Публикации

Опыт бенчмаркинговой деятельности вузов США на рынке российского образования

 Опыт бенчмаркинговой деятельности вузов США на рынке российского образования - дипломная работа 

Содержание

Введение
Глава 1. Бенчмаркинг в управлении образованием: понятие, сущность, методология
   1.1. Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия
   1.2. Виды бенчмаркинга и их характеристика
   1.3.Основные принципы и этапы реализации концепции бенчмаркинга
   1.4. Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза

Глава 2. Реализация концепции бенчмаркинга в вузах США
    2.1. Общий анализ реализации концепции бенчмаркинга в вузах США
   2.2. Анализ реализации концепции бенчмаркинга в организационных процессах вузов США
     2.2.1. Бенчмаркинг в деятельности Стенфордского и Массачусетского университетов
     2.2.2. Бенчмаркинг в университете Орегона
     2.2.3. Бенчмаркинг в университете Мериленда
   2.3. Анализ реализации концепции бенчмаркинга в исследованиях, проводимых в вузах США

Глава 3. Разработка рекомендаций по применению опыта бенчмаркинга вузов США в российских условиях
   3.1. Концепция участия вуза в сетевых проектах по бенчмаркингу
   3.2. Разработка рекомендаций по применению опыта бенчмаркинга вузов США
   3.3. Расчет стоимости создания сайта в сети Интернет
Заключение

Введение

За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % компаний. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности управления, но пока таких компаний не так уж и много. В связи с нарастающим развитием конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг все большее значение для работы вузов приобретает маркетинговая деятельность. Для успешного существования вузов на рынке образовательных услуг необходимо использование новых маркетинговых технологий и инструментов в области формирования и реализации рыночной стратегии, осуществления маркетинговых исследовании, продвижения основных и дополнительных образовательных услуг, организации эффективного управления и т.д. В такой ситуации становится важным конкурентный анализ и изучение лучшего опыта других учебных заведений, которые имеют успех в подобных условиях.

Объектом исследования является вуз.

Предметом исследования является реализация концепции бенчмаркинга вузом на рынке образовательных услуг.

Целью исследования являются методические рекомендации по применению опыта использования бенчмаркинга вузов США на российском рынке образования.

Гипотеза исследования. Качество предоставления образовательных услуг, эффективность управления, развития исследований и разработок, а так же успешность деятельности как ИМОП СПбГПУ, так и других вузов может быть существенно повышено за счет использования концепции бенчмаркинга и реализации рекомендаций по совершенствованию системы бенчмаркинга. Данные рекомендации могут принести благоприятные результаты при использовании их студентами, преподавателями, руководителями лабораторий и исследовательских центров, маркетинговыми службами вуза и руководством различных служб вуза.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены задачи исследования:

  • определить понятие «бенчмаркинг»;
  • выявить сущности бенчмаркинга;
  • определить основные меструменты и методы бенчмаркинга;
  • выявить особенности бенчмаркинга в сфере образования;
  • проанализировать реализацию концепции бенчмаркинга в организационных процессах вузов США;
  • проанализировать реализацию концепции бенчмаркинга в исследованиях, проводимых в вузах США
  • сделать основные выводы по использованию бенчмаркинга вузами США;
  • разработать концепцию участи вузов в сетевых проектах
  • разработать рекомендации по использованию опыта бенчмаркинга вузов США для российских вузов;
  • рассчитать стоимость создания сайта в сети Интернет.

Методологическая основа. При выполнении магистерской работы были использованы теоретические методы научного исследования – анализ и синтез, индукции и дедукции, моделирование, а так же использовался диалектический метод. Помимо теоретических методов, использовались так же эмпирические методы – изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, обследование, изучение и обобщение опыта. Так же методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода и принципы единства теории и практики.

Источники исследовании. Источниками исследования послужили труды российских и американских маркетологов, публикации периодической печати и Интернет-ресурсы, учебно – методические материалы, материалы официального делопроизводства.

Базой исследования стала бенчмаркинговая деятельность крупнейших вузов США.

Научная новизна:

  • четко выявлены основные особенности бенчмаркинга в сфере образования;
  • разработана концепция участия вуза в сетевых проектах;
  • разработаны рекомендации по использованию опыта бенчмаркинга вузов США российскими вузами.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что основные теоретические положения данной работы, раскрывающие суть и понятие бенчмаркинга могут использоваться в методических пособиях по маркетингу вузов, а практические выводы могут использоваться преподавателями вузов, руководителями различных служб вуза, руководителями лабораторий и исследовательских центров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

  • методологической обоснованностью исходной позиции, современными научными концепциями и трудами;
  • соответствием полученных практических результатов теоретическим положениям;
  • применением комплекса взаимодополняемых методов исследования;
  • четким и детальным построением как теоретического, так и практического исследования;
  • актуальностью предлагаемых научно-исследовательских разработок.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в магистерской работе, выражается: в теоретической разработке основных идей и положений исследования по избранной теме; в подборе и комплектации информации по теоретической части работы; в непосредственном проведении анализы опыта вузов США в бенчмаркинге; в непосредственной разработке концепции участии вузов в сетевых проектах; в личной разработке рекомендаций использования опыта бенчмаркинга вузов США для российских вузов.

