Публикации

Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах

 Диссертация по социальной психологии на тему: Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах. Скачать бесплатно дипломные работы. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания социально-психологического контекста качества жизни
1.1. Генезис методологических оснований и классификация понятий качества
1.2. Общеметодологические характеристики современного квалитативизма
1.3. Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни
1.4. Социально-психологические направления в исследованиях проблем качества жизни

Глава II. Социально-психологические параметры и методы измерения качества жизни
2.1. Структура социально-психологических факторов качества жизни
2.2. Социально-психологические критерии качества жизни
2.3. Методология и методы социально-психологического исследования качества жизни

Глава III. Эмпирическое исследование социально-психологических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества
3.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
3.2. Исследование социально-психологических парциальных параметров качества жизни в различных социальных группах
3.3. Социально-психологическое качество жизни в различных социальных группах
3.4. Проявление парциальных параметров социально-личностного качества жизни в социальных группах
3.5. Социально-экономическое качество жизни
3.6. Направленность и ограничения качества личной свободы в социальных группах
3.7. Качество средовых условий жизнедеятельности в социальных группах
3.8. Изучение качества здоровья в социальных группах
3.9. Качество потребностно-мотивационной сферы в социальных группах
3.10. Качество жизненных ценностей в социальных группах
3.11. Социально-психологические особенности качества жизни на уровне эпохи и общества
3.12. Исследование проявлений качества самореализации в социальных группах
3.13. Исследование парциально-параметрических проявлений качества жизни на макрорегиональном уровне в российском обществе
3.14. Социально-психологические основания доктрины управления качеством жизни

Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Российское общество переживает сегодня важный этап своего развития: .происходит осмысление, корректировка, а в ряде случаев кардинальное изменение государственной стратегии, которая переориентируется на обеспечение возможностей перехода к принципиально лучшему качеству жизни людей. Определяются приоритеты, намечаются новые цели, выбираются наиболее результативные и эффективные технологии их достижения.

Качество жизни становится главной целью социально-экономической политики страны, критерием успешности деятельности всех сфер и уровней управления, а его последовательное улучшение провозглашается общенацио­нальной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в XXI веке.

Вместе с тем общеизвестно, что проблема качества жизни актуальна в тех обществах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. Одновременное сочетание данных состояний общества, как правило, снимает значимость изучения данной проблемы в том или ином социуме. Имеется несколько точек зрения на то, к какому типу общества относится Россия. Наиболее распространенные две из них являются противоположными. Первая — для нашей страны в настоящее время применима скорее стратегия кризисного управления, нежели стратегия качества жизни, т.к. перед большинством населения стоит проблема выживания. Поэтому на современном этапе, прежде чем внедрять концепцию управления, необходимо подготовить к этому общество. Вторая, противоположная первой, — за последние годы несколько улучшена экономическая ситуация, в стране, достигнута некоторая стабильность (А.Л. Журавлев, Г.М. Зараковский, Г.М. Головина, Т.Н. Савченко, В.А. Хащенко и др.). В своей работе мы руководствовались второй позицией, подкрепленной не только наблюдающимся ростом социально­-экономического развития российского общества, но и внедрением приоритетных государственных проектов, направленных на существенное улучшение качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества в целом. Вследствие этого решение социально-психологических проблем качества жизни в настоящий момент является приоритетными. Без явной и конкретной их «прописке» в очередной среднесрочной, а затем и в долгосрочной правительственных программах, Российскому обществу вряд ли удастся наладить действенную работу по повышению качества жизни населения.

Однако этот процесс происходит слишком медленно и противоречиво. Ход реформ и реализация государственных проектов пока не обеспечивает поддержание высоких и устойчивых темпов социально-экономического роста, повышение конкурентоспособности российской экономики, реальное увеличение качества жизни большинства населения.

На наш взгляд комплексное изучение социально-психологических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества дает возможность глубже проникнуть в структуры потребностно-мотивационного, ценностно-целевого, социально-личностного, социально-психологического пространства личности, семьи, средовых условий жизнедеятельности и общества в целом. И такой подход позволит расширить научные знания о взаимосвязи инвариантных и специфических индикаторов • качества жизни в различных социальных группах, а также прогнозировать и корректировать процесс государственного регулирования качества жизни населения России. Данное исследование актуально и в том отношении, что процесс взаимодействия личности, социальных групп и общества в целом характеризуется все возрастающими тенденциями автономизации и социальной дифференциации и, тем самым, дает основание предполагать, что парциально-параметрические индикаторы качества жизни детерминируются не только социально-экономическим благополучием, как объективным критерием качества жизни, но и субъективными условиями, т.е. изменением ценностных систем в различных социальных группах (молодежи, рабочих/служащих, пенсионеров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной значимостью изучения психологических особенностей качества жизни, недостаточной разработанностью методологических оснований измерения качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества, структуры парциальных социально-психологических параметров качества жизни, а также слабой изученностью его проявлений в различных социальных группах.

