человека в диаде альтруизм-эгоизм оказывает существенное влияние на формирование политического мировоззрения определенного типа.

Данная мотивация поведения всегда включает в себя цели поведения (например, помогать или не помогать людям), поэтому, сформировавшиеся убеждения относительно различных сфер общества способствуют достижению личных или наиболее важных для личности целей, а в целом, способствуют принятию или неприятию современного устройства общества.

Самооценка является важным регулятором поведения, влияет на взаимоотношения с окружающими, на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия самооценки выступает система личностных смыслов индивида. В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную активность человека и ее место в системе межличностных отношений. Вслед за отечественными исследователями самооценки мы полагаем, что убеждения личности формирующиеся в рамках познавательного процесса мышления постепенно складываются в определенный тип мировоззрения, а самооценка в межличностных отношениях играет значительную роль в установлении определенного способа поведения личности в группе.

Третьей психологической особенностью личности, после направленности и самооценки, являются проявления авторитарных качеств у отдельного человека.

Вскоре после крушения нацизма группа психологов и социологов, собравшаяся вокруг Т.Адорно и ставшая известной под названием франкфуртской школы, ввела в науку понятие авторитарной личности. У истоков концепции авторитарной личности стоит Э.Фромм. Т.Адорно разрабатывл эту концепцию в более поздние годы, обобщив совокупность теоретических представлений об определенном типе, в котором прослеживается не только связь с воспитанием в семье, но также связь с ослаблением этических начал в обществе. Целью исследования, выполненного под руководством Т.Адорно [3], явилось выяснение корней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он зависит от них и боится наказания. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Именно на эти внешние группы, характеризующиеся более низким социальным статусом, происходит проекция тех авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка состоянием фрустрации и подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи.

Похожие работы