Глава 1. Бенчмаркинг в управлении образованием: понятие, сущность, методология

1.1. Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия

За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % компаний. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности, но пока таких компаний не так уж и много. Для большинства же руководителей «бенчмаркинг» – это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование.

Термин «бенчмаркинг» является англоязычным. Этот термин произошел от слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Энциклопедия менеджмента (encyclopedia of management) дает следующую трактовку понятия бенчмаркинг: «бенчмаркинг – это процесс сопоставления, сравнивания, измерения внутренних процессов (сторон) организации; анализ уже существующих лучших аналогов и адаптация этих аналогов для своей организации, с учетом ее специфики и возможностей».

Х. Дж. Харрингтон и Дж. С. Харрингтон в своей книге «Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху» дают практически похожее определение бенчмаркинга. «Бенмаркинг – это систематический способ определения, понимания и развития наилучших по качеству продуктов, услуг, дизайна, оборудования, процессов и практик с целью улучшения реальной эффективности вашей организации». Но данное определения более четко определяет объект бенчмаркинга нежели первое, это может быть «продукт, услуга, дизайн, оборудование, процессы или практики».

В. Градобоев в статье «Бенчмаркинг как направление стратегического планирования» дает так же дает достаточно четкое определение бенмаркингу: «бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на выявление «контрольных точек» – лучших бизнес – примеров независимо от их масштабов, сферы и географического положения. Он стал эффективным инструментом стратегического планирования, помогающим руководству компании отслеживать тенденции развития рынка в интересах получения конкурентных преимуществ». Однако упор в этом определение делается больше не на объект бенчмаркинга, а на то, что не имеет значение масштабы, сфера деятельности и географическое положение лидеров, главное – это то, за счет чего они достигли своего успеха и что этот пример может использовать любая фирма, лишь адаптировав его под себя.

Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Данилова Т.В. в своей работе «Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности» дают обзор мнений крупнейших специалистов о том, что такое бенчмаркинг:

«Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) доктор Роберт К. Кэмп считает: Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуги опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях». Исполнительный директор компании Allied Sigпa Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне. Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен отмечает, что перевод английского термина «benchmarking» буквально означает «каменная скамейка» и приводит следующий пример. Представьте себе, что на вершине горы, хорошо всем видной, две каменные плиты установлены на ребро и слегка отодвинуты друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка. Данная идея – сравнение с неким эталоном – нашла широкое применение в экономике. Б. Андерсен дает наиболее полное определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнесс-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы». Большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг – изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации».

В мнениях этих специалистов появляется слово, которое не использовалось в приведенных выше определениях – «это постоянное измерение и сравнение», «постоянный процесс изучения и оценки товаров» и т.д. Это слово – «постоянный», т.е. бенчмаркинг – это не одно действие, это постоянный процесс, который должен присутствовать в деятельности фирмы на всем ее жизненном этапе.

Подводя итог выявлению точного понятия «бенчмаркинг», приведем мнение Михайловой Е.А.: «Бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего». В данном определении очень четко подчеркнута причина появления бенчмаркинга – это рост конкуренции, а для того, что бы определить процесс, необходимо знать, откуда он проистекает.

Исходя из всех приведенных выше определений бенчмаркинга, можно сделать вывод, что бенчмаркинг – это постоянная систематическая деятельность, направленная на определение наилучших по качеству продуктов, услуг, дизайна, оборудования, процессов и практик у фирм-лидеров независимо от их масштабов, сферы и географического положения с целью повышения конкурентоспособности вашей фирмы.

Существует несколько версий истории развития бенчмарикнга, мы же приведем лишь наиболее ярки имена, которые способствовали развитию бенчмаркинга и лишь наиболее значительные вехи в истории развитии

Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов. Именно в этот период японские специалисты посещали наиболее известные компании, в основном США и Западной Европы, с целью поглощения идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем произвести более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов. К этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий, как базы развития национальной промышленности, очевиден и не подлежит сомнению.

На западе бенчмаркинг, в современной его трактовке, впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году в целях преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. Компания решила сравнить продукцию, производимую в США, с продукцией ее японского филиала Fuji-Xerox. Руководство компании было подавлено тем фактом, что Fuji-Xerox продает копировальные устройства по цене, эквивалентной себестоимости их производства в США. Этот случай послужил толчком, приведшим к созданию успешной программы, нацеленной на снижение затрат в производственном процессе фирмы Xerox в США. В результате проведенного бенчмарикнга, на основе достигнутого успеха в производстве, менеджмент компании решил в 1981 году применить бенчмаркинг во всех областях предпринимательской деятельности.

