Публикации

Современная система образования в Японии

 Дипломная работа по истории педагогики на тему: Современная система образования в Японии. В дипломной работе поставлена цель: объективно проанализировать современное состояние и некоторые тенденции дальнейшего развития народного образования в Японии. 

План

Введение

Глава I. Основные тенденции развития системы образования в Японии

Глава II. Современное положение системы образования в Японии
2.1. Управление системой образования в Японии
2.1.1. Официальные органы управления
2.1.2. Общественная научно-педагогическая мысль
2.1.3. Финансирование системы образования
2.2. Программа, формы, методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности
2.3. Проблемные вопросы и пути их устранения

Глава III. Структура системы образования Японии
3.1. Общая характеристика структуры образования в Японии
3.2. Дошкольное образование
3.3. Школьное образование
3.3.1. Начальные школы
3.3.2. Неполные средние школы
3.3.3. Полные средние школы
3.4. Частные образовательные учреждения
3.5. Профессиональное образование
3.6. Высшее и педагогическое образование

Заключение
Список используемой литературы

Введение

В настоящее время суверенная Беларусь уверенно стала на путь самостоятельного развития. Изменения в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в конце XX столетия в нашей республике поставили на повестку дня вопрос о реформировании народного образования и создании современной гибкой образовательной системы.

В условиях реформирования Национальной системы образования и её интегрирования в международное образовательное пространство одной из важнейших и актуальных задач является объективная оценка зарубежного опыта и его практическое использование. Образование, как известно, является ключевой сферой жизни общества. Качеством образования определяется состояние экономики, уровень науки и культуры, духовности жизни, а они, в свою очередь обеспечивают мощь и роль государства в мировом сообществе.

Поэтому не случайно для исследования в данной дипломной работе нами в качестве примера взята современная японская система образования. Нам есть чему поучиться в стране «восходящего солнца».

В последние годы немало сказано слов об изумившем мир «японском чуде» — прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок — результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании. Вместе с тем наши знания об этом зачастую мало реальны, так как сформированы во многом под влиянием расхожих стереотипов и мифов. Мне бы хотелось показать систему образования и воспитание в Японии ни в черном и ни в розовом цвете, а такими, какие они есть, в многообразии и многоцветье, с их успехами и проблемами.

За годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, в ходе которой Япония понесла значительные человеческие жертвы, а ее промышленность оказалась практически разрушенной, страна добилась огромных успехов в развитии экономики и образования. В 80-х гг. темпы роста ВНП там в среднем составили 4,5% в год (в США -3%, в странах Западной Европы — 2,5%). Они были высокими и в 70-х гг. Это позволило Японии встать в один ряд с США и другими индустриальными государствами Запада, а по некоторым социально-экономическим показателям и превзойти их. К числу последних относятся данные, характеризующие современный уровень развития народного образования.

Накануне второй мировой войны в средней школе Японии обучалось лишь 39,7% молодежи соответствующего возраста. Однако в послевоенные годы начался быстрый рост ее контингентов, как в младшем, так и в старшем звене. В 1948 г. младшей средней школой (VII- IX классы) было охвачено 99% детей 12-15 лет, а в 60-70-х гг. основная масса их уже продолжала учебу на старшей ступени общеобразовательной школы, намереваясь затем поступить в университет или колледж. По данным японского министерства просвещения, в 80-х гг. старшую среднюю школу (X-XII классы) посещало 94% школьников, завершивших курс обучения в младшей средней школе. В начале 70-х гг. охват средним образованием (VII- XII классы) впервые превысил 90%. В последующее десятилетие данный показатель возрос и к 1988 г. составил 96,2%. Так, практически всего за четыре десятилетия среднее образование в Японии стало подлинно массовым.

Успехи в организации школьного дела оказались настолько значительными, что позволили в короткие сроки создать прочную базу для интенсивного развития высшего образования. В 1935 г. в вузах Японии обучалось только 3% молодых людей, в 1955 г. — 8,8%, спустя 20 лет (к 1975 г.) — уже 30,3%, а в 1988 г.- 32,4%. Такой приток молодежи в высшую школу обусловил подготовку большого количества специалистов для быстро развивающейся экономики, обеспечил новейшие отрасли производства учеными и инженерами.[37; с.20].

