Публикации

Подвиг проповеднического служения митрополита Симона (Новикова)

 Кафедра Церковно - практических дисциплин по предмету Гомилетика. Дипломная работа на тему: Подвиг проповеднического служения митрополита Симона (Новикова). 

Содержание

1. Введение
1.1. Актуальность и новизна темы, цели и задачи работы, методология написания
1.2. Обзор источников и литературы

2. Основная часть.
2.1. Жизнеописание митрополита Симона.
2.1.1. Становление митрополита Симона как проповедника.
2.1.2. Период служения на Рязанской кафедре, раскрытие личности архипастыря в сфере проповеднического служения.
2.1.3. Пребывание на покое. Продолжение трудов по духовному окормлению паствы посредством назидания словом
2.2. Личные качества митрополита Симона как проповедника.
2.3. Обзор гомилетического наследия.
2.3.1. Научно-богословское наследие митрополита Симона и его влияние на характер проповедничества Владыки.
2.3.2. Классификация проповедей по форме и содержанию.
2.3.3. Методология проповеди митрополита Симона
2.4. Характер восприятия проповеди митрополита Симона его паствой.

3. Заключение. Проповеднический подвиг в аспекте архипастырского служения митрополита Симона.

4. Библиография.

5. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Цель работы, её актуальность.

Центральное место в нравственном учении Христианства занимает понятие о личном подвиге христианина в деле духовного совершенствования. В особенности же понятие подвига распространяется на служение пастыря, как совершителя Божественных Таинств и духовного руководителя народа Божия. Особенность пастырства заключается в том, что личный подвиг пастыря не является только его достоянием, духовное возрастание священнослужителя оказывает воздействие и на его паству, попечение о которой вверено ему Самим Христом. Исключительную и чрезвычайную роль в воздействии на паству играет проповедничество как способ взаимообщения пастыря и паствы, направленного на обновление внутреннего мира человека посредством познания благодати Божией.

Проповедь — это величайший подвиг пастыря. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Проповедь слова Божия большия дела творит, нежели молитва, ибо обратить грешника словом учения к покаянию большее есть чудо, нежели мертвого воскресить» [1].

Апостолы смотрели на проповедь как на свою главнейшую обязанность: «Мы, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — свидетельствуем и возвещаем вам: сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин. 2, 1). Проповедь называется «служением слова» (Деян. 6, 4), «священнодействием благовествования» (Рим. 15, 16), «необходимою обязанностию» (1Кор. 9, 16), «посланничеством» (2 Кор. 5, 20), «великим подвигом» (1Фес. 2, 2).

Православная Церковь, совершая спасительное служение, продолжая дело святых апостолов, призывает всех людей к идеалу христианской жизни, который есть сам Господь Иисус Христос. Апостол Павел, величайший учитель и проповедник новозаветной Церкви, умоляет своих слушателей и читателей: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4, 16). Следуя многовековому опыту Вселенского Православия, наша Поместная Церковь в лице своих выдающихся проповедников не переставала благовествовать слово Истины, являя для наглядного назидания своей пастве лучшие образцы подвижничества.

Современное общество находится в крайне бедственном состоянии. Заповеди Евангелия, руководящие нас ко спасению, в современном секулярном мире либо превращаются в неопределенные общечеловеческие моральные ценности, лишенные соли Христова учения, либо начисто попираются в угоду низменным порокам.

Поэтому проповедническое служение в наши дни особенно осложнено. В годы советской власти были подорваны основы традиционного христианского самосознания русского народа, в котором официальной идеологией вместо возвышенных идеалов Царства Божия насаждался атеизм. В условиях тяжелейших гонений на религию над истинным христианским самосознанием в среде верующих стали преобладать узкий религиозный формализм и суеверия, а также безразличие в вопрос вероисповедания.

Вот почему в современных условиях на фоне духовного оскудения общества, голос Церкви Христовой должен звучать с особой ясностью и четкостью, донося свет веры каждому и отвечая на все его запросы и искания.

Среди архипастырей, живших в годы притеснения Церкви от советской власти и мудро управлявших вверенной им паствой, нельзя не упомянуть выдающегося иерарха — митрополита Симона (Новикова), почившего в Бозе совсем недавно — в 2006 году.