В 1981 году Xerox совместно с фирмой L.L. Bean провели межотраслевой бенчмаркинг в области логистики и сбыта. Успешная реализация этого проекта стала доказательством того, что бенчмаркинг можно использовать и для непроизводственных процессов, а партнеры для сравнения по бенчмаркингу не обязательно должны быть из одной и той же отрасли.

В 1983 году компания Xerox сформулировала новый основной принцип предпринимательской деятельности: «Лидерство на рынке определяется качеством». Благодаря развитию бенчмаркинга компания Xerox получила престижные премии в области поддержки качества: приз Deming Application Prize – компания Fuji Xerox (Япония), премию Malcolm Baldrige National Quality Award – компания Xerox, сертификат European Quality Award – компания Rank Xerox.

В США методы бенчмаркинга получили распространение в конце 1980-х годов. Произошло это по двум причинам. Во-первых, это было инициировано комитетом по присуждению премии Malcolm Baldrige National Quality Award 1987, который, начиная с 1991 года, предписывает всем претендентам на получение премии использовать бенчмаркинг. Во-вторых, Роберт Кемп опубликовал в 1989 году рекомендации по проведению бенчмаркинга – «Бенчмаркинг. Поиск лучших промышленных решений». До сих пор в печати появлялись лишь статьи и отчеты о проведении бенчмаркинга. Книга Кемпа предложила детальное руководство и подход к внедрению и проведению бенчмаркинга.

В 1992 году в Американском центре качества продукции (American Productivity Quality Center) был создан Международный информационный центр по бенчмаркингу (International Benchmarking Clearinghouse – IBC). Почти одновременно там же в США стал работать Совет по бенчмаркингу Института стратегического планирования (Strategic Planning Council on Benchmarking – SPIC).

В 1993 году открылись центры бенчмарикнга в Англии и в скандинавских странах. В 1994 году в ФРГ при Fraunhofer – Institut так же открылся центр бенчмаркинга, а в 1998 году был создан Немецкий центр бенчмаркинга. Обе организации находятся в Берлине.

Глобализация промышленности невозможна без проведения международного бенчмаркинга. В 1995 году была основана Глобальная сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network - GBN). В эту сеть входят центры бенчмарикнга многих стран мира. Сеть создана для поиска партнеров по бенчмаркингу.

Можно привести ряд фирм из многих, которые глубоко вовлечены в процесс бенчмаркинга:

Alcoa, Allied Signal, Bell Atlantic, Boing, Digital Equipment Corporation, Hewlett-Packard, Johnson and Johnson, Motorola, Procter and Gamble и т.д.

Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха компании. Джексон Грейсон-младший, глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркетинга:

1. Глобальная конкуренция

Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за качество

В последние годы все большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями – участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.

3. Необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий

Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели «перехода от искусства к науке».

Как показывает рис.1. первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.

Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов.

Четвертое поколение бенчмаркинга – это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

Пятое поколение – глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства (Рис. 1).

Рис. 1. Развитие бенчмаркинга

Из-за большого количество определений, на первый взгляд, бенчмаркинг может показаться довольно запутанным делом, но на практике бенчмаркинг обычно включает в себя:

  • регулярно сравниваемые аспекты деятельности (функции или процессы) с лидерами в подобной деятельности;
  • определение пробелов в деятельности компании;
  • поиск свежих подходов для внесения улучшений в работу компании;
  • мониторинг внедряемых улучшений у других;
  • отслеживание прогресса на предприятии и постоянная корректировка и пересмотр результатов и прибылей.

Правильно используемый бенчмаркинг показал себя как один из наиболее эффективных современных инструментов, способствующих устранению недостатков в работе компании. Бенчмаркинг обеспечивает:

  1. эффективный «будильник», который помогает созреть готовности к изменениям;
  2. практические пути, которыми могут быть достигнуты пошаговые изменения в работе посредством обучения у других, кто уже проводил подобные изменения;
  3. стимул для поиска новых путей и формирования культуры, восприимчивой к свежим подходам и идеям;
  4. возможности для персонала учиться новым навыкам и быть вовлеченным в процесс трансформации компании.

Успешный бенчмаркинг в результате приносит значительную и ощутимую выгоду:

  • Пошаговые изменения в работе и инновациях.
  • Улучшение качества и производительности.
  • Улучшение в процессе индикативного измерения деятельности предприятия.

Бенчмаркинг может также производить положительный эффект на те аспекты, которые необходимы для поддержки постоянного улучшения работы предприятия, например:

  • Повышается внимание к работе своей компании, внутри компании открыто обсуждаются ее сильные и слабые стороны.
  • Изучение опыта других дает больше уверенности в развитии и применении новых методов и подходов.
  • Больше вовлекается и мотивируется персонал в рамках программ внутренних изменений на предприятии.
  • Повышается желание обмениваться с другими компаниями решениями общих проблем и достигать консенсуса в проведении изменений.
  • Лучше видна «общая картина» и разворачивается более широкая перспектива взаимодействия факторов, которые способствуют внедрению наилучшего опыта.
  • Определение объективного уровня производительности.
  • Соответствие требованиям клиентов.