Учитывая вышеотмеченные соображения, использование позитивного опыта Японии в создании современной системы образования не только актуально, но и имеет практическую значимость. Последнее тем более важно, что в современную эпоху все народы мира взаимосвязаны как единый глобальный организм, в котором происходят кардинальные изменения. В связи с этим главное, чем руководствовался автор данной дипломной работы, — объективно дать оценку японской системы образования, выявить негативные тенденции, а также дать характеристику и раскрыть причины быстрого развития японской системы образования и воспитания, раскрыть, что является полезным для нас.

Следует отметить, что охватить все проблемы развития системы образования в Японии в одной работе практически невозможно, а поэтому дипломник сознательно ограничивается анализом только некоторых важнейших вопросов избранной темы.

Итак, объектом нашего исследования является современная система образования в Японии.

В настоящей дипломной работе поставлена общая цель: объективно проанализировать современное состояние и некоторые тенденции дальнейшего развития народного образования в Японии.

Исходя из общей цели в данной дипломной работе решались следующие основные задачи, нашедшие отражение в вопросах плана:

  • изучение научно — методической литературы по исследуемой проблеме;
  • освещение основных тенденций развития системы образования в Японии;
  • рассмотрение современного положения системы японского народного образования;
  • раскрытие структуры системы образования в Японии.

В процессе написания дипломной работы был использован довольно широкий круг литературных источников. Значительный интерес по исследуемой проблеме представляют монографические работы В. И. Андреева (1995), Ерош Н. Т. (1998), В. А. Капрановой (1995), З. А. Мальковой (1983) и др., список которых указан в библиографии. Однако в основном нами были использованы многочисленные статьи из журналов «Педагогика», «Народная асвета», «Адукацыя i выхаванне», из газет «Учительская газета», «Настаўнiцкая газета».

В нашей республике вышла всё же довольно незначительная по своему объёму литература, посвящённая исследуемой нами теме. Это обстоятельство тормозило в некоторой степени подготовку дипломной работы.

Глава I. Основные тенденции развития системы образования в Японии

Традиционно с древнейших времен японское общество строилось на основе взаимосвязанных и взаимообусловленных производственных отношений. Поэтому такие проблемы, как исполнение каждым долга перед товарищами, осознание своего места и роли в системе сложившихся общественных отношений и, соответственно, способы воспитания этих качеств привлекали к себе внимание философов раньше, нежели вопросы распространения грамотности. Всеобщая взаимообусловленность и гармония являлись основным принципом построения японского общества, а способность действовать в гармонии с другими людьми — главной задачей воспитания.[15; с.7-8].

Первые начальные школы в Японии появились в VI веке при буддийских храмовых монастырях, игравших роль социальных и культурных центров.[3; с.33].

Цели образования в средневековой Японии формулировались следующим образом: «Нет необходимости, став ученым, бегло читать и обладать энциклопедическими знаниями. Достаточно усвоить ряд принципов преданности, уважения и доверия, Нет необходимости в глубоких знаниях и литературных достижениях». Во многом традиция приоритетной роли воспитания продолжает сохраняться и сейчас.[15; с.8].

В начале VII века был принят законодательный акт об образовании, положивший начало созданию системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши из высшего сословия изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Такие школы просуществовали до XIII века — начала феодальной раздробленности. Крупные феодалы того времени создавали при своих поместьях клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу, этикет. Образование простого народа сводилось к формированию трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи синтоистских молитв.

Развитие торговли и ремесел привело к созданию в середине XVII века храмовых школ (таракоя) для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, в которых учили грамоте, счету и ручному труду.

К середине XIX века ускоренное развитие капитализма потребовало повышения уровня образования населения. После незавершенной буржуазной революции Мэйдзи были приняты законы, определившие принципы создания единой централизованной системы школьного образования.[3; с.33-34].