Вся жизнь этого замечательного человека была посвящена служению Церкви Христовой. Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к каждому человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей. Результатом его мудрого пастырства стало увеличение числа приходов Рязанской епархии, которой он управлял около тридцати лет, в четыре раза.

Он не был исполнен излишнего витийства и красноречия, но порой в кратких и весьма простых словах отражалось его видение Бога — плод аскетической жизни, ищущей утешения в Боге, могущем укрепить его сердце в подвиге сострадания пастве.

Поистине митрополита Симона можно назвать богословом, так как он, собирая теоретические знания богословской науки, соединял свое образование с практическим возрастанием в духовной жизни. «Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности заповедей Христовых» [2]. Постигая глубины учения о Боге, владыка Симон стремился к нравственной чистоте, следуя евангельскому слову: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Жизнь этого архиерея-проповедника отражала полноту внутреннего духовного богатства.

Его неустанные проповеди за богослужением, как в кафедральном соборе, так и в сельских храмах, беседы с высокопоставленными политическими и общественными деятелями и с простыми гражданами, статьи и интервью в журналах и газетах, неизменно носили апологетический и миссионерский характер.

Следуя словам святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13, 7), необходимо нам, как современникам и очевидцам подвига митрополита Симона (Новикова), по возможности оценить деятельность этого иерарха как проповедника евангельского учения, выяснить особенности его проповеди в его пастырском служении, что, собственно говоря, и является целью данного исследования. Работа в этом направлении представляется весьма обширной и требующей основательного исследования.

Для достижения цели работы необходимо поставить и последовательно решить следующие задачи:

  • собрать имеющиеся факты биографии владыки
  • изложить его жизнеописание в систематическом виде, выделив в биографии приснопамятного иерарха этапы формирования его как проповедника.
  • собрать воспоминания свидетелей жизни и проповедничества митрополита Симона и исследовать имеющиеся в печати проповеди, речи и слова
  • выявить характерные особенности гомилетического наследия владыки Симона и указать на их глубокую связь с его методами пастырского душепопечения.
  • классифицировать проповеди по форме и содержанию, провести их анализ

Очевидна актуальность этой работы — проповедничество владыки Симона по праву должно быть оценено как достойное внимания современного пастыря, который ищет решения ответов на вопросы, возникающие в духовном окормлении людей в тех исторических, социальных и нравственно-психологических обстоятельствах, являющихся плодом эпохи, в которую жил митрополит Симон, на вопросы, которые задают пастырям современные люди.

Это проповедничество предлагает свой вариант ответа на актуальные вопросы, стоящие перед каждым гомилетом — о чем и как говорить, какие темы поднимать и как их развивать, перед кем и когда проповедовать. Достоверность предлагаемого владыкой решения подтверждается многолетним беспорочным служением митрополита Симона (Новикова) на благо Святой Православной Церкви и любовью паствы к архиерею.

Новизна этой работы вполне очевидна, так как еще не существуют какие-либо обзорные или тем более узконаправленные труды, посвященные жизни и деятельности митрополита Симона (Новикова). Для решения поставленных задач в работе будут применяться методы сравнения, опроса.

1.2. Обзор источников и литературы

Важными источниками для написания работы являются опубликованные труды владыки Симона. В первую очередь, это двухтомник «Проповедей» митрополита Симона, изданный в Рязани в 2000–2002 году. В сборник вошли проповеди на Господские и Богородичные праздники, в воскресные дни, в периоды Великого поста и Пасхи, в дни памяти особо чтимых святых.

Также необходимо отметить сборник «Труды, послания, слова и речи» владыки Симона (Новикова), архиепископа Рязанского и Касимовского, вышедший в Рязани в 1998 году. В этой книге собраны научные работы владыки Симона, статьи, академические и семинарские семестровые сочинения, архипастырские послания ко дням Святой Пасхи и Рождества Христова, ряд проповедей и приветственных речей.

В 2004 году была выпущена брошюра под названием «Воспеваю благодать Твою, Владычице», содержащая проповеди владыки Симона на двунадесятые Богородичные праздники и в дни празднования особо чтимых икон Божией Матери.

Отдельные проповеди встречаются в периодических изданиях, таких, как Журнал Московской Патриархии, «Глинские чтения», журнал «Благовест», газета «Николо-Угрешский вестник». Важным источником является «Рязанский церковный вестник», главным редактором которого был сам владыка Симон, в каждом выпуске можно найти его статьи или послания, слова.