Повышается качество сотрудничества и приходит понимание взаимодействия между и внутри организаций.

Табл.2. Эффект от использования бенчмаркинга

Прямой эффект Косвенный эффект
Анализирует деятельность предприятий Дает представление о бизнес-процессах на собственном предприятии
Сравнивает как подразделения собственного предприятия между собой, так и предприятия друг с другом Устанавливает предпринимательские цели
Определяет лучшие достижения Перепроверяет предпринимательские стратегии
Определяет недостатки в производственной деятельности Повышает конкурентоспособность
Оценивает альтернативные решения Инициирует процесс постоянных улучшений

1.2. Виды бенчмаркинга и их характеристика

1. Внутренний бенчмаркинг.

Внутренний бенчмаркинг – это сравнение схожих видов деятельности или функций внутри одного предприятия или с ассоциированными организационными подразделениями с целью выявления лучшего на практике уровня производственной или какой-либо другой деятельности в заданных рамках. Внутренний бенчмаркинг является отправным пунктом любого процесса бенчмаркинга и всегда рассматривается в первую очередь. Если организация только приступает к разработки своей программы бенчмаркинга, внутренний бенчмаркинг является превосходным способом развить эту программу и научить персонал ею пользоваться. Этот подход очень эффективен в организациях, имеющих большое количество деловых подразделений и (или) работающих относительно автономно и занятых сходной деятельностью.

Внутренний бенчмаркинг заключается в том, чтобы сначала осмотреться внутри организации для выяснения, насколько сходна работа различных филиалов, а затем определить лучшее из наблюдаемых практик. Этот тип бенчмаркинга легко всего осуществить, поскольку в этом случае нет проблемы безопасности или конфиденциальности, которые следует решать. Почти во всех случаях внутренний бенчмаркинг должен быть предпринять в первую очередь, поскольку он стоит не дорого и дает очень подробные данные.

Внутренний бенчмаркинг выявляет силу и слабость предприятия и позволяет провести дифференциацию. Для достижения мирового уровня этого, однако, не достаточно. Не хватает взгляда во внешний мир.

2. Внешний бенчмаркинг.

Внешний бенчмаркинг – это проведение бенчмаркинга вне собственной организации.

Внешний бенчмаркинг обеспечивает возможности обучения у тех, кто находится на переднем крае, однако необходимо помнить о том, что не каждый наилучший опыт может быть применен у других. В дополнение ко всему этот вид бенчмаркинга может занять больше времени и ресурсов для проведения сравнения данных и информации, проверки достоверности данных и выработки рекомендаций. Внешнее обучение часто движется медленнее из-за синдрома «изобретено не здесь».

2.1. Бенчмаркинг конкурентов – это сравнение и анализ продуктов, производственной деятельности, процессов и т.п. со своими прямыми конкурентами. Если объект исследования у конкурентов находиться в прямом противостоянии с объектами собственного предприятия, то бенчмаркинг может быть проведен совместными усилиями, например, в таких областях, как управление производством, меры по обеспечению безопасности, повышение квалификации.

Бенчмаркинг конкурентов часто проводиться независимой третьей стороной. Ее задачей является «фильтрация» информации, являющейся важной с точки зрения конкуренции, и стандартизация в соответствии с ранее определенными нормами специфической информации, связанной с производственной деятельностью.

Несмотря на то, что бенчмаркинг конкурентов выходит за рамки внутреннего бенчмаркинга, он все равно очень скоро сталкивается с препятствиями, которые мешают выйти предприятию на мировой уровень. Максимум, что позволяет сделать бенчмаркинг конкурентов, это подтянуться к конкурентам. Однако в промежутках между проведениями исследований конкуренция продолжает стремительно развиваться, так что в результате все равно происходит отставание. К тому же, довольно сложно привлечь конкурентов в проекте по бенчмаркингу, поскольку здесь возникает проблема равноценного обмена информацией. По этой причине предприятия, заинтересованные в проведении бенчмаркинга конкурентов, часто прибегают к услугам внешних экспертов в области консалтинга.

Решающим фактором для проведения бенчмаркинга конкурентов является доступ к информации о методах, которыми владеет конкурент.

2.2. Отраслевой бенчмаркинг – имеет те же целевые установки, что и бенчмаркинг конкурентов. Но отраслевой бенчмаркинг распространяет сравнение на всю отрасль. Его целью является выявление тенденций. Он исследует эффективность определенной функции в отрасли. А для этого необходимо исследовать гораздо большую группу предприятий, которые снабжают одни и те же рынки схожими продуктами. Отраслевой бенчмаркинг позволяет получить очень хорошие результаты при сравнении процессов. Данный вид бенчмаркинга так же проводиться зачастую с помощью привлеченных экспертов.

Границы между отраслевым бенчмаркингл и бенчмаркингом конкурентов несколько размыты.