В 1868 г. в Японии произошла революция Мэйдзи, которая на словах восстановила в стране власть императора, узурпированную до того феодальным кланом Токугава, а на деле открыла свободу предпринимательству и бурному развитию промышленности. В Японии наступила эпоха модернизации и европеизации. Вместе с промышленными технологиями начали распространяться и европейские знания. В короткий срок была построена европеизированная система народного образования, копировавшая в начале французский, затем германский образцы. Естественно в то время в японской школе не было никаких воспитательных предметов. Однако спустя два десятилетия, оправившись от первого шока промышленной революции, японцы начали предпринимать попытки вернуться к основам национальной культуры. В 1890 г. был провозглашен так называемый «Императорский рескрипт об образовании» (Кепку тёкуго), в соответствии с которым японское образование перестраивалось на национальный лад. Формирование преданности императору, привитие идеологии принадлежности к нации делались одними из основных задач школы. Начала разрабатываться программа «Руководства жизнью» (Сэйкацу сидо), в соответствии с которой обязанности учителей не ограничивались обучением детей школе: они несли ответственность за их деятельность вне школы, включая семью и любые общественные отношения. Вскоре воспитательная работа школы приобрела ярко выраженную националистическую направленность. В довоенной школе Японии существовал предмет под названием «Мораль» («Сюсин»), который использовался в качестве основного канала шовинистической милитаристской пропаганды в среде детей и подростков. Школьные учителя фактически готовили послушных воинов для японской армии и благословляли своих воспитанников отдать жизнь за императора. После военного поражения Японии во второй мировой войне в процессе демократизации образования под пристальным оком оккупационного командования этот предмет был изъят из школьных программ. Однако после того как контроль союзников был ликвидирован, в начальных и младших средних школах вновь появился предмет, специально посвященный воспитанию. Либерально настроенная общественность протестовала, усматривая здесь возможность возрождения реакционного идеологического воздействия. Однако спустя некоторое время стало ясно, что содержание предмета не противоречит послевоенному Основному закону об образовании (1947 г.), соответствует демократическим принципам и способствует их пропаганде и утверждению. Поэтому с середины 50-х гг. этот предмет окончательно утвердился в учебном плане начальной и младшей средней школы.[15; с.6-7].

Целью молодой державы было догнать европейские страны и Америку по уровню развития промышленного производства, а также создать современные социальные институты. Развитие системы народного образования считалось одной из главных задач. В этих условиях самым правильным решением казалось механическое заимствование системы образования одной из ведущих стран. Так, до второй мировой войны система образования Японии базировалась на модели школы Франции, после войны была принята схема США. Когда оказалось, что механически заимствованные образцы действуют неэффективно, к зарубежному опыту начали относиться более разумно. Во всяком случае, его начали изучать. В результате был организован отдел сравнительной педагогики при Министерстве просвещения, затем создано Общество сравнительной педагогики.[52; с.72].

Результаты исследовательской работы общества всегда служили стимулирующим фактором для развития японской системы образования. Всегда кого-то в чем-то нужно было догонять, в том числе Россию (которую во многом догнать так и не удалось, пока она неожиданно сама не растеряла многие свои достижения). Таким образом, деятельность общества как бы прокладывала рельсы народному образованию Японии, идущему всегда «по лучу маяка». И вдруг неожиданно луч погас. Сегодня во всем мире признают, что Япония опередила в сфере образования большинство развитых стран и те сами во многом готовы брать с нее пример.

А если в чем-то кого-то японцы не догнали, то, значит, к этому и не стремились. В частности, это касается оснащения школ компьютерами. С этим в Японии не спешат, поскольку считают, что машина в деле воспитания человека не может заменить живого учителя, который, по японской традиции, является для учеников моделью высоконравственной личности. А именно воспитание как формирование качеств личности, а не обучение как передача информации, т. е. «зажигание факела», а не «наполнение сосуда», является, в конечном счете, целью работы японской школы.[49; с.8].

Необходимость модернизации народного образования в Японии ощущалась уже в 70-е гг. В 1971 г. Центральный совет по образованию подготовил для рассмотрения проект реформы японской общеобразовательной школы, который был вынесен на всенародное обсуждение. Однако в 70-е гг. концепция реформирования не была до конца разработана. С 1984 г. возобновлена фундаментальная подготовка к «всеобъемлющей реформе народного образования, направленной в XXI век». Японцы классифицировали это начинание как III эпоху реформ в народном образовании, считая, что изменениям должны подвергнуться не отдельные стороны школьной действительности, а сами ее основы. [43; с.349].

Отсчет этапов реформирования ведется от того времени, когда в стране была впервые построена европеизированная система образования. I эпохой реформ в области образования считается ряд мер, которые были предприняты после революции Мэйдзи и завершились принятием Императорского рескрипта об образовании в 1890 г. II эпоха реформ — это построение современной системы народного образования после второй мировой войны.

И в первом и во втором случае модернизация образования проходила на фоне ломки стереотипов и крупных экономических реформ, которые затем каждый раз сопровождались ощутимыми успехами в хозяйственном развитии. Преемственность наименования показывает, что от III эпохи реформ ожидали аналогичных результатов.[49; с.8].

