Публикации

Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища

 Диссертация по социальной психологии на тему: Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища. Бесплатно скачать с сайта Scholar.su. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концептуальные подходы к изучению проблемы готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 11
1.1. Психолого-педагогические и акмеологические аспекты готовности к профессиональной деятельности 11
1.2. Проблема готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища 34

Глава 2. Готовность преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов и акмеологические условия ее развития 58
2.1. Анализ условий развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов 58
2.2. Состояние стартовой готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 82

Глава 3. Акмеологическая система развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 122
3.1. Модель развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 122
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 148

Заключение 162
Выводы и рекомендации 164
Список литературы 167
Приложения 187

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Признание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества делает актуальным поиск путей и методов формирования культуры здоровья. Несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья в целом находятся на низком уровне. Поэтому в настоящее время становится все более значимой усиление профилактической работы среди населения, основанной на приоритете здорового образа жизни (ЗОЖ). В решении этой задачи важную роль призваны играть средние медицинские работники.

В связи с этим важной является подготовка этой категории медицинских работников к деятельности по формированию ЗОЖ, что предъявляет соответствующие требования к преподавателям медицинских училищ, осуществляющих обучение в сфере ЗОЖ, одновременно реализуя цели развития и воспитания личности студентов. Однако комплексная деятельность преподавателей в сфере формирования ЗОЖ до настоящего времени не имеет соответствующей психолого-методической базы.

Одной из основных проблем этого процесса, требующей научного осмысления является противоречие между потребностью формирования ценностей и навыков здорового образа жизни студентов медицинского училища и низкой готовности преподавателей к данному виду деятельности. В связи с этим, актуальной становится проблема развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.

Оценивая состояние научной разработанности проблемы, следует констатировать значительное количество работ, представляющих психолого-педагогическое и акмеологическое направления исследований по данной тематике. Имеется большое число исследований, посвященных формированию здорового образа жизни на всех этапах обучения и воспитания молодого по­коления (Айзман Р.И., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Зайцев Г.К., Казин Э.М., Казначеев В.П., Колбанов В.В., Кураев Г.А., Лисицын Ю.П. и др.). Зарубежный опыт наглядно демонстрирует социальную значимость и результативность образовательных гигиенических программ (Manoff R.K., Brown E.R., Paul A.Z., Anderson G.F., Weil T.P.). Исследованию акмеологических аспектов формирования ЗОЖ посвящены работы Карасевой Т.В., Максимовой В.Н., Полетаевой Н.М. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни в области педагогики, психологии в доступных нам источниках мы не встретили акмеологических работ, посвященных выбранной нами теме.

В соответствии с вышесказанным, была определена тема настоящего исследования: «Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища».

Цель исследования — разработка акмеолого-методических основ и обоснование системы развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.

В соответствии с целью поставлены и решались следующие задачи:

  1. Обобщить концептуальные подходы к проблеме развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ.
  2. Выявить акмеологические условия, влияющие на развитие готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
  3. Оценить состояние стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
  4. Разработать и апробировать акмеологическую модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
  5. Обосновать рекомендации по оптимизации системы профессиональной переподготовки преподавателей медицинского училища в области ЗОЖ.

Объект исследования — готовность преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.

Предмет исследования — влияние акмеологических условий на развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов в процессе профессиональной переподготовки.

Общая гипотеза исследования. Развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища — многоплановый процесс, зависящий от акмеологических условий, среди которых ведущим является система профессиональной переподготовки в области здоровья.

Рабочие гипотезы исследования включают предположение о том, что развитию готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов может способствовать:

выявление и изучение акмеологических условий, способствующих повышению уровня готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов;

— комплексная диагностика состояния и динамики основных показателей готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов;

— система профессиональной переподготовки преподавателей в сфере ЗОЖ студентов, основанная на акмеологических принципах.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и научные положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Выготский Л.С., Рубинштейн СЛ., Леонтьев А.Н.), комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Ломов Б.Ф.), взглядами на феномен готовности (Кузьмина Н.В., Сластенин В.А.), использованием акмеологических принципов анализа профессиональной деятельности и образования (Деркач А.А., Кириченко А.В., Кузьмина Н.В.), акмеологическими подходами к концепции образования (Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А.), акмеологическим пониманием здоровья, как интегральной целостности человека (Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А.), положением о здоровье как условии развития и профессионального роста (Айзман Р.И., Вайнер Э.Н., Лисицын Ю.П.), социально-акмеологической концепцией валеологического образования (Максимова В.Н., Полетаева Н.М.).