2.3. Межотраслевой бенчмаркинг означает: учиться лучшему у других предприятий, вне зависимости от их принадлежности к отрасли. Основная идея межотраслевого бенчмаркинга заключается в сравнении предпринимательских процессов.

3. Бенчмаркинг продукта. Эффективным методом для проведения бенчмарикнга продукта и технических решений является инженерный анализ при переконструировании или копировании лучших образцов. Этот метод сравнивает собственные продукты с продуктами конкурентов. Продукты раскладываются на составные части, которые и сравниваются между собой. Такой подход позволяет выявить разницу и различия в технических решениях. Выявленные различия оцениваются и переводятся в составляющие затрат. Исходной точкой для оценки затрат являются затраты на реализацию технических решений на собственном предприятии. Затем определяются производственные и конструктивные отличия.

Бенчмаркинг продукта служит, прежде всего, целям снижения издержек путем модернизации уже существующего продукта или путем использования найденных возможностей улучшения при разработке новых продуктов.

4. Бенчмаркинг процессов. Бенчмаркинг процессов – это сравнение схожих процессов с целью их оптимизации. Сравнение распространяется на внутренние процессы предприятия, отраслевые или межотраслевые процессы независимо от конкуренции и границ отрасли. При этом выявляются различия, причины их возникновения и возможности для улучшения процессов.

При проведении бенчмаркинга процессов решающее значение имеют ориентация на сами процессы и нацеливание структур предприятия на фактически проходящие процессы. Для этого необходимо применять методы управления процессами. Целью управления процессами является заблаговременное воздействие на результаты через регулирование процессами. Для этого необходимо изучать все процессы. Их анализ показывает не только различия в эффективности тех или иных процессов, но и условия, при которых происходит создание стоимости. На этапе сравнения собственных процессов с процессами других предприятий можно найти инновационные решения для организации предпринимательских процессов. Объектом бенчмаркинга процессов являются процессы, которые следует улучшить. Для этого эти процессы необходимо очень точно определить, соответствующим образом структурировать придать им цифровое значение с помощью соответствующих измеряемых величин.

В специальной литературе в качестве основных приводятся следующие этапы бенчмаркинга процесса: идентификация процессов, которые сравниваются в ходе бенчмаркинга, отображение этих процессов, сравнение их с другими и взаимообучение. Производительность предприятия повышается одновременно с ростом производительности процессов.

Преимущества бенчмаркинга процессов заключаются в том, что большой потенциал улучшений происходит за счет возможностей выйти за рамки отрасли, в течении продолжительного времени наблюдается высокий эффект и наблюдается хорошая переносимость найденных лучших методов.

5. Стратегический бенчмаркинг. Стратегический бенчмарикнг – это поиск лучших стратегий, которые ведут к достижению наивысшей производительности. Для этого необходимо знать предпосылки возникновения лучших стратегий.

Стратегический бенчмаркинг является инструментом для определения и ориентации на ключевые области – на основную компетенцию предприятия, а так же на улучшение основных процессов. Стратегический бенчмаркинг – это объективный инструмент раннего предупреждения и, с помощью которого можно распознать долгосрочные тенденции, которые складываются из-за воздействия внешних и внутренних изменений, а также своевременно реагировать на них.

Стратегический бенчмаркинг – это не абсолютно новая концепция разработки стратегии, а направленность уже имеющихся и эмпирически обоснованных инструментов на особенности разработки стратегии.

Стратегический бенчмаркинг можно использовать в следующих областях:

  • нахождение стратегических позиций и пробелов в стратегии путем сравнения стран и отраслей.
  • выявление главных стратегических факторов успеха путем сравнения стратегий с наиболее успешными предприятиями.
  • выявления необходимых компонентов в различных типах стратегий путем сравнения предприятий, имеющих схожую стратегическую направленность.
  • перепроверка и дополнение собственной стратегии путем сравнения со стратегиями, которые применяло раньше какое-либо предприятие в схожей ситуации.

Стратегический бенчмаркинг как объективное нахождение позиции в конкурентной борьбе дает требуемую информацию о производственной деятельности конкурентов.

Он определяет цели, которые нужно достичь предприятию, чтобы сравнятся или превзойти лучших из конкурентов. Стратегический бенчмаркинг в комбинации с бенчмаркингом процессов позволяет разработать мероприятия, с помощью которых предприятие станет или останется предприятием мирового уровня.

Структурная организация бенчмаркинг-процесса имеет множество вариантов. Рассмотрим несколько наиболее распространенных вариантов, которые могут применяться как в чистом, так и в смешанном виде.

а) Консорциум. Несколько предприятий собираются вместе, чтобы решить общую проблему, и получают данные о лучших методах организации производства. Спектр исследуемых проблем простирается от кадровой политики до управления производственными мощностями и т.д. Члены консорциума не обязательно должны принадлежать к одной и той же отрасли, поскольку связующим элементом является совместное фокусирование на проблеме.