Миссию руководства важными начинаниями принял на себя тогдашний премьер-министр Ясухиро Накасонэ. После большой подготовительной работы в августе 1984 г. был создан Временный комитет по реформе образования в качестве совещательного органа при кабинете премьер-министра. На первом заседании комитета Я. Накасонэ изложил позицию государства в вопросах, касающихся образования: «В последние годы были выявлены многие проблемы. Среди них — все возрастающее количество насилий в школе, преступность несовершеннолетних, непомерно завышенное значение образовательного статуса граждан в обществе, униформизм и негибкость государственной системы образования, необходимость интернационализации японских учебных заведений и многое, многое другое. Теперь, по прошествии 40 лет после окончания второй мировой войны, я полагаю, некоторые из существующих структур, а также содержание и методы обучения нуждаются в таких изменениях, чтобы отвечать требованиям меняющегося времени».

В июне 1985 г. комитет закончил анализ состояния японского образования и подвел предварительные итоги своей работы. Председатель комитета М. Окамото сформулировал их следующим образом: «В соответствии с разработанной концепцией в качестве основного был выделен принцип уважения к индивидуальности ребенка; он должен получить отражение во всех аспектах планируемой реформы».[24; c.75].

Следует отметить, что смещение акцентов в официальном документе от массовости и унифицирования образования к уважению индивидуальности можно назвать революционным для Японии, где формирование группового сознания всегда было главной целью деятельности школы. В результате дискуссии и предварительной работы комитет пришел к выводу, что для того, чтобы наиболее полно удовлетворить требования современности при создании новой системы народного образования, необходимо решить три задачи:

1) построить систему непрерывного образования, действующую на протяжении всей активной жизни каждого человека;

2) изменить содержание и методы обучения в общеобразовательной школе таким образом, чтобы максимально обеспечить возможность обучения с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков;

3) привести систему, содержание и методы обучения и воспитания в школах в соответствие с такими новыми явлениями, как компьютеризация, высокая степень информатизации, а также интернационализация современной жизни.

Комитет работал с 1984 по 1987 г. В результате правительству и на суд общественности были представлены 4 объемных доклада, получившие во всем мире известность как «Доклады Накасонэ». После завершения миссии Временного комитета руководство по воплощению реформы в жизнь было передано в Центральный совет по народному образованию (Тюкесин).

В период с апреля 1992 г. по 1996 г. осуществляется поэтапное внедрение в школах новых учебных программ. Этот процесс в любом случае должен был начаться, поскольку обязательное обновление программ происходит в Японии каждое десятилетие по стандартной схеме. Однако нынешняя разработка программ осуществлялась в соответствии с перечисленными выше требованиями реформы.

В старшей средней школе произошли еще большие изменения. Прежде единый курс обществоведения теперь разделен на два самостоятельных раздела: история/география и обществоведение. Увеличен набор учебных дисциплин, относящихся к математике и естествознанию. Сделаны первые шаги в деле реализации программы интернационализации: введено обязательное изучение предмета «Всемирная история», который прежде входил в число необязательных в старшей средней школе.[17; с.5-6].

В начальной школе введен новый предмет «Жизненный опыт», объединяющий для учащихся I и II классов природоведение и обществоведение. Набор учебных дисциплин для младшей средней школы не изменился, однако изменилось соотношение часов, отводимых на изучение обязательных предметов и предметов по выбору. Этот шаг способствовал возрастанию вариативности индивидуальных учебных планов, у учащихся появилась возможность в зависимости от наклонностей посвящать больше учебного времени гуманитарным или естественнонаучным дисциплинам, физвоспитанию или иностранному языку. Математика же остается обязательной в одинаковом объеме для всех. В русле идеи интернационализации усилено обучение английскому языку учащихся младшей средней школы. Если по старой программе на английский язык отводилось 105-140 ч в году, то теперь это время увеличено до 105-280 ч. С целью индивидуализации обучения расширена возможность составления учебных планов по интересам. По старым программам к предметам по выбору в младшей средней школе относились лишь иностранный язык, музыка, искусство, физвоспитание или домоводство. В изучении естествознания и обществоведения вариантов не допускалось. Теперь при постоянной нагрузке — 30 ч в неделю — учащиеся I класса будут уделять занятиям по выбору 10-13% учебного времени (3-4 урока), II класса — 10-20% (3-6 уроков). III класса — 13-27% (4-8 уроков). В связи с этим уже в младшей средней школе учащиеся получают возможность выбрать дальнейший профиль образования.[4; с.93].

Похожие работы