Опытно-экспериментальная база и методика исследования.

Работа выполнена на базе медицинского училища города Шуи Ивановской области, Ивановского фармацевтического колледжа и Шуйского государственного педагогического университета. Хронологические рамки исследования 2001 — 2006 годы.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических, медицинских и акмеологических источников по исследуемой проблеме, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ полученных данных, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки.

Организация исследования проводилась в 3 этапа:

На первом этапе (2001 — 2002) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Анализировалась научно-методическая литература по проблеме. Разрабатывалась программа и методика исследования, проводилась разработка комплексной методики оценки готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, систематизировались и изучались условия развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.

На втором этапе (2002 — 2004) проводилась комплексная оценка стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов. Нами было обследовано 82 преподавателя Шуйского медицинского училища и Ивановского фармацевтического колледжа с использованием комплекса диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного, креативного и рефлексивного компонентов готовности. Разрабатывалась и внедрялась модель развития готовности преподавателей медицинского училища к формированию ЗОЖ студентов с учетом акмеологических условий.

На третьем этапе (2005 — 2006) осуществлены анализ и систематизация полученных данных, уточнены основные положения и выводы исследования, проведено оформление диссертации, даны практические рекомендации для учреждений среднего профессионального медицинского образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, соответствием методов исследования его задачам, применением апробированного исследовательского инструментария и методов статистической обработки материала, проведением наблюдений, экспериментальной проверкой полученных данных, а также успешным использованием разработок преподавателями медицинских училищ и колледжей.

Научная новизна заключается в следующем:

— раскрыто акмеологическое содержание, структура показателей и компонентов готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища;

— выявлены акмеологические условия продуктивного развития готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов в ходе образовательного процесса;

Глава 1. Концептуальные подходы к изучению проблемы готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов

1.1. Психолого-педагогические и акмеологический аспекты готовности к профессиональной деятельности

Для того, чтобы обеспечить адекватное применение понятийного аппарата в научном исследовании, необходимо точно определить сущность понятий, обозначающих конкретные объекты и явления. С этой целью необходимо установить содержание и современное значение понятия «готовность».

Энциклопедии и словари значение понятия «готовность» полностью не раскрывают. Так, в словаре СИ. Ожегова (1973, С131) находим: «Готовность — состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь». Толковый словарь В. И. Даля (1978, С387-388) раскрывает готовность как «состояние или свойство готового». В большом психологическом словаре (2005, С112) готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий». Аналогичные определения мы находим и в других психологических словарях, когда готовность определяют решающим фактором быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.

Анализ данной категории в литературе встречается редко в связи с тем, что она обычно употребляется в сочетании с другими терминами (например, «боевая готовность», «готовность к экзаменам», «готовность к профессиональной деятельности» и т.п.). Соответственно в специальной психолого-педагогической литературе, в диссертационных исследованиях чаще всего авторы не останавливаются на подробном рассмотрении указанной категории, а сразу применяют ее в целях изучения с другими понятиями (И.А.Валеева, 1990; Ю.К.Чернышенко, 1998 и др.). Последнее, вероятно, связано с тем, что понятие «готовность» имеет русское происхождение, оно широко применяется и смысл его кажется вполне ясным. Вместе с тем, предполагается, что специальное обращение к сути данного понятия может позволить, точнее определить его содержание, трактуемое в современной литературе, а это будет способствовать определению его статуса в исследовании и способов взаимоотношения с другими понятиями.

Готовность к деятельности уже достаточно давно привлекла к себе внимание учёных. Данный феномен стал объектом специальных научных исследований, начиная с 1870г. Интерес к его изучению то возрастал, то падал (К.М.Дурай-Новакова, 1983, С.27). Понятие деятельностной, профессиональной готовности рассматривается с различных позиций, но чаще всего исследователи употребляют его в значении функций учителя в практическом значении его умений. К примеру, И. Д. Браун, Дж. Е. Брунер, Дж. Габриель с точки зрения прагматического подхода к подготовке будущих учителей сводили её цель к формированию «готового» профессионала. Отметим также, что Р. Н. Тайлор, В. Г. Хартманн, X. Шредер рассматривали готовность как подготовку к выбору педагогической профессии и как предварительное определение пригодности к учёбе и исполнению ролей учителя (К.М. Дурай-Новакова, 1983, С.27).