Данную организационную форму бенчмаркинга рекомендуется применять при фокусировании на определенном вопросе и для проведения процессов постоянного улучшения.

б) Колесо. Данная форма рекомендуется для проведения проектов по бенчмаркингу для начинающих. При использовании колеса опросный лист разрабатывается совместными усилиями, происходит постоянный обмен информацией между партнерами и первенство в оценке принадлежит одному предприятию / координатору.

в) Круг. Эта форма не подходит для реализации одного проекта, одна имеет смысл использовать ее для постоянных проектов по бенчмаркингу, так как для этой формы характерен постоянный информационный обмен между партнерами, составление опросного листа и оценка результатов проводиться совместными усилиями.

г) Звезда. Использование этого варианта возможно лишь в исключительных случаях, например, при проведении международного бенчмаркинга. В этом варианте координатор разрабатывает опросный лист, проводит оценку и предоставляет данные партнерам, а между отдельными партнерами нет контактов.

1.3. Основные принципы и этапы реализации концепции бенчмаркинга

Определив основное содержание бенчмаркинга, рассмотрим более подробно его основные принципы. Так, Watson G.H. [60] выделяет следующие основные принципы бенчмаркинга.

1. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других, и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат.

Все должно быть заранее установлено и согласовано.

2. Аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

3. Измерение. Бенчмаркинг – это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.

4. Достоверность. Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

Процесс бенчмаркинга может быть запутанным из-за отсутствия единого стандарта его проведения. Так, например, существуют модели основанные на:

  • Подходе Деминга к контролю качества, который состоит из четырех этапов: «планируй, измеряй, анализируй и внедряй».
  • Модели Роберта Кэмпа (менеджера по бенмаркингу и удовлетворенности потребителей компании Xerox), которая имеет 5 фаз, разделенных на 12 этапов.
  • «Системе 20 ключей», созданной японским профессором Ивао Кобаяси. Согласно этой системе, компания оценивает собственную организацию через 20 ключей (каждый из которых – фактор, имеющий критическое значение для ее функционирования) по 5 – бальной системе.

Организационные формы бенчмаркинга.На практике организации приспосабливают под себя модели, чтобы они отвечали их собственному подходу к постоянному улучшению и существующему бизнес-окружению. Рассмотрим одну из наиболее распространенных моделей, состоящую из четырех этапов:

  • планирование,
  • поиск,
  • анализ,
  • адаптация.

1. Планирование. Для того чтобы приступить к планированию бенчмаркинг-проекта, нужно в первую очередь собрать всю необходимую для этого информацию.

Составляющие этапа планирования:

  • Определить предмет исследования.
  • Определить цели исследования и критерии, которые будут использоваться для оценки успеха.
  • Выбрать подход и тип бенчмаркинга.
  • Определить потенциальных партнеров.
  • Выработать план проекта.
  • Развивать коммуникационную стратегию.
  • Назначить ресурсы и определить команду проекта.
  • Определить правовые аспекты.

1. Поиск.

  • Собрать информацию и данные по работе. Это может включать в себя составление карт процессов.
  • Выбрать и вступить в контакт с партнерами.
  • Выработать с партнерами совместное понимание о процедурах, которые будут проводиться и, если это необходимо, подготовить Протокол бенчмаркинга.
  • Подготовить вопросы и согласовать терминологию, а также инструменты измерения деятельности, которые будут использованы
  • Раздать список вопросов каждому партнеру.
  • Начать сбор информации и данных по выбранному методу, например, посредством интервью, посещения площадок, телефонных переговоров, электронной почты, факса.
  • Если требуются посещения площадок, разработать программу визитов и согласовать их цели.
  • Сопоставить данные для возможного анализа.

1. Наблюдение – понимание и документирование процесса партнера по показателям и по практике.

2. Анализ.

  • Пересмотреть данные и сделать таблицы, диаграммы и графики для поддержки анализа.
  • Определить пробелы в работе между вашей организацией и лучшей практикой.
  • Найти объяснения пробелов в работе.
  • Убедиться, что сравнения носят осмысленный и достоверный характер. Где необходимо, нормализовать используемые инструменты измерения – применить корректирующие факторы, чтобы учесть причины различий в работе и отличить их от собственной неэффективности.
  • Обсудить данные как указано в коммуникационной стратегии в начале проекта.
  • Определить реальные возможности для улучшений.

1. Адаптация.

  • Исследовать реальность проведения улучшений в свете условий вашей организации.
  • Согласовать улучшения, которые реальны.
  • Сделать отчет по бенчмаркингу, в котором включены рекомендации.
  • Получить поддержку ключевых групп участников для осуществления необходимых изменений.
  • Разработать план(ы) действий для внедрения.
  • Внедрить план(ы) действий.
  • Отслеживать работу.
  • Поощрять успех.
  • Информировать ключевых участников проекта о прогрессе.

Эти пять этапов составляют колесо бенчмаркинга, но есть еще один этап, который не отражен в колесе бенчмаркинга, но реально существует на практике:

1. Мониторинг.

