Публикации
Мы ВКонтакте

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

 Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему: Теоретические основы умственного воспитания дошкольников 

3. Рассмотрите основы теории умственного воспитания: психологическая, физиологическая, методологическая.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь разить у него какие-либо высокие способности. А.В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картиике». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т.п.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, Салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».

Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л.С. Выготский относит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

 

  • сенсорное воспитание (развитие);
  • развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • становление речи.
  • воспитание любознательности, познавательных интересов (т. к. умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов).

 

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» — у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Поэтому задачей умственного воспитания является:

  • формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста. [5; с.142-144]

4. Раскройте основные направления современных исследований в области умственного воспитания детей дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, С.Н. Николаева, В.И. Логинова и др.).

За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Однако эта проблема все еще остается недостаточно разработанной как в педагогическом, так и в психологическом аспекте. Имеется много педагогических исследований по ознакомлению детей с окружающим миром, по формированию представлений о живой и неживой природе, по развитию математического мышления детей. Однако данные работы, как правило, затрагивают лишь отдельные частные вопросы. Даже в трудах ведущих советских ученых в области дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина) вопросы умственного воспитания в детском саду рассматриваются по ходу изложения других проблем: развития речи, организации занятий и т. д.

Интересные подходы к решению данной проблемы есть в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.И. Непомнящей. Одна из линий этих исследований заключается в переводе детей с уровня дооператорного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Это, конечно, важнейшая задача умственного развития детей старшего дошкольного и школьного возраста. Но не менее важной является задача максимального использования возможностей дооператорного мышления в умственном развитии ребенка.

Период дооператорного мышления приходится на возраст ребенка от 2 до 7 лет. В этот период совершаются кардинальные изменения в общем развитии ребенка. В ряде исследований показано, что важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Развитие этих форм в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам.

Таким образом, психическое, в том числе и умственное, развитие ребенка выступает как процесс, имеющий конкретно-историческую и социальную природу, все основные этапы которого обусловлены особенностями передачи общественного опыта.

В зарубежной психологии по данной проблеме ведутся острые дискуссии двух противоположных направлений. Одно из этих направлений характеризуется тенденцией рассматривать психическое развитие ребенка как результат созревания нервной системы и всего организма в целом (Д. М. Болдуин, К. Бюдер, С. Холл, А. Гезелл). Правда, в последних работах А. Гезелла наблюдается существенное изменение его теоретических позиций — при анализе психического развития он существенное внимание уделяет социальным факторам.

Ряд психологов рассматривает процесс психического развития как результат воздействий окружающей среды (Г. Спенсер, Т. Рибо). Эта линия исследований нашла продолжение в современных бихевиористических концепциях (У. Хантер).

В теории, разработанной одним из ведущих представителей гештальтпсихологии — К. Коффкой, различаются две формы развития: развитие как рост и созревание и развитие как обучение. Но, выделив данные формы, он не сумел их увязать между собой. Ему не удалось объяснить возникновение новых психологических структур, исходя из обучения.

В настоящее время в зарубежной психологии все активнее пробивают себе дорогу теории, опирающиеся в процессе анализа психического развития ребенка на понятие социализации. В этих теориях признается определяющая роль общественной среды в умственном развитии детей. Однако эта, казалось бы, прогрессивная тенденция существенно обедняется тем, что понятие социализации трактуется или неверно, или слишком упрощенно. Так, фрейдисты рассматривают социализацию как процесс вытеснения натуральных форм поведения ребенка общественными.

Ряд авторов значительно сужает в своих концепциях понятие общественной среды до отдельных групп, в качестве которых выступает семья, школа и т. д. В данных теориях не учитывается, что сами эти группы и входящие в них отдельные лица являются проводниками основных форм общественного опыта.

Концепции отдельных прогрессивных зарубежных ученых (Р. Заззо, А. Валлон, Дж. Брунер, Ж. Пиаже) в некоторых положениях приближаются к теории психического развития, разработанной советскими учеными. Так, Р. Заззо отмечает, что социализация ребенка начинается с момента его рождения и поэтому не возникает проблемы вытеснения натуральных форм поведения общественными.

А. Валлон в своих работах подчеркивает, что основным фактором психического развития ребенка является общение с окружающими его взрослыми людьми. Эти формы общения многообразны, что способствует разностороннему развитию. Окружающий мир с первых месяцев жизни ребенка воспринимается в русле общения со взрослым и через это общение. Социализация ребенка в раннем возрасте носит шпрокип и диффузный характер. С возрастом она дифференцируется и уточняется. Эти положения теории А. Валлопа существенно отличаются от концепции Ж. Пиаже, который рассматривает социализацию как очень медленно развивающийся процесс.

Дж. Брунер и его сотрудники получили материалы, свидетельствующие о том, что психическое развитие ребенка зависит от общественно-культурных условии его жизни. Дж. Брунер анализирует роль средств культуры в умственном развитии детей. Он считает, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка, является способ символизации опыта.

Некоторые зарубежные авторы пришли к выводу о том, что воспитание и обучение в дошкольном возрасте играют важную роль для умственного развития детей. Так, в работе Н. Skееls (1940) па большом фактическом материале показано, что при обучении детей в дошкольных учреждениях наблюдался существенный прогресс в развитии интеллектуальных способностей детей, что затем положительно сказалось на обучении в школе. [7; с.151-152]

Список использованной литературы

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.: ВЛАДОС — 1999.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. — М.: Просвещение — 1988.
  3. Зайцева Н.В. Умственное воспитание дошкольников. Выпуск 1. — Мозырь: РИФ «Белый ветер» — 1998.
  4. История дошкольной педагогики / Под ред. Литвинова П.Н. — М. — 1987.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия» — 2000.
  6. Константинов Н.А. История педагогики. — М.: Просвещение — 1979.
  7. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А.В. — М. — 1985.
  8. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 1. — М. — 1960.
  9. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 2. — М. — 1960.
Узнай стоимость написания твоей работы
Бесплатно
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут

Похожие работы