Состояние и степень разработанности проблемы. Несмотря на давность изучения данной проблемы, как в зарубежной, так и отечественной психологии, до сих пор не удалось конкретизировать само понятие «качество жизни» и тем самым эффективно использовать его индикаторы и парциальные параметры в практике государственной статистики. Отсутствие единой трактовки «качества жизни» существенно отражается как на выделении операциональных индикаторов и парциальных параметров, лак и на методах его оценки. На практике это выражается в том, что некоторые авторы определяют качество жизни либо с позиции объективного характера его показателей (Дж. Форрестер, Д. Белл), либо через субъективные ощущения людей (А. Мишеля, Дж. Логотетти, Р. Кантор). Многие исследователи применяют для оценки одновременно как объективные, так и субъективные показатели (К. Терюн, С. Маккол, Ф. Конверс, А. Кэмбелл, В.Роджерс, B.C. Янтарев, С. И. Попов). ...

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

1.1. Генезис методологических основании и классификации понятий качества

Раскрытие генезиса данного понятия дает ответ на вопрос о существовании объекта теории качества. Однако ответ на этот вопрос зависит не от «внутренних» соображений, а от «принятия той или иной философской концепции, от готовности принять ту или иную ’ методологическую концепцию» (Б.М. Кедров, 1965).

В современной прикладной литературе функционирует значительное многообразие прикладных понятий качества. Данное многообразие, по нашему мнению является объективно необходимым и отражает многогранность содержания понятия качества. «...При рассмотрении термина „quality“ (качество) возникают определенные трудности в силу его многозначности», — подчеркивает Ж. Куртье (1972).

«Развернутого определения, которое определяло бы сущность категории.качества продукции еще нет. Это затрудняет разработку научных ’ проблем повышения качества продукции», — пишет В.И. Синько (1971).

Содержание категории качества весьма сложно и включает в себя ряд моментов. Это определило трудности раскрытия содержания категории, наличие в прошлом и в настоящем различных определений качества.

Для примера приведем несколько определений.

  1. «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него» («Философский словарь», 1968).
  2. Качество — это еще структурно не расчлененная совокупность признаков, свойств предмета. Оно выражает определенность вещи во всем ее чувственно-конкретном своеобразии. Качество неотделимо от реального существования самого предмета. Качество проявляется лишь в системе отношений предмета с другими предметами" («Краткий словарь по философии», 1970).
  3. «Качеством называется существенная определенность каждого предмета, явления или процесса, выражающаяся в закономерной связи,
    составляющих его частей и присущих ему свойств» (Г. Клаус, 1963).

«Качество в его современном понимании связывается с системой отношений, соотносится с процессами. Оно рассматривается как единство элементов и структуры...«’(В.И. Свидерский, 1966).
„Качество в его философском понимании есть категория, однозначно характеризующая сам объект (предмет, явление), слитая с ним определенность, общность и целостность всех его существенных свойств, которые придают ему относительную стабильность и отличают друг от друга“.

Как философскую категорию, качество можно рассматривать со следующих позиций:

  • качество есть существенная определенность — совокупность свойств предмета, явления, системы;
  • качество придает предметам, явлениям, системам понятие единичности (отличие от всех другие), устойчивости, упорядоченности, целостности; качество выражается через отношение человека к этому предмету, явлению, системе и характеризует степень удовлетворения общественной потребности с учетом издержек общественного труда;
  • качество — „основа для существования предмета, явления, системы“ (З.Н. Крапивенский, Ю.П. Кураченко, Д.М. Шпекторов, 1968)».
  1. «Качество... выступает в виде определенной совокупности свойств, но в отличие от проявления сущности оно есть одна из определенностей самой сущности, если же речь идет о коренном качестве, оно вообще совпадает со спецификой сущности» (3. М. Оруджев, 1973).
  2. «Качество связывается с неизменностью, устойчивостью свойств физических объектов» (Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев, 1965; В. Вайскопф, 1977).
  3. «Качество является той самой определенностью, которая придает явлению относительное постоянство и с изменением которой изменяется данное явление... Как внутренняя основная определенность, которая делает вещь тем, что она есть, качество разграничивает вещи друг от друга, придает им их самостоятельность, непосредственность.

Качество вещи не идентично определенным, свойствам вещи, однако оно проявляется только в них. Свойство является внешней, качество же -внутренней определенностью вещей. Следовательно, качество вещи проявляется’лишь в его внешних связях, отношениях к другим вещам как совокупность свойств. В то время как свойства вещи могут изменяться без принципиального изменения сути самого явления, изменение качества равнозначно превращению вещей» (X. Лили, 1969).

