Публикации

Проблемное обучение в школе и вузе

Проблемное обучение в школе и вузе

Современная система образования в России, к сожалению, доказала свою неэффективность. Огромное количество выпускников школ и вузов находятся в ситуации неопределенности, психологи бьют тревогу в связи с ростом так называемого социального инфантилизма, т.е. неподготовленности к жизни и активной трудовой деятельности. Как ни странно, менее всего подготовленными к жизни оказываются отличники – золотые медалисты и обладатели красных дипломов. Казалось бы, именно они должны составлять интеллектуальную элиту страны, занимать ведущие позиции на рынке труда, однако отличников и хорошистов среди безработных гораздо больше, нежели тех, кто в школе и институте учился на тройки. Почему так происходит?

Эксперты в области образовательных технологий пришли к выводу, что основной проблемой современного образования является примат репродуктивной системы передачи знаний. Другими словами, учителя и преподаватели «выдают материал», а ученики и студенты должны его воспроизвести как можно точнее. Такое обучение не развивает мышление и способности к самостоятельной деятельности. Получается, что отличник, который хорошо знает материал, научился только запоминать и воспроизводить информацию, никаких других навыков и компетенций у него просто не может быть, его этому не учили. Неэффективность репродуктивного подхода давно известна, тем не менее, именно этот подход продолжает реализовываться в подавляющем большинстве школ и вузов нашей страны, потому что нет альтернативы. Школьная программа и методики преподавания построены на заучивании текстов и правил учащимися, оценка результатов обучения предполагает проверку объема усвоенной информации. Получается, что все понимают, что такое обучение не готовит ребенка к взрослой жизни в современном обществе, но не предпринимается никаких попыток изменить ситуацию. Отсюда и пресловутое мнение о бесполезности получения образования в России.

Недавние реформы предлагают альтернативу традиционным подходам к обучению. Основной тренд новых методик – внедрение интерактивных методов работы с учащимися. Школьных учителей и преподавателей вузов массово отправляют на курсы переподготовки, где учат строить диалог с учениками и студентами, развивать навыки общения и решения проблем. Идея, безусловно, хорошая, но, как показывает практика, переход к проблемному обучению и применению интерактивных методик будет трудным. Учителя и преподаватели старой закалки привыкли к тому, что на занятиях они рассказывают и объясняют учащимся все, что нужно знать и совершенно не понимают, как можно ставить и решать какие-то проблемы, устраивать дискуссии и круглые столы на уроках. Главный вопрос, который они задают: а что это даст? Что ученики и студенты будут знать?Проблемное обучение не ставит вопрос о необходимом минимуме знаний, оно ставит вопрос об умениях и навыках.

Еще один вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей, как будет происходить проблемное обучение в школе. Предполагается, что на уроке учитель совместно с учениками должен будет в рамках изучаемой темы найти интересную проблему и совместно найти один или несколько вариантов ее решения. В процессе поиска решения проблем ученики будут не только получать новые знания о предмете, но и учиться ставить цель и задачи, высказывать и аргументировать свою позицию, отстаивать свое мнение и находить ответы на неоднозначные вопросы.

Проблемное обучение в вузе предполагает развитие у студентов компетенций, которые необходимы для успешной трудовой деятельности, т.е. тех навыков и умений, которые требуются на практике, в реальных компаниях и фирмах. Возникает вопрос, откуда преподаватели должны узнавать о том, какими видят работодатели будущих работников, какие навыки нужно развить у студентов? Путей выяснения запроса рынка труда несколько. Во-первых, это социологические исследования, во-вторых, проведение ярмарок вакансий и круглых столов по проблемам трудоустройства выпускников на базе вузов, в-третьих, запрос потребностей студентов. Третий путь на данный момент считается наиболее эффективным, поскольку стимулирует студента на изучение сферы будущего трудоустройства, требований к профессии и должности. В итоге студент не только передает информацию о необходимых компетенциях преподавателям, но и получает реальное представление о своей будущей работе и трудовой деятельности.

Перспективы внедрения практики проблемного обучения и интерактивных методов в образовании на данный момент весьма неопределенные. С одной стороны существует необходимость повышения качества и эффективности обучения в школах и вузах, с другой стороны существуют трудности адаптации преподавательского состава к новым методикам и даже некоторое сопротивление им. Сопротивление инновациям вызвано в первую очередь привычкой к репродуктивной системе передачи знаний, где все понятно, где существуют выверенные до мелочей методики и системы оценок. Новая же система и, особенно, критерии оценки результатов обучения пока не очень ясны.

Похожие материалы