  • Оценить примененный процесс бенчмаркинга и результаты улучшений по отношению к целям и критериям успеха, а также к общей эффективности.
  • Запротоколировать извлеченные уроки и сделать их доступными для других.
  • Периодически пересматривать результаты бенчмаркинга в свете изменений условий, которые влияют на работу, по отношению к успешному опыту.

Чтобы способствовать проведению эффективного бенчмаркинга в соответствии с этическими нормами, участники от имени представляемых ими предприятий договариваются о соблюдении следующих принципов:

  • Принцип законности (легальности). Необходимо избегать действий или обсуждения тех вопросов, которые могли бы привести к заинтересованности одной из сторон в ограничении конкурентной борьбы.
  • Принцип готовности к обмену информацией. Необходимо предоставлять необходимую информацию в том же объеме, в котором она исходит от партнера.
  • Принцип доверия. Нужно рассматривать бенчмаркинг как доверительный обмен информацией между участниками и партнерами. Полученная информация не должна передаваться третьей стороне без предварительного согласования, полученного от партнера по бенчмаркингу. Участие какой-либо организации в проекте не должно состояться без получения предварительного разрешения.
  • Принцип использования информации. Использовать полученную в рамках партнерства по бенчмаркингу информацию исключительно для целей улучшения внутренних концепций и методов. Внешнее использование и распространение название фирмы – партнера по бенчмаркингу вместе с его данными и используемыми им методами требует получения разрешения от партнера.
  • Принцип непосредственного контакта. Нужно устанавливать контакт с лицами, ответственными за бенчмаркинг, по возможности через партнерское предприятие.
  • Принцип подготовленности. Продемонстрировать заинтересованность и готовность выполнять свои обязательства в деле эффективного проведения процессов в рамках бенчмарикнга, можно путем адекватной подготовки каждого этапа процессов бенчмаркинга, особенно в период первых контактов и при установлении партнерских отношений.

1.4. Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза

В связи с нарастающим развитием конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, вступлением России в Болонский процесс, интернационализацией высшего образования и т.д. все большее значение в работе вуза приобретает качество тех услуг, которые оказывает высшее образовательное учреждение. Требование к высшему образованию, которые возникают в данных условиях, меняют методы, с помощью которых учебные заведения достигают успеха. Среди современных средств и технологий менеджмента, которые могут применяться в сфере высшего образования, такие как: всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM), непрерывное улучшение качества (Continuous Quality Improvement – CQI), реинжиниринг бизнес процессов (Business Process Reengineering – BPR) и т.д.. Именно бенчмаркинг стал полезным и эффективным инструментом для поддержания конкурентоспособности вузов и для улучшения качества образования.

Для большинства учреждений высшего образования желание учиться друг у друга и делиться хорошей практикой почти столь же старо как университет непосредственно. С возрастанием международной роли университетов, потребность в изучении опыта других вузов стала все больше, поэтому возникали различные профессиональные ассоциации как академические, так и неакадемические; появилась практика многочисленных делегаций от одного вуза в другой; большую роль приобрели конференции и симпозиумы. Бенчмарикнг – это лишь новый, усовершенствованный этап в подобной, уже укрепившейся практики вузов делиться опытом друг с другом.

Из-за точных данных и хорошей методологии исследования, бенчмарикнг идеально подходит для высших учебных заведений, где преподаватели и профессоры достаточно хорошо знакомы с подобного рода исследованиями. Бенчмаркинг помогает создать прочную структуру для внешней оценки деятельности как данного вуза, так и других вузов, а так же помогает создать новую сеть коммуникаций между вузами. Бенчмаркинг является позитивным процессов в деятельности вуза, он так же позволяет объективно определить первоначальную стоимость услуги, он позволяет определить те нововведения, которые необходимы для деятельности вуза и пути для их наименее болезненного внедрения.

Несмотря на большинство позитивных рекомендаций для использования бенчмаркинга и большое количество примеров его успешного использования, есть противники бенчмаркинга в высшем образовании. Они заявляют, что бенчмаркинга является лишь мелкой стратегией для улучшения существующих процессов, что эта стратегия применима исключительно для административных процессов. Противники бенчмарикнга считают, что это лишь средство копирования, что он не является способом поиска инноваций и что он может принести лишь вред и развить недостатки. Эти проблемы в значительной степени необоснованны, поскольку применение данного метода может привести к радикальному изменению процессов, концепция бенчмарикнга может применяться как к административным процессам, так и процессам обучения, ведения практики и т.д. Бенчмаркинг может позволить организации совершить «скачок» в своем деле путем выявления и привлечения передовой практики.

Для вузов, в работе которых не малое значение имеет международная деятельность, очень важно применение бенчмарикнга. При разработке совместных программ с зарубежными вузами бенчмаркинг может выступать как инструмент взаимного изучения будущими партнерами по созданию совместных программ ключевых аспектов деятельности друг друга и последующего принятия лучших практик в качестве общих стандартов совместно создаваемого в рамках проекта.