Интерес представляет кандидатское сочинение «Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета».

В ходе написания работы в качестве источников были привлечены аудиозаписи воспоминаний о митрополите Симоне (Новикове) Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, знакомого с владыкой Симоном еще со времени обучения в Московских Духовных школах. Хотелось бы выразить особую благодарность владыке Филарету за оказанное внимание при написании настоящей работы.

Привлечены были воспоминания иеромонаха Саввы (Михеева), который в течение нескольких лет был келейником владыки Симона, а также воспоминания Риммы Фёдоровны Поповой, заместителя председателя Рязанского областного комитета защиты мира, у которой за 33 года общения с владыкой сохранились не только теплые воспоминания, но и письма со скромной подписью: «Ваш недостойный богомолец митрополит Симон». На протяжении трех с половиной лет дважды в неделю она получала эти письма от митрополита.

Кроме того, своими воспоминаниями о владыке митрополите поделились протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Троицы в Голенищево (г.Москва), протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма Святой Троицы на Шаболовке (г.Москва), игумен Владимир (Кучерявый), клирик Ярославской епархии, и игумен Иоанн (Рубин), насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, первый проректор Николо-Угрешской Духовной Семинарии.

Прихожанин Николо-Угрешского монастыря Владимир Парахин, правнук священномученика Александра Цицеронова, служение которого проходило в Рязанской епархии, дал интервью, повествующее о своем святом предке, о его прославлении и том участии, которое принял в этом благом деле митрополит Симон.

Существуют и опубликованные воспоминания о владыке. К их числу необходимо статью «Самое великое как раз и заключается в простоте» генерал-майора И. Ф. Перова, начальника Управления внутренних дел по Рязанской области. Интерес представляют воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова.

Сведения о жизни и преподавателях Московских Духовных школ во время обучения в них владыки Симона были взяты из воспоминаний митрополита Питирима (Нечаева) и М. Х. Трофимчука, которые по праву могут быть отнесены к числу лучших педагогов Семинарии и Академии.

Ряд фактов из жизни владыки Симона можно почерпнуть из публикаций в Журнале Московской Патриархии, а также и «Рязанского епархиального вестника».

В качестве литературы для анализа гомилетического наследия в данной работе привлекались труды, посвященные искусству церковной проповеди.

Среди них в первую очередь для рассмотрения гомилетического наследия митрополита Симона (Новикова) необходимо назвать труд протоиерея Александра Ветелева «Гомилетика. Курс академических лекций». Этот выдающийся исследователь церковной проповеди сам был преподавателем гомилетики в Московских Духовных школах в то время, когда там учился владыка Симон. Этот труд в «Настольной книге священнослужителя» назван «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики» [3].

В данной работе автор излагает свою гомилетическую систему, рассматривающую церковное проповедничество в неразрывной связи с тремя составляющими: проповедником, создающим проповедь, самой проповедью и паствой, воспринимающей проповедь. «В этом исследовании большое внимание уделено личным качествам пастыря-проповедника, его духовному настрою. Подробно освещен процесс работы над проповедью, вопрос ее органического вынашивания… Большую ценность представляет глава, в которой рассматривается психология современного верующего человека и соответствующие задачи проповеди» [4].

Немало поучительного можно почерпнуть из работы профессора В. Ф. Певницкого «Церковное красноречие и его основные законы», этот труд является последним по времени в гомилетической дореволюционной науке, и, по мнению архиепископа Аверкия, «несомненно лучшим и непревзойденным» [5]. Этот ученый видит существо проповеди в «возвещении евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом» [6].

Интерес представляют лекции игумена Марка (Лозинского), преподавателя МДАиС, который, в частности, в повествовании о гомилетическом наследии преподобного Симеона Нового Богослова ссылается на статью архимандрита Симона (Новикова) [7].

Пособием в написании работы стали труды архиепископа Феодосия «Гомилетика» и архиепископа Аверкия «Руководство по гомилетике»

Чрезвычайно важными представляются наставления о проповеди, которые дал сам владыка Симон в небольшой заметке в журнале Московской Патриархии в рубрике «Пастыри Церкви о проповеди».

Похожие работы