Различные аспекты готовности человека к деятельности были объектом и других исследователей (Ю. Р. Бехер, Г. Грассель, Ю. Грац, Л. Добот, В. Кессель, X. Я. Комол и, Г. Ноер, Т. Павлов, Д. Роланд, Г. Хайде и др.). Так, Г. Грассель, Ю. Грац считали готовность к деятельности функцией профессионализации учения, целесообразного развития деятельности человека (К.М.Дурай-Новакова, 1983, С.31). Кроме того, Л. Добот выделял определённые стадии в формировании готовности человека к деятельности (там же,С38).

Анализ философской, психологической, педагогической и акмеологической литературы показал, что в современной науке феномен готовности исследуется на следующих уровнях: личностном, функциональном и личностно-деятельностном. Личностный подход рассматривает готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Зимняя И.А., Козлов Е.Г., Кон И.С., Леоньтьев А.Н., Мерлин B.C., Михайлов Ф.Т., Петрулите А.Р., Пуни А.Ц., Рубинштейн СЛ., Сафин В.Ф., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. и др.). Функциональный подход представляет готовность как временную работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (В. А. Алаторцев, Н. Д.Левитов, Л. С. Нерсесян и др.). Личностно-деятельностный подход определяет готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.).

Все личностно-профессиональные ориентиры вышеуказанных работ мы постарались представить в нашем исследовании.

Считается, что первыми готовность, как самостоятельный феномен, исследовали психологи спорта (В. А. Алаторцев, А.Г. Ганюшкин, Л. С Нерсесян). Они изначально рассматривали готовность как определённое функциональное состояние, проявляющееся в мобилизации психических и физических сил человеческого организма.

Представители личностного направления рассматривают готовность как личностное образование, обеспечивающее эффективность деятельности.

А. Ц. Пуни (1969, С8-9) считает, что проблема готовности является психолого-педагогической, и, рассматривая структуру готовности, автор выде­ляет симптомокомплекс признаков: волевые качества, необходимая направленность интеллектуальных процессов, специализированная наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Подход автора к данной проблеме позволяет исследовать готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности.

Ю. А. Самарин (1968, С.20) утверждает: «Готовность как психологиче­ское состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активное и целесообразное действие». Цель формирования готовности «студентов заключается в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха» (Ю. А. Самарин, 1968, С.21).

Б. Г. Ананьев (2001) и С. Л. Рубинштейн (1989) понимали психологическую готовность как наличие у человека способности к определенному виду деятельности.

Определяя процесс формирования готовности как переход от частных психических явлений к интегрированным функциям, Б. Г. Ананьев (1980) считает, что индивидуальное развитие человека является социально детерминированным, что человек становится субъектом посредством собственной деятельности. Принципиальное значение для нашего исследования имеют его выводы о том, что образование общей трудоспособности человека происходит задолго до начала профессионального труда, а значит, формирование готовности к труду вследствие совершенствования системы обучения может становиться всё более ранним. Общая трудоспособность, таким образом, возникает в результате формирования готовности к труду и трудовой мотивации (Б. Г. Ананьев 2000, 1980). Определение готовности к деятельности, по утверждению Б.Г. Ананьева (1980, С.168), не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства. Не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, её потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности её профессиональной деятельности в будущем. Автор представил развитие личности как динамику интегративно-составляющих её подструктур. Что касается процесса формирования профессиональной готовности, учёный рассматривал её как переход «от частных психических явлений к интегративным функциям» (Б. Г. Ананьев, 2000, С.39).

Л. С. Выготский (1998) рассматривает психологическую готовность как качественное новообразование, определяющее направленность на конкретную деятельность. По его мнению, на формирование готовности как особого личностного новообразования, действующего в течение длительного периода, значительное влияние оказывает предшествующее развитие человека и его направленность на определённую деятельность, а также содержание и качество предшествующего опыта. При этом автор подчёркивает, что феномен готовности личности возникает в результате взаимосвязи и взаимодействия интеллектуального эмоционально — волевого и мотивационного компонентов, как в процессе реальной деятельности, так и в процессе подготовки к ней.

Резюмируя сказанное, отметим, что в первой трети XX в. узловой становится проблема осмысления предметной деятельности, выявление условий готовности к ней.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (1981) описывают готовность как психическое состояние, качество личности, «настрой» на определенную деятельность. Поэтому такой подход предполагает изучение готовности на личностном уровне.

Поддерживает данную точку зрения Т.А.Воронова (1986), которая отмечает, что готовность к деятельности может быть определена как сложное личностное образование человека, которое позволяет успешно реализовать данную деятельность при наличии соответствующих внешних условий.