Современное общество – это информационное общество. Наше общество динамично развивается, постоянно появляются различные новинки в области техники, технологии, медицины и т.д. В связи с развитием процессов глобализации и интернационализации повышаются требования к качеству образования, стандартам системы высшего образования и т.д.

Бенчмаркинг необходим, в первую очередь, для того, чтобы «держать руку на пульсе конкурентов», иметь реальное представление о происходящих изменения в области образования, найти свое место при достаточно быстро изменяющейся конкурентной ситуации и постоянно учиться у лучших, совершенствуя свою деятельность. Кроме того, бенчмаркинг может служить мощным мотивационным фактором, являясь источником информации для сотрудников университета и студентов о достижениях в области науки и практики в зарубежных вузах.

Непосредственное знакомство с чужим опытом может служить неистощимым источником новых идей или адаптации уже существующей практики для своего вуза, так как легче и дешевле принять и адаптировать чьи-то апробированные идеи.

Бенчмарикнг можно использовать не только как инструмент совершенствования процессов, но и для стратегического планирования, прогнозирования и мониторинга, поскольку он включает в себя изучение и анализ как внутренней, так и внешней среды, анализ окружения и различных тенденций в данной сфере, а так же поиск целей, ориентирование и мониторинг внедряемых процессов.

Опыт использования бенчмарикнга в высшем образовании имеется у таких стран как США, Канада, Австралия.

Существенные изменения происходят в европейском высшем образовании. В связи с все более ожесточающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг, европейское высшее образование стремится выглядеть привлекательней на рынке образовательных услуг и статье еще более значительным для потребителей. Все учебные планы вызов Европы должны быть преобразованы в соответствии с Болонским Процессом и проводимые исследования должны носить стратегический характер. Качество является ключевым аспектов всех нововведений. И именно бенчмаркинг, это тот инструмент, с помощью которого вузы Европы смогут достичь желаемого результата, так считают европейские эксперты. Поэтому все большее количество европейских вузов отдает свое предпочтение бенчмаркингу.

Достаточно успешно функционируют отраслевые глобальные бенчмаркинговые сообщества в сфере образования, такие как Consortium for Higher Education Benchmarking Analysis (CHEBA), Public Sector Benchmarking Service (PSBS), Educational Benchmarking, Inc. (EBI) и другие международные центры эталонного сопоставления.

Активному развитию глобального бенчмаркинга способствуют мировые конкурсы в области качества: Национальная премия качества Малколма Болдриджа (США), Японская премия качества, Европейская премия качества и другие.

Если говорить о сфере образования, то мировые премии по качеству имеют в своих структурах отдельные конкурсные категории для общественных организаций (Европейская премия качества) или отдельно для сферы образования (премия Болдриджа).

Организатором Европейской премии по качеству (с января 2006 г. – Премия совершенства EFQM) является Европейский фонд управления качеством (EFQM), в тоже время фонд успешно развивает бенчмаркинг на базе премии, организует посещения лучших компаний Европы – лауреатов премии качества, координирует работу групп эталонного сопоставления, исследовательских консорциумов, практических сообществ.

В рамках образовательного сообщества EFQM – «Education Community of Practice» сотрудничают более 150 европейских вузов из 20 стран, проводя ежеквартальные встречи, конференции, семинары.

Если говорить о бенчмаркинге только как об инструменте мониторинга и сравнения, или как о способе выработке неких обобщенных стандартов отрасли, то в России такая работа, конечно, ведется.

В настоящее время в нашей стране осуществлен переход к комплексной оценки деятельности вузов, совмещающий процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей. Действующая система показателей для учреждений высшего профессионального образования включает качественные и количественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной оценки образовательного учреждения, в том числе при проведении самообследования, предшествующего аттестационной процедуре.

Однако существующая в настоящее время практика мониторинга качества образования далека от совершенства. Подобные системы самостоятельно разрабатываются и внедряются отдельными вузами в качестве методического инструмента обеспечения государственного образовательного стандарта. В то же время комплексные системы мониторинга качества образования отсутствуют как на региональном, так и на федеральном уровне. Таким образом, наблюдается тенденция к переносу центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки вузов.

Можно отметить некоторые интересные работы, которые проводились в рамках программ Министерства образования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Научная, научно-методическая, материально-техническая и информационное обеспечение системы образования» и др. программ, на пример по разработке структуры системы качества университетских центров дополнительного образования и сертификации персонала в соответствии с требованиями ИСО 9004 – 2 и EN 45013, разработки методических основ управления качеством в области научно-исследовательской деятельности в высшей школе, разработке методологии описания и моделирования основных рабочих процессов вуза на базе структурного анализа и функционального моделирования для реализации информационной поддержки системы менеджмента качества вузов.

Однако конкретных примеров реализации бенчмаркетинговой деятельности с выявлениям лучшей практики для последующей адаптации либо в отдельно взятом вузе, либо в системе образования в целом имеет не много.

Похожие работы