Публикации

ЕГЭ 2013 – «разбор полетов»

ЕГЭ 2013 – «разбор полетов»

Десятая годовщина введения Единого государственного экзамена была отмечена наиболее значимыми скандалами. Многие заявляли, что сегодняшний кризис ЕГЭ ставит под большое сомнение его существование в будущем. Другие оправдывали неработающий механизм ЕГЭ с все более завоевывающими мир коммуникационными связями и развитием интернета. Но ели в целом посмотреть на задачи и проблемы ЕГЭ, то становится понятно, что механизм перестал работать уже давно.

Итак, подведем итог: что хотели, что получили и как с этим бороться!

Хотели:

Основным намерением Единого государственного экзамена назывался фактор одного «моментального» испытания, объединяющего в себе выпускной экзамен в школе и вступительный в университете. Тем самым, со стороны гуманистических намерений ЕГЭ должен был снять эмоциональную, физическую и психологическую нагрузку с выпускника.

Кроме этого, ЕГЭ должно было способствовать полному уничтожению коррупционной части выпускных и вступительных экзаменов, которая исторически сложилась в предыдущее время. И если раньше оценка ученика напрямую зависела от школьного или вузовского преподавателя, то ЕГЭ (теоретически) исключал возможность подкупа и заинтересованности принимающей стороны.

Таким образом, при помощи Единого государственного экзамена должна была решиться проблема социального неравенства выпускников и абитуриентов из крупного города и сельской местности, обеспеченных семей и семей различного достатка, то есть любой выпускник нашей страны мог получить возможность поступить в лучший вуз по собственному выбору.

И последнее, возможно, самое важное составляющее положительного намерения ЕГЭ – это возрастающий патриотизм, который должен был испытывать каждый знающий, что «его страна его бережет и защищает».

Получили:

В предыдущие годы и, особенно в результате ЕГЭ этого года все разговоры о том, что задания и ответы на задания являются абсолютно защищенными, оказались не правомерными. В сети не только в день тестирования, но и накануне появляются сами контрольно-измерительные материалы, а также ответы на них. Запрет на пронос мобильных телефонов, фотоаппаратов и просто выкладывание КИМов в интернет не помогли, сеть «пестрила» заветными материалами со своеобразным ГОСТом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Также спорным оказался факт единого уровня преподавания в стране. Множество звонков-жалоб поступило на неквалифицированность преподавателей не способных подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Новшеством последних лет в сфере ЕГЭ стало понятие ЕГЭ-туризма, то есть перевод учащегося накануне сдачи экзамена в сельскую школу, где, скорее всего, уровень защищенности задания и контроля оказывался ниже.

Что касается коррупционной части, то тут все осталось на «своем месте». По словам звонивших в Общественную палату результаты ЕГЭ покупались, как и результаты простого экзамена, только цена тут доходила до 100 тысяч рублей за один предмет. Кроме того были случаи звонков самих преподавателей которые жаловались на то, что их заставляют собирать деньги с учащихся за положительные результаты ЕГЭ.

Кроме того много жалоб поступает на ряд организационных вопросов по поводу заполнения бланков, сроков оглашения результатов, установленных камер, – по каждому вопросу родителям приходилось звонить в Москву, а не решать их на месте.

Прогнозируемые методы борьбы:

Во-первых, в Общественной палате была открыта «горячая линия» куда каждый желающий мог позвонить и высказать свое мнение о проходящем экзамене, просьбах и пожеланиях. Так же по такой же системе работает форум официального информационного портала единого государственного экзамена. Чиновники, в свою очередь, обещают тщательно отслеживать и анализировать поступившие предложения. Ключевым моментом в данной цепочке называется создание некого института федеральных наблюдений, целью которого будет объективное отслеживание проведения и результатов ЕГЭ.

Во-вторых, для сокращения бюрократических проволочек и коррупционной составляющей ЕГЭ планируется сокращать количество пунктов возможной сдачи и в обязательном порядке подчинять их допуску или аккредитации.

Одним из возможных нововведений называлось возможность увеличения реальных сроков проведения ЕГЭ, то есть давать возможность сдавать экзамен в подходящее для ученика время.

Что же касается утечки КИМов, то возможным решением может стать разработка заданий в соответствии с часовыми поясами, оборудование пунктов сдачи ЕГЭ металлоискателями и системами подавления сотовой связи.

Коррупционную часть, возможно, поможет решить смена преподавательского состава, когда например педагоги из Москвы будут принимать экзамен в Сибири, и наоборот.

Какими бы не были решения по совершенствованию Единого государственного экзамена, ясным остается одно – изменения должны быть!

Похожие материалы