Оригинальная попытка классификации понятий качества по его количественному аспекту совокупных свойств была предпринята В.П. Гличевым, В.П. Пановым и Г.Г. Азгальдовым в работе «Что такое качество?» (1968). На основе анализа содержания различных понятий качества (анализу было подвергнуто около 350 публикаций, 320 авторов из 22 стран, представляющих 109 отраслей народного хозяйства и техники) авторами было предложено три класса понятий. Первый класс -«символизирующее качество» — объединяет определения качества, связывающие его с одним, наиболее важным свойством объекта при условном абстрагировании от всех остальных. Второй класс — «расширенное качество» — включает формулировки понятия через совокупность свойств, характеризующих потребительную стоимость, при условном абстрагировании от экономических свойств, свойства стоимости. И, наконец, третий класс — «интегральное качество» — включает дефиниции, определяющие качество через совокупность свойств, характеризующих объект как потребительную стоимость и как стоимость. В дальнейшем термин «символизирующее качество» в работах Г.Г. Азгальдова (1971); Г.Г. Азгальдова, Э.П. Райхмана (1973) был заменен термином «главное качество», близкое понятию расширенного качества.

Дж. Ван Эттингер и Дж. Ситтиг вводят понятие абстрактного качества как суммы свойств продукта без учета покупательной способности по­требителя, т.е. «стоимостного» порога качества (Дж. Ван Этгшпер, Дж. Ситтиг, 1968). В работе (А.И. Субетто, М.С. Кардаков, 1975) нами было предложено вышеназванные классы именовать соответственно единичным, техническим и интегральным качествами.

Единичное качество объекта есть основное доминирующее свойство объекта, обусловливающее его пригодность для применения (эксплуатации) по назначению. Данное понятие является усиленной абстракцией и, как правило, его применение ограничивается сравнительно простыми объектами.

Техническое качество объекта является совокупностью технических свойств объекта, обусловливающих его пригодность для производства (изго­товления) и эксплуатации (применения) в соответствии с назначением; Техническое качество — это качество объекта (потребительной стоимости) при условном абстрагировании от экономических свойств.

Интегральное качество — наиболее полное качество, объекта, определяемое через совокупность его технических и экономических свойств, обусловливающих пригодность объекта для производства (изготовления) и эксплуатации (потребления) в соответствии с назначением.

При переходе от одного понятия к другому критерий пригодности как аксиологический критерий, меняет свое содержание.

Глава II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

2.1. Структура социально-психологических факторов качества жизни

Проблема психологической структуры качества жизни (КЖ) относится к числу наименее изученных по сравнению с другими ее составляющими аспектами. Многие авторы до сих пор ограничиваются лишь субъективным определением сущности КЖ без должного акцента на ее психологических особенностях. Среди отечественных исследователей, пытающихся структурировать психологические факторы качества жизни, следует отнести Г.М. Зараковского (2003, 2004) и А.И. Субетто (2004). Г.М. Зараковский определяет качество жизни как интегральное свойство жизнедеятельности людей — уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их социумов. Исходя из данного определения, Г.М. Зараковский (2004) увязывает качество жизни с качеством населения (КН). Для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения автор выделяет четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей, популяциоиного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний (рис. 2).

В этом перечне структура потребностей экономико-психологических показателей поставлена на первое место потому, что именно она задает весь спектр показателей и критериев качества жизни. Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье являются базовой универсальной потребностью и одновременно условием существования и реализации духовно-деятельностного потенциала. Духовно-деятельностный потенциал создает возможность для специфической человеческой жизнедеятельности, он же лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня качества жизни.

Психические состояния играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности.

В общем виде взаимосвязи между качеством населения и качеством жизни качеством жизни можно представить в виде блок-схемы, изображенной на рис. 2.

В приведенной блок-схеме, помимо рассмотренных блоков (КЖ и КН), появился еще один блок — качество условий жизнедеятельности (КУ).
Под качеством условий жизнедеятельности понимается интегральное свойство всех внешних по отношению к человеку (населению) факторов, от которых зависит характер жизнедеятельности, а именно средства деятельности (технические, технологические, информационные, социально-организационные); культурная среда (материальная, духовная); природная среда; ресурсы (финансовые, энергетические, сырьевые).

В существующих интегральных показателях качества жизни (например, в принятом в ООН показателе «Развития человеческого потенциала») смешивают прямые показатели, т.е. параметры самой жизнедеятельности, и косвенные показатели, каковыми являются показатели условий жизнедеятельности и частично качества населения.

Похожие работы