П.Р.Чамата (1960, С.23-31) под готовностью к труду понимает формирование морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к труду, обеспечивающих успешное участие в труде. Основным средством формирования готовности автор считает учебно-воспитательный процесс. Однако, хотя объективно готовность формируется в учебно-воспитательном процессе, на практике этого может не произойти, что делает необходимым введение специальных мер, целенаправленно влияющих на ее формирование и развитие.

Любая готовность — это лишь непременное условие продуктивности какой-либо деятельности, но вовсе не полная её гарантия, подчёркивает Р. Д. Санжаева (1997, С.24).

Готовность личности к профессиональной деятельности В. А. Крутецкий (1972, 1980) определяет как совокупность психологических установок, необходимых для её успешного осуществления; положительное отношение к деятельности; интересы, склонности; характерологические черты; психологическое состояние; знания, умения, навыки. Готовность рассматривается им в непосредственной связи с формированием и развитием свойств личности, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Готовность есть особое психическое состояние, считает В. А. Сластёнин (1976), которое характеризуется формированием у субъекта образа, структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Такая готовность длительна и устойчива. Готовность как «устойчивая характеристика личности» и как психическое состояние взаимодействуют между собой, определяют друг друга, превращаются в устойчивое качество личности в процессе деятельности.

Учёные, отнесённые к функциональному направлению в оценке сущности готовности, рассматривают её как определённое психическое состояние. В рамках этого направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой к деятельности. Так, Г. Олпорт считает, что установка есть состояние психической готовности, складывающееся на основе предыдущего опыта и оказывающее направленное влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (Е.Г.Скворцова,1996, С.86).

Д.Н. Узнадзе (1961, С.82) рассматривает готовность как установку к совершению определённой деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности. Установку следует, несомненно, понимать не как частичный психологический феномен в ряду других таких же частичных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта. Это значит, что установка вызывает психическую активность, которая возникает в результате воздействия объективных обстоятельств и представляет собой такое состояние, в котором отражены сами вызывающие её объективные условия. Следовательно, установка — не чисто субъективное состояние, а перенос в субъект объективной ситуации. Она, так сказать, «перешедшее в субъект объективное положение вещей» (Р.СНемов, 1990, С.66).

По мнению В.Н.Мясищева (2000, С. 102), установка — это приобретенная готовность к опытно обусловленным особенностям протекания психических процессов. Автор выделяет следующую систему установок: интегральная, отдельная, частная.

Разделяет точку зрения В.Н.Мясищева В.Г. Крысько (1999), который подтверждает, что установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Установки определяют устойчивый характер протекания деятельности; освобождают личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях. Как полагает А.К. Маркова (1996, С.218,228), в свою очередь, определенные профессиональные установки человека «стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса» зависят от соотношения склонностей, мотивов, целей, смыслов. В отношении учебной деятельности поддерживает эту мысль В.В. Петрусинский (Акмеология, 2002, С.581, 582), который признает, что «по системе В.Беспалько, уже начальный уровень „готовности“ к обучению создает психологическую установку на обучение и обеспечивает саму возможность интенсивного обучения. Для обеспечения уровня „готовности“ необходимо освоить в игровых формах приемы психосаморегуляции состояния и приемы преодоления „информационной перегрузки“, исключающие дистрессовую реакцию. Достижение уровня „готовности“ выражается в желании учащихся приступить к интенсивным занятиям».

Н. Д. Левитов (1963, С.113) понимает психологическую готовность как предстартовую активизацию психических функций в контексте временной работоспособности и готовности к деятельности. Её содержание — ориентировка в условиях работы и создание психической готовности к ней. Автор выделяет три фактора индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических «отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и способности к профессии» и педагогический «овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми для данной профессии». Однако наряду с временной, ситуативной формой психологической готовности, характеризующейся относительной устойчивостью, Н. Д. Левитов выделяет и длительную готовность. По его мнению, длительная готовность формируется заранее и проявляется постоянно, составляя важнейшую психологическую предпосылку успешной деятельности, в то время как ситуативная готовность подвержена влиянию внешних факиров (Н. Д. Левитов, 1963, С.84).

А. Б. Леонова рассматривает проблемы готовности в ряду функциональных состояний человека. По её мнению, для достижения готовности необходимо: адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические психические ресурсы для реализации деятельности. А если это так, то состояние готовности можно сформировать и развить (А. Б. Леонова, 1984, С. 171). Состояние готовности оценивается ею как определенное функциональное состояние «близко к понятию „оперативного покоя“ по А.А.Ухтомскому». На такой же точке зрения стоят Н.Д.Левитов («предстартовое состояние»), Ф. Генов («мобилизационная готовность»), В. С. Нерсесян и В. Н. Пушкин.